Презентация к уроку литературы, посвященному изучению трагедии Шекспира Ромео и Джульетта


Эпоха Возрождения В XV–XVII веках Европа переживала бурный расцвет гуманистической культуры. Новое историческое и культурное время подарило миру великих учёных, путешественников, поэтов, художников, деятелей культуры, всесторонне образованных и удивительно талантливых. Среди них особенно выделяются имена Леонардо да Винчи — не только великого художника, но и гениального математика, механика, инженера и физика; Альбрехта Дюрера — художника, гравёра, скульптора; Никколо Макиавелли — государственного деятеля, дипломата, историка и писателя. Вспомним также имена Джордано Бруно, Галилео Галилея, Христофора Колумба, Фернандо Магеллана, Николая Коперника. Навсегда вошли в историю мировой литературы великие писатели эпохи Возрождения — Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Джефри Чосер, Томас Мор, Франсуа Вийон, Мигель де Сервантес. Но основное место в литературе Ренессанса занимает Уильям Шекспир. Бессмертная трагедия Шекспира1594-1595 Самая ранняя из сохранившихся обработок сюжета, крайне популярного в ренессансной Италии, принадлежит Мазуччо ("Новеллино", 36). У Луиджи да Порто ("История двух благородных любовников", около 1524 г.) действие перенесено в Верону, любящие получили имена Ромео и Джульетта. Фамильные имена - Монтекки и Капулетти -упоминаются Данте в «Божественной комедии» ("Чистилище", VI, 106). Сюжет использовали Больдери ("Несчастная любовь", 1553), Банделло ("Новеллы", 1554), Луиджи Грото (трагедия "Адриана", изд. 1578) и, наконец, Джироламо делла Корта, который в своей "Истории Вероны" (1594-1596) выдает эту повесть за истинное происшествие. Вероятно, вскоре после этого и была сфабрикована явно поддельная гробница Ромео и Джульетты, которую до сих пор показывают в Вероне туристам. Что такое трагедия? Когда она возникает? Что такое конфликт? Как он развивается? Чем всегда заканчивается трагедия? В чём отличие драмы от других видов литературы? Можно ли, взяв за основу предложенный рисунок, восстановить сюжет трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»? Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни, И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни. И ненависть мучительна и нежность.И ненависть и нежность — тот же пылСлепых, из ничего возникших сил,Пустая тягость, тяжкая забава,Нестройное собранье стройных форм,Холодный жар, смертельное здоровье,Бессонный сон, который глубже сна.Вот какова, и хуже льда и камняМоя любовь, которая тяжка мне. А брак такая важная вещь: Картина требует красивой рамы,И золотое содержанье книгНуждается в застежках золотых,Вот так и ты, подумавши о муже,Не сделаешься меньше или хуже. В делах чести - настоящий дьявол. Фехтует, как по нотам: раз, два, а три уже сидит по рукоятку у тебя в брюхе. Вероны дух – задор, безумство, риск,отчаянная юности бравада… Любовь нежна? Она груба и зла. И колется и жжется, как терновник. Сумасшедший обожатель!Стань предо мной, как облачко, как вздох!Произнеси полстрочки, и довольно.Скажи "увы". Срифмуй "любовь" и "кровь".К Венере обратись иль Купидону. Кому принадлежат приведенные строки? Прокомментируйте их. Добра не жду. Неведомое что-то,Что спрятано пока ещё во тьме,Но зародится с нынешнего бала,Безвременно укоротит мне жизньВиной каких-то страшных обстоятельств.Но тот, кто направляет мой корабль,Уж поднял парус. Какие проблемы, волнующие героя, поднимаются в этих строках?Чем вызвана его тревога? Подберите фрагменты текста, иллюстрирующие запечатленный фрагмент. Какими рисует героев автор? Какие чувства переполняют их? Я легковерной, может быть, кажусь?Ну ладно, я исправлю впечатленьеИ откажу тебе в своей руке,Чего не сделала бы добровольно.Конечно, я так сильно влюблена,Что глупою должна тебе казаться,Но я честнее многих недотрог,Которые разыгрывают скромниц… Ромео о Джульетте Она такая строгая святая,Что я надежд на счастье не питаю,Ей в праведности жить, а мне конец:Я не жилец на свете, я мертвец. Кто и о ком говорит эти слова? Как вы их понимаете? Подберите фрагменты текста, к которым создана данная иллюстрация. Что удалось художнику отразить в своей работе? Какую роль в отношениях Ромео и Джульетты играет кормилица юной героини? Так непомерно счастье,Так сказочно им чудно это все! Почему брат Лоренцо согласился устроить брак молодых без согласия их родителей? Нравственна или безнравственна его помощь? Какой эпизод изображен на иллюстрации? Какую роль играет он в трагедии? В мужчинах нет ни в ком Ни совести, ни чести. Все притворство, Пустое обольщенье и обман.*** Мужчина ль ты? Слезливостью ты баба.А слепотой поступков - дикий зверь. Женоподобье в образе мужчины! Кто и к кому обращает эти слова? Как следует понимать их смысл? Какие чувства испытывает в момент смерти Тибальта Ромео? Чего он страшится? О чем грустит? Подберите к иллюстрации фрагменты текста трагедии. Какую из сцен трагедииПередаю актеры средствами пластики ? Какую роль в изображении чувств героев играет знаменитый диалог героев о соловье и жаворонке? Что есть любовь? Безумье от угара. Игра огнем, ведущая к пожару. Воспламенившееся море слез, Раздумье - необдуманности ради, Кого из героев трагедии изобразил художник? В какие моменты их судьбы? Любуйтесь ею пред концом, глаза!В последний раз её обвейте, руки!И губы, вы, преддверия души,Запечатлите долгим поцелуемСо смертью мой бессрочный договор. Что чувствуют представители враждующих семей у гроба детей? Раскаиваются ли они в том зле, которое причинили влюбленным? Какой для ненавистников уроков,Что небо убивает вас любовью! Но повесть о Ромео и Джульетте Останется печальнейшей на свете…