Личностные результаты по ФГОС. Выступление учителя на педагогическом совете Инновационная культура учителя
Выступление учителя обществознания Каймаковой С.Ю. на педагогическом семинаре ОУ «Инновационная культура учителя»
Тема: Личностные результаты образования по ФГОС
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования должны быть уже сформированы основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, обеспечены условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, для укрепления их физического и духовного здоровья.
Важное место в Стандарте занимают личностные характеристики выпускника, представленные в «портрете выпускника начальной школы», именно те характеристики, личности, с которыми мы начинаем работать в 5 классе, осуществляя прпедавание по ФГОС. Ребенок, получивший начальное образование - это человек, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Личностные результаты образования в 5 классе по требованиям ФГОС должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Близким к понятию «личностные результаты» является понятие «личностные универсальные учебные действия» (личностные УУД).
Личностные универсальные учебные действия, с точки зрения науки, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, проявляющуюся в знании моральных норм, умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умении выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности мы выделяем три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, понимаемое как установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— нравственно-этическая ориентация, которая обеспечивает личностный моральный выбор
На уроке обществознания именно личностные УУД определяют, так называемую, личностную готовность ребенка к получению новых знаний, его мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и эмоциональную зрелость ребенка.
Мотивационная готовность к учению проявляется в сформированности учебных, познавательных и социальных мотивов (мотивов стремления к социально значимому статусу, социальному признанию и мотивов социального долга).
Сформированность Я-концепции предполагает осознание ребенком своих физических возможностей и умений, нравственных качеств и переживаний, характера отношения к нему взрослых (педагогов и родителей), способности адекватно оценивать свои достижения и личностные качества.
Развитие Я-концепции на уроке обществознания в 5 классе сопровождается формированием основ личностной идентичности, что, в конечном итоге определяет успешность жизненного и профессионального самоопределения в будущем.
Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком определенных социальных норм, высших чувств и способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения.
Внутренняя позиция школьника проявляется в положительном отношении к школе, выражении интереса к содержанию нового предмета, в осознанности самоопределения и в участии в социально значимой и социально оцениваемой деятельности по предмету.
Под личностными результатами образования мы понимаем те знания, умения, навыки и способности, которые обеспечивают возможность эффективного применения предметных и метапредметных результатов, а также других результатов образования в жизненных ситуациях.
Основным способом их формирования становится система воспитания, как в образовательном учреждении, так и в семье и других социальных институтах. Немаловажным фактором является и включение воспитательных компонентов в процесс организации учебной деятельности, выступающей в качестве ведущей в 5 классе из основных видов деятельности в течение всего школьного периода развития обучающихся.
В результате анализа государственных образовательных стандартов нового поколения с учетом преемственности результатов на уровнях начального, основного и среднего образования выделяются следующие группы личностных результатов для обучающихся начальной школы:- личностные результаты в области познания, обеспечивающие мотивационную готовность к познавательной деятельности, которая проявляется в развитой познавательной и творческой мотивации и познавательной активности, интересе к обучению, саморазвитию и самообразованию;
- личностные результаты в области взаимодействия с другими людьми, позволяющие конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляющиеся в умении выстраивать отношения, общаться с людьми разного возраста, пола, национальности, в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, готовности к диалогу;
- личностные результаты в области социального поведения, обеспечивающие возможность эффективно включаться в жизнь социума и создать условия для формирования умения бесконфликтно выполнять различные социальные роли, проявлять самостоятельность в решении социальных и бытовых вопросов, проявлять ответственность за порученное дело;
- личностные результаты в области здорового образа жизни и безопасности, обеспечивающие формирование ценности человеческой жизни и проявляющиеся в отсутствии вредных привычек, следовании здоровому образу жизни, формировании навыков безопасного поведения вне дома и при общении с незнакомыми людьми;
- личностные результаты в духовно-нравственной сфере, предполагающие формирование у школьников морально-этической ориентации, системы ценностей, соответствующих требованиям современного общества, в том числе семейных ценностей, усвоении морально-этических норм поведения и взаимодействия, представлений о себе как о гражданине своей страны, испытывающем чувство гордости за Родину, российский народ;
- личностные результаты в области личностного, профессионального и жизненного самоопределения, обеспечивающие адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование осознаваемого образа будущего, умение самостоятельно делать выбор в различных ситуациях.
В результате деятельности педагогической мастерской нами выявлены следующие области активности личности и, как соответствие, наименование личностных результатов. Познание: мотивация к обучению и познанию, познавательная активность, мотивация к творчеству,
Взаимодействие с другими людьми: конструктивное взаимодействие со сверстниками, конструктивное взаимодействие со взрослыми,
Социальное поведение: принятие социальной роли ученика, сына, дочери, друга, самостоятельность в решении бытовых и социальных вопросов, ответственность за принятое решение,
Здоровый образ жизни и безопасность поведения: ведение ЗОЖ, безопасность поведения,
Духовано -нравственное поведение: морально-этическая ориентация, ориентация на семейные ценности, гражданская идентичность
Профессиональное и жизненное самоопределение: адекватная сомооценка, позитивный образ жизни, умение делать самостоятельный выбор.
Особо обратим внимание на личностные результаты в области познания.
Личностные результаты в области познания представлены мотивацией к обучению и познанию, познавательной активностью школьника и мотивацией к творчеству.
Познавательная деятельность является важнейшей в ходе всего школьного периода развития обучающегося. Ее эффективность, в первую очередь, определяется позитивным отношением к учебной деятельности. В таком случае именно положительное отношение к учебе может выступать в качестве одного из критериев такого личностного результата образования как мотивация к обучению и познанию.
Выделим группы мотивов, влияющих на познавательную деятельность:
1. Учебно-познавательные мотивы.
2. Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга).
3. Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
4. Внешние мотивы (власть и требования взрослых и т. д….).
5. Игровой мотив.
6. Мотив получения высокой оценки.
Важнейшими в этом аспекте мотивами, не только определяющими эффективность учения, но и позволяющими достичь успешности с наименьшими затратами, являются познавательные мотивы, проявляющиеся как интерес и стремление к познанию, удовольствие от процесса познания.
Познавательная мотивация может проявляться в следующих показателях: ребенок, стремящийся к познанию, с интересом слушает учителя, во время объяснения нового материала он внимателен, сосредоточен на работе, радуется, когда сам узнает что-то новое, готов поделиться вновь услышанным или узнанным с окружающими, задает себе и другим дополнительные вопросы по новой теме, проявляет инициативу, стремится найти дополнительный материал по новой теме, рассказать на уроке или перемене найденную информацию.
Низкий уровень учебной мотивации проявляется обычно в отрицательном отношении к чтению и познанию как таковому (учебной, художественной, популярной литературы), явном нежелании «делать уроки» дома, постоянном отвлечении на уроках, равнодушии при объяснении учителем нового материала. При ответе на вопрос, почему ребенок учится, он чаще всего использует ответы, в которых проявляется мотивация долженствования (родители заставляют, так надо и пр.) или мотивация избегания неудач (чтобы мама не ругала, чтобы не было «двоек»), апелляция к желанию что-то узнать вообще отсутствует.
Познавательная активность ребенка также выступает в качестве важного личностного результата образования. Она может проявляться как во время уроков, так и при выполнении домашних заданий, в общении с родителями или другими детьми.
Активные в области познания дети часто задают вопросы (или пытаются ответить на них сами путем размышления, аналогии), имеющие отношение к теме урока или учебному материалу, обязательно при этом, слушают ответ, уточняют и переспрашивают о том, что им не понятно. При подготовке творческих, исследовательских домашних заданий или докладов, рефератов, сообщений такие школьники часто пользуются дополнительными источниками информации (книгами, справочниками, энциклопедиями, Интернетом) или задают вопросы родителям, сверстникам, знакомым не о только том, как выполнить задание, но и где об этом можно узнать, как определить достоверность и правильность информации, как сделать презентацию. При этом нередко «выходят» за пределы школьной программы. Они с удовольствием регулярно участвуют в олимпиадах, конкурсах и викторинах различного уровня.
Дети с низким уровнем познавательной активности редко задают вопросы по содержанию, говорят, что не любят этого делать, демонстрируют равнодушие к новой информации, не любопытны, часто не выполняют домашнее задание, берутся делать сообщения только в случае явного давления педагога или когда надо исправить отметку, да и то нередко отказываются или не выполняют задание.