Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: Восточное сказание М. Ю. Лермонтова Три пальмы
ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ»1
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В БАЛЛАДЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ»2
Тарханы3
4
Московский университет5
6
Ссылка 7
8
Пятигорск 9
Баллада « Три пальмы»
Режиссёры 11
Словарная работаАРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ- Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки.РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.УРО́ЧНЫЙ -установленный, определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле.12
Благодарность Чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. С.И.Ожегов13
Художники 14
Географы Арави́йская пусты́ня расположена на Аравийском полуострове, преимущественно на территории Саудовской Аравии15
Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания.16
Опорная таблицаЧасть планаОпорная лексика1. Тема 2. Идея 3. Художе-ственныесредства17
Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема :отношения человека с миром природы 18
Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 19
Почему произведение обозначено как восточное сказание?Сказание – это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях. (Словарь литературоведческих терминов)Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудростиАвтор подчёркивает легендарность событий, предупреждает о последствиях.20
Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным. 21
Композиция баллады.1-2 строфы-3 строфа-4-6 строфы-7 строфа- 8 строфа-9-10 строфы-
Композиция баллады.1-2 строфы- описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм.3 строфа- упреки пальм небу, Богу.4-6 строфы- описание каравана.7 строфа- приветливая встреча усталых путников. 8 строфа- гибель пальм.9-10 строфы- описание бесплодной пустыни.
Размер стихотворения Амфибрахий 24
С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?Но только что сумрак на землю упал,По кОрням /упругим /топор за/стучал,И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сОрвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медлен/но жгли их/ до Утра/ огнем.1.Для сохранения поэтического колорита.2.Для сохранения ритма.3.Для соответствия размеру.25
Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание?Такой прием называетсяперифразомИ пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сорвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медленно жгли их до утра огнем.26
Как называется этот художественный прием?Какую роль в стихотворении он играет?Гордые пальмы,почва бесплодная,от знойных лучей и сыпучих песков,роскошные листья, звучный ручей, влага студенаяЭтот прием называется эпитетом, он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства.27
Благодаря каким словам пальмы предстают как люди? И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сорвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медленно жгли их до утра огнем.Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. И как ужасна их гибель!28
По корням упругим топор застучал.29
АллитерацияПо корням упругим топор застучал.Аллитерация- повтор однородных согласных звуков, придающий тексту особую выразитель- ность.
Какую картину рисует поэт? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием?По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий!Прием называется аллитерация – повторениеоднородных звуков.Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев31
Ассонанс В п[е]сч[а]ных ст[е]п[я]х ар[а]в[и]йской з[е]мл[и] 32
Что противопоставляется? С какой целью? Как называется этот прием?В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался водою холодной,Хранимый под сенью зеленых листовОт знойных лучей и сыпучих песковИ ныне все дико и пусто кругом –Не шепчут листья с гремучим ключом;Напрасно Пророка о тени он просит –Его лишь песок раскаленный заносит,Да коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним.Этот прием называетсяантитезой33
БАЛЛАДА — ЛИРОэпическое произведение . Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему? 34
Проследим за тем, как меняется настроениеВступлениеСпокойное, умиротворённоеЗавязкаНедоумение от злого эгоистичного поступка людей, осуждениеКульминация Развязка Унылое опустошение в душе, грусть, сожалениеЧто-то настораживаетЧувство тревоги,беспокойство35
Такая опорная таблица должна получитьсяЧасть планаОпорная лексикатемаОтношения человека с миром природыидеяНельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии.Художест-венныесредстваЭпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза.36
Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?НРАВСТВЕННОСТЬ – 1. а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2. Моральные качества. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Разрушение природыведет к разрушению самогочеловека, его жизни.37
Символика Цифра «три»38
Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»?Это стихотворение переведено на арабский язык и дети Сирии учат его в школах наизусть.Свяжите тему сегодняшнего урока с тем, что происходит сейчас в Сирии.39
синквейнПальмыГордые, зелёныеРоптать, важничать, умеретьОлицетворение поверженной красотыЭгоизм1 существительное 2 прилагательных3 глагола Предложение1 существительное 40
Домашнее заданиеЗаписать анализ стих-я письменно.41
Использованная литература Материал Сорокиной Ю.Б.42