Конспект урока литературы Ю.М.Лермонтов Три пальмы
Урок литературы
Место проведения: МБОУ Наро-Фоминская школа для обучающихся с ОВЗ
Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Класс: 6а
Учитель: Богданова Мария Геннадьевна
Дата:
Тип урока: урок нового знания
Вид урока: урок-беседа
Межпредметные связи: история, русский язык
Методичекие приемы: беседа
Оборудование: презентация, иллюстрации, портреты,
Основные формы и методы работы: групповая работа, самостоятельная работа учащихся.
Цель урока: Обеспечить условия для знакомства с творчеством поэта и анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Задачи урока:
1. Обучающие: Сформировать навыки связной монологической речи. Научить анализировать текст и искать ответы на поставленные вопросы.
2. Развивающие: Расширить кругозор учащихся. Обеспечить развитие памяти и логического мышления учащихся. Обеспечить развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков выразительного чтения. Расширить кругозор учащихся.
3. Воспитывающие: Сформировать эстетический вкус учащихся. Научить работать в команде.
Домашнее задание к этому уроку: Подготовить чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1. Орг. момент.
Приветствие. Сообщение темы урока. «Наш сегодняшний урок посвящается изучению стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Приветствуют учителя. Садятся. Записывают тему рока в тетрадь.
1 мин
2. Введение нового материала
Сегодня мы будем анализировать стихотворение "Три пальмы". Это стихотворение было написано в 1839 году. Откройте учебник и найдите там это стихотворение. Посмотрите на название."Три пальмы. Восточное сказание". Что вам говорит слово "сказание"? (восточные мотивы). Да, это стихотворение носит философский смысл. А философия обычно ассоциируется с востоком и восточными притчами. А что такое притча?
А теперь послушайте это стихотворение в аудиозаписи.
Открывают учебники. Читают название. Отвечают.
Слушают аудиозапись.
3 мин
3. Анализ стихотворения
1.Кто главные герои сказания? (Три пальмы, ручей, караван).
2.Дйте определения следующим словам: под сенью, чуждая земля, пылающая грудь, куща зеленая, роптать, святой приговор, вьюки, челнок, лука, горячил коня, фарис, махровая глава, студеный ручей, урочный путь, гремучий ключ,
3.Пересскажите сюжет стихотворения? Какие события там происходят? (К трем пальмам приходит караван, пальмы дарят им тень и место для отдыха, а ручей утоляет их жажду. А ночью люди вырубают пальмы, отплатив им злом на добро. А вместе с пальмами погибает и ручей.)
4.А почему пальмы просили Бога привести к ним кого-нибудь? (Они жил в идеальном мире, в благодати, без тревог и забот. Но они хотели заботиться о других, тем самым выполнить свое предназначение. Ведь в их рай не могли добраться люди.)
5.Определите тему стихотворения. Какие вопросы затрагивает поэт? (Отношения природы и человека. Уничтожение природы человеком. Человеческая неблагодарность, двуличность.)
6.О чем поэт хочет нас предупредить? (о том что мы должны беречь природу, уважать ее. О том что нужно быть аккуратнее со своими желаниями. Конец может оказаться гибельным для желающего,)
7.Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении? (Эпитеты- почва бесплодная, знойные лучи; олицетворение- пальмы роптали; сравнение- верблюд, как челнок; метафора- черные очи сверкали)
8.Придумайте иллюстрации к стихотворению.
По желанию учителя отвечают на вопросы.
15 мин
Теперь переходим к выразительному чтению. Еще раз послушайте аудиозапись. Включает запись.
10 мин
5.Подведение итогов урока
Итак, сегодня вы познакомились с еще одним стихотворением М.Ю. Лермонтова «три пальмы». Главная тема этого стихотворения- неблагодарное отношение человека к природе. Стихотворение отличается не только глубоким философским смыслом, но и яркими красочными картинами, которые создаются благодаря лексике и многочисленным изобразительным средствам.
3 мин.
6.Выставление оценок
Выставляет оценки.
Подают дневники.
2 мин
7.Домашнее задание
Выучить стихотворение. Нарисовать к нему иллюстрацию.
Записывают в дневник.
1 мин
15