Образ красоты человека. Женский образ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок : Изобразительное искусство
Класс: 4 Б
Тема Образ красоты человека. Женский образ.Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с образом красоты женщины в русской культуре
Тип урока Урок освоения новых знаний.
Личностные результаты Осознают свою принадлежность к народу, стране, государству
Универсальные учебные действия (метапредметные) Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины , научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.
Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.
Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;
1.- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;
2.- воспитывать у детей любовь к истории России
3.- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;
4.- учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;
5.- познакомить с творчеством К. Маковского;
Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);
Предметные: создать рисунок - портрет в кокошнике
Основное содержание темы, понятия и термины Сарафан, рубаха,передник,пояс,кокошни.
Образовательные ресурсы Наглядные материалы, мультимедийная презентация.
Этап, цель, задачи этапа. Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная,
И-индивидуальная,
П-парная, Г-групповая) ;методы и приемы работы Содержание взаимодействия с учащимися.
I. Организация начала урока
Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству ФронтальнаяСловесныйСлово учителяПроверка готовности класса и оборудования;
эмоциональный настрой на урок. -Здравствуйте, дети! Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Анастасия Андреевна.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку? (альбом, карандаши, краски, кисточки)
-Тихонечко садитесь.
II. Актуализация.
способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Фронтальная
Словесный (беседа)
Работа по презентации - А вы знаете, что каждый художник немного волшебник?
С помощью красок и фантазии он может превратить неприметную игрушку в яркую и веселую, темную комнату сделать светлой и наоборот. Своим волшебством художник украшает нашу жизнь.
-Давайте вспомним, в каких вещах или предметах быта можно увидеть труд художника? (Строит красивые дома, делает красивые обои, создаёт картины, украшает одежду, и т.д)
-А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?
(Можно, потому что одежда изготовляется по эскизам, одежду украшают по разным стилям и в соответствии с цветовыми схемами.)
- Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?
- А в сказках нам встречаются «Русские красавицы» ? Кто они? (Василиса Прекрасная, Царевна Лебедь, Снегурочка, Варвара Краса-длинная коса, Елена Премудрая и т.д)
- Как должна выглядеть «Русская красавица»?
Слайд. 2-3
- Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.
III. Постановка учебной задачи.
Создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.
Фронтальная
Словесный
Работа по презентации -Знаете ли вы, какой костюм, какую одежду могла носить ваша прапрапрабабушка?
- Давайте посмотрим на доску.
Слайд 4-5.
-Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? (Сарафан, рубаху.
В будни - простой, неяркий.
В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.)
- Давайте рассмотрим атрибуты одежды.
Слайд 6-11.
Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека. Например у восточных славян считалось, что если продать свою рубаху значит продать и свое счастье.
Сарафан- народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные.
Передник-Поверх рубахи, и сарафана надевали передник, . Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. «Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника. Интенсивность цвета в орнаменте постепенно усиливалась сверху вниз за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружева, бахромы. Самая широкая узорная полоса - цветная перевить - помещалась не в самом низу, а немного отступая от края.
Пояс (кушак) — полоса ткани или другого материала, шнур или веревка, которая завязывается, как правило, по талии человека. Поддерживает одежду, покрывающую нижнюю часть тела (штаны, юбку) или не дает распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела (тулуп, халат, кимоно).
Кокошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка,]) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать?
( « Русскую красавицу»)
IV .Самостоятельная работа
Создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Словесный
Индивидуальная 1.Выберем расположение листа (горизонтальное или вертикальное)
2. Определим размер рисунка.
3. Проведём горизонтальный отрезок равный длине рисунка.
4. Отметим середину- это будет условное обозначение линии пояса.
5.Разделим верхний отрезок ещё на две части, получившиеся отрезки ещё на две части, тоже самое делаем с нижней частью.
6.Прорисуем голову, обозначим расположение кокошника.
7.Оставим место для шей,прорисуем верхную часть сарафана.
8. Прорисовываем юбку.
9. Рисуем рубаху.
10.Стираем лишние линии, украшаем сарафан и рубаху, затем раскрашиваем рисунки.
-Ребята, какие цвета вы выберете для сарафана?
- Какие узоры характерны?
Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.
V. Рефлексивно-оценочный Словесный
Фронтальный -Наш урок подходит к концу
-Пожалуйста, кто закончил, поделитесь с нами своими результатами, выходите с готовыми рисунками к доске.
- Итак, что нового вы сегодня узнали?
- Чему вы научились?
- Что было самым интересным?
Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие женскую красоту.
- Урок окончен.
- До свидания!