ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ С НАРОДОМ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЕДКОЙ САТИРЫ» ДЖ. ОРУЭЛЛА И А.Н. БАШЛАЧЕВА
Сизикова Н.А. ПДО (ИЗО)
Кобыляцкий Данил ученик 11 класса
ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ С НАРОДОМ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЕДКОЙ САТИРЫ» ДЖ. ОРУЭЛЛА И А.Н. БАШЛАЧЕВА
« Ворочаюсь в грязи, а если встать, пойти
За это мне грозит от года до пяти.
Хотелось закричать – приказано молчать.
Попробовал ворчать – но могут настучать».
Есть писатели, жизнь которых очень схожа, не смотря на разные поколения, годы и их место проживания. А.Н. Башлачев не был хорошо известен в СССР при жизни, и лишь после таинственной смерти он смог стать признанным поэтом, чьи стихи будет помнить не одно поколение. Александр Николаевич мечтал, что когда - нибудь его стихи станут не нужны, он мечтал дожить до того времени, когда едкая сатира забудется и наступит мир, где справедливость будет цениться превыше всего. Об этом мечтал и Джордж Оруэлл, чьи книги теперь расходятся по белому свету миллионными тиражами. И единственным отличием между писателями является лишь их национальность и выбор видов литературного искусства (поэзия и проза). К отличиям между авторами можно приписать и время их творчества, но как говорилась ранее, разве время имеет значение, когда писатель проходит сквозь него, ломая все границы и «четвертую стену»? Разве что – то вообще имеет значение, когда два человека встали на один и тот же путь, путь справедливости?
Итак, что же связывает этих двух людей между собой, в чем их творческий путь похож, а в чем и совершенно отличается? Об этом и хотелось бы поговорить.
Начать, несомненно, стоит с самого главного: проследить всю историю жизни двух великих мастеров своих жанров. Эрик Артур Блэр родился 25 июня 1903 года в Индии, городе Мотихари. Отец будущего писателя являлся сотрудником Опиумного департамента британской колониальной администрации Индии. Жизнь поносила Блэра по разным странам и городам. Когда Блэр вернулся на свою исконную отчизну – Великобританию, он жил случайными заработками, в то же время Блэр начал писать художественную прозу и даже публицистику. Спустя некоторое время, оказавшись в Париже, Эрик решает стать писателем, его намерения тверды и непоколебимы. С 1935 года он начинает публиковаться под псевдонимом «Джордж Оруэлл». И уже в 30 лет Оруэлл напишет в своих стихах: Я в этом времени чужой»…
Лишь прочитав первые строки, о жизни писателя, мы сможем провести параллель между ним и Башлачевым. Александр Николаевич родился 27 мая 1960 года в Череповце, Вологодской области. Отец Александра был начальником участка теплосилового цеха, а мать учителем химии. В 1977—1978 Александр Николаевич занимал должность художника в Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 учился в Свердловске на факультете журналистики. После обучения возвратился в Череповец и работал в родном городе в газете «Коммунист»
В 1981 году на свет появиться стихотворение, которое выражает идею несправедливости к поэтам при СССР:
«Поэты, сколотите себе крест!
Поэтом нынче стыдно называться!
Поэзия сегодня в резервации.
Поэзия сегодня рубит лес»
Делаем вывод: жизнь писателей во многом схожа. Оба писателя занимались публицистикой и всяческой творческой деятельностью. Самым главным в вышеперечисленном является то, что оба писателя были недовольны тем временем, в котором им пришлось родиться. Оруэлл и Башлачев являлись «богоборцами». Они шли против системы, ее догм и стереотипов. За это писателей и не любили их враги, а их врагом являлась власть несправедливых.
Когда у Оруэлла спросили, кого он считает воплощением зла, то писатель без запинки ответил на это: «Сталин!». Джордж Оруэлл и сам был в душе революционером, но под революцией он видел не кровавые расправы над неугодными и несогласными. Оруэлл был человеком с тонкой душой, как и любой творческий человек, и эта его душа требовала справедливости для всех, а не повсеместного равенства, ведь равенство и справедливость, разные понятия, не так ли? Под справедливостью Оруэлл понимал социализм, но не социализм Советской России, с кровавыми репрессиями и лагерями, а социализм без тирании и кровопролития. Александр Николаевич Башлачев рос в то время, когда культа личности Сталина уже не существовало. Как ребенок, живший в шестидесятых годах, Александр видел в Сталине падшего ангела, которого товарищ Хрущев скинул прямо с небес, предварительно обломав крылья и окрестив чертом. Позже Башлачев напишет в своем стихотворении «Лихо» такие строки:
«Босиком гуляли по алмазной жиле.
Многих – постреляли, прочих – сторожили.
Траурные ленты. Бархатные шторы.
Брань, аплодисменты да сталинные шпоры»
Дабы не привлекать к себе излишнего внимания, Александр часто пел «стальные шпоры» вместо «сталинных». Сатиру на кровавый коммунизм можно увидеть и в других стихах, таких как: «Оковы тяжкие упали…», «Мы льем свое больное семя», «Палата номер 6» и др.
Снова вернемся к Оруэллу. Писатель очень часто гневно обрушивался на западных авторов, которые в своих произведениях отождествляли социализм с Советской Россией, в частности — Дж. Бернарда Шоу.
«Напротив, Оруэлл непрестанно утверждал, что странам, собирающимся строить подлинный социализм, в первую очередь следует бояться Советского Союза, а не пытаться взять с него пример», — так говорил профессор политологии Стивен Ингл. Оруэлл всей душой ненавидел Советский Союз, корень зла он узрел в самой системе, где «животные» пришли к власти, и поэтому Оруэлл думал, что ситуация не могла измениться, если бы даже Ленин остался жив, а Троцкий не был выслан из страны.
Башлачев не был хорошо известен в СССР при жизни, и лишь после таинственной смерти он смог стать признанным поэтом, чьи стихи будет помнить не одно поколение. Именно такими теплыми словами характеризовал Башлачева его добрый друг и соратник Юрий Шевчук – такой же бунтарь, как и сам Александр Николаевич: «Саша – это литература, культура, мировой уровень. Я считаю, что это выше, чем те, кто был тогда эталоном… Его смерть стала знаковой… Все почувствовали, что хлопнула дверь. Закончилось романтическое время, праздник, рок – н – ролл, Рок – клуб, время духовного подъема, свободы, которая еще только возникала… Страна после его смерти стала совершенно другой»
Вернемся к творчеству Оруэлла. В 1945 у Оруэлла году родилась идея создать произведение, с помощью которого он бы смог указать людям, что при любом раскладе в государстве останутся угнетенные и угнетатели. Так и появилась притча «Скотный двор». На фоне фантастического сюжета, где животные, взяв власть в свои «руки», стали строить лучший мир, Оруэлл сумел показать, что Советский Союз не идеальное государство, с которого стоит брать пример при строительстве коммунизма и социализма.
Спустя много лет, в 1982 году, Александр Башлачев напишет стихотворение, в котором упоминает произведение Оруэлла. Откуда, вы спросите, взялось это «пакостное» произведение в СССР? Скорее всего, Александр мог услышать о нем в кругах журналистов, с кем он общался или же приобрел его через фарцовщика, интересуясь запрещенной в то время литературой. Вот такие слова родились в голове Александра Башлачева:
«Шуты, фигляры и пророки
Сегодня носят «фендера»,
Чтобы воспеть в тяжелом роке
Интриги скотного двора».
Башлачев будто шутил над самим собой, когда писал эти сатирические строки, на тех музыкантов, которых считал борцами с системой. Но знаковым его произведением стало другое стихотворение, которое было написано чуть ранее, в 1980 году. На первый взгляд в стихотворение нет ничего необычного, но если как следует вчитаться и понять суть, то все становится на свои места. Итак, давайте разбираться.
Стихотворение «Представьте – однажды у всех под ногами…» не пышет той самой «едкой сатирой», оно скрывает ее внутри. По отдельности слово ничего не значит в произведениях Башлачева, внимание нужно обращать на фразу.
«Представьте – однажды у всех под ногами
Земля превратилась в большой барабан
И те засмеялись, что строем шагали
И те испугались, что просто гуляли,
Услышав тот гром, что таился в ногах»
Не правда ли, интригующее начало? О чем же хотел сказать автор в самых первых строках? Наверное, вы догадались. Несомненно, Башлачев говорит о революции. Люди превращают нашу родную Землю в огромный барабан, когда начинают отбивать совершенно новые ритмы во время очередной смены власти. Сами не понимая, какая сила и потенциал скрывается в одном отдельно взятом индивидууме, люди становятся в строй и продолжают маршировать и бить сильнее по «барабану». Далее будут происходить такие же интересные метаморфозы: ладони станут звонким солнцем литавр, губы заменят трубами. Башлачев говорит и о том, что несогласных постигнет кара:
«…А тех, кто попрятался,
Тех находили
И в уши вливали ревущую медь»
К сожалению или же к счастью, настанет такое время, когда строем никому шагать не захочется, все забудут о казнях на эшафотах, прогнивших от крови, а Земля, залатанная и покрытая шрамами, больше не будет служить барабаном. Захочется играть на других «инструментах», более нежных и мелодичных…
«Но время настанет – и трубы охрипнут,
И руки устанут, по швам упадут
И вы удивленно услышите скрипку,
Что брошена нынче в забытом саду»
Творчество Башлачева и Оруэлла задевает самые тонкие струны души человеческой. Писатели в своих произведениях не просят, они умоляют людей стать человечнее, стать добрее и гуманнее, указывая на самые страшные пороки и грехи, которые мы совершаем случайно или же преднамеренно.
Писатели обрели славу лишь после смерти, но разве они шли только к признанию? Нет. Их целью было донести каждому человеку, что такое справедливость и что такое власть эксплуататора. Всю свою жизнь они боролись против геронтократии, насилия и жестокости. Не каждый бы смог посвятить свою жизнь правому делу, но эти люди с помощью колкой сатиры взбудоражили тысячи умов на всем белом свете, заставили проснуться многих спящих. Быть может, мы с вами доживем до того времени, когда произведения мастеров слова станут нам не нужны, но пока что мы живем в том же мире, где «едкая сатира» остается нам единственным утешением, а может быть и спасением. Это решать только нам самим.
Башлачев и Оруэлл так и не смогли узреть самолично тот новый утопический мир, который им грезился. Но они верили, что такое возможно, ведь в чудо могут верить только дети и творческие люди, а в свободу еще и безумцы, а каждый бунтарь для системы – псих. Такими «умалишенными» были Джордж Оруэлл и Александр Башлачев.
Литература
Наумов Л. Александр Башлачев. Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы./ Санкт – Петербург. Амфора 2014/- 22-26,30- 31, 46-48, 80-81.
Свиридов С. Поэзия А. Башлачева: 1984 – 1985.
Сайт Википедия. /ru.wikipedia.org/wiki/Джордж_Оруэлл
Биография Оруэлла Дж.
Философские науки, 1989, статья номер 12. Философия Джорджа Оруэлла.