Инновационный проект «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»
Публичная защита инновационного проекта «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»
Выполнила музыкальный руководитель
МДОУ ДСКВ №7 г.Ейска МО Ейский район
Сафонова Татьяна Юрьевна
2013 год
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Центром работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей является детский сад, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. В связи с этим возникла необходимость поиска современных эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности; выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, а именно использование современных образовательных и здоровьесберегающих технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности, с учетом региональных особенностей Краснодарского края.
Региональные особенности Краснодарского края создают комфортные условия для жизни человека, что позволяет использовать природно-климатические факторы в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Разработана и внедрена система проведения занятий на воздухе, позволяющая комплексно использовать на эффективные здоровьесберегающие технологии: подвижные и спортивные игры; дыхательная гимнастика, массаж, оздоровительная аэробика, оздоровительный бег, креативная гимнастика, использование малых форм народного фольклора (приговорок, прибауток). Дети чувствуют себя хорошо при различных меняющихся метеорологических условиях в помещении и на воздухе; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании.
Повышение уровня заболеваемости детей ОРВИ, ОРЗ.
Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребёнка.
Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов МДОУ.
Повышение уровня профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.
Цель и задачи применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников
Основополагающей целью применения здоровьесберегающей технологии в
процессе музыкального образования дошкольников является организация единой
оздоровительной работы ДОУ направленной на целостное физическое,
эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребенка.
Обогащение содержания музыкального образования различными видами
здоровьесберегающей деятельности.
Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании
путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.
Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельности,
посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих
технологий.
Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового
образа жизни.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
При использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы:
Будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, игровой гимнастике, и т.п.)
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
Лечебная гимнастика Игровая гимнастика
Лечебно – профиллктические танцы Физ.минутки
Подвижные игры Релаксация
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни
Коммуникативные игры – танцы Самомассаж
Гимнастика для профилактики зрения
Коррекционные технологии
Музыкотерапия Фонетическая ритмика
Условия
Систематизировать и разнообразить работу музыкального руководителя со специалистами и воспитателями по проблеме: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством внедрения в работу МДОУ здоровьесберегающих технологий.
Использовать в работе музыкального руководителя регламентируемых и не регламентируемых видов деятельности , способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада (всеобучи, занятия, консультации, беседы)
Регламентируемые виды деятельности
Музыкально-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности.
Музыкально – ритмические движения.
Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)
Занятия фонетической ритмикой.
Логоритмика
Кружок дополнительного образования по оздоровительной гимнастике и лечебно – профилактическому танцу «Озорные светлячки»
Нерегламентируемые виды деятельности
- музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.
-Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальная терапия.
Минуты шалости (танцы между занятиями)
Музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.( на занятиях изодеятельности, художественно – конструктивной деятельности, трудовой деятельности, во время приёма детей, в летний период во время прогулки).
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в ДОУ ( досуги, викторины, развлечения, праздники).
Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных , физкультурных и физминутках , в кружке дополнительного образования «Озорные светлячки».
Музыкальная терапия.
Минуты шалости (танцы между занятиями).
Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей.
Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозайка» Буренина.)
Младший возраст: «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок».
Средний возраст: « Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Птичка польку танцевала».
Старший дошкольный возраст: «Весёлые путешественники», «Кузнечик», «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Кукляндия», «Карнавальное шествие», полька «Кремена», «Найди пару», «Какадурчик».
Дыхательная гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
( А. Н. Стрельникова)
Упражнения : «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты».
Попевки на одном звуке: «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок».
Попевки на двух и нескольких звуках : «Баю-бай», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолёт», «Ракета», «Горошина».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встречаются», «Твёрдые ладошки», «Весёлые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики».
Музыкальные подвижные игры: «Ай-дили-дил-дили!», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребёнок», «Беги ко мне».
Игры – это часть музыкального занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч», «Покачаемся в лодке» и т.п.
Проводится с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Релаксация. Упражнения: «Отдохнём», «В лесу», «На волнах», «Птички», «Погреемся на солнышке», «Загораем».
Релаксациюможно проводить в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Кружок дополнительного образования по игровой гимнастике и лечебно – профилактическому танцу.
Занятия детей в кружке «Озорные светлячки» дополняет инновационный процесс и помогает естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
В нашем детском саду, для детей с нарушением зрения, эта программа особенно актуальна.
Задачи программы для слабо видящих детей: развитие координации движений, ориентировке в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений и обучение мимике и жестам. Неуверенность в движениях слабовидящего дошкольника преодолевается в процессе лечебно профилактических, танцевально–ритмических упражнениях, в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и чёткому ритму музыки.
Программа танцевально–игровой гимнастики и лечебно– профилактического танца реализует все эти задачи.
Одним из самых сильных возбудителем эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена.
Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Применение её на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплочённости, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект. Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно – через нервную систему.
Таким образом танцевально – ритмическая гимнастика, лечебно – профилактический танец, гимнастика для глаз и самомассаж, имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста.
Вовлечение специалистов МДОУ в инновационный процесс.
Перспективное планирование осуществляется совместно со всеми специалистами ДОУ: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор физкультуры, учитель – логопед, учитель – дефектолог, психолог. Разрабатывается единая линия в планировании воспитательно- образовательного процесса. Планирование музыкального образования включает задачи психо-эмоционального, физического и эстетического, познавательного развития детей.
Большинство специалистов, вовлекаемых в инновационный процесс имеют высокую квалификацию, но есть и такие, которые не имеют опыта участия в инновационном процессе и являются начинающими.
Личностно-профессиональные качества и умения музыкального руководителя необходимые для реализации педагогики оздоровления
Умение анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления.
Наличие знаний об особенностях возрастной физиологии детей, о формировании и функционировании психических процессов детей дошкольного возраста.
Способность проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в музыкально – образовательном процессе.
Умение прогнозировать результаты собственной деятельности. Рефлексия.
Владение основами здорового образа жизни и возможность стать личным примером для детей, проявляя заботу о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Результативность.
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия.
Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство.
Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а так же имеет профилактическое действие.
Использование релаксации на музыкальных занятиях приобщает детей к классической музыке, развивает умение расслабиться после полученной нагрузки.
Занятия в кружке дополнительного образования по игровой гимнастике и лечебно – профилактическому танцу помогают естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
Рецензия на инновационную работу дана руководителем МДОУ ДСКВ №7 г.Ейска.
Опытом по инновационной деятельности «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников» я делюсь с коллегами на методических объединениях музыкальных руководителей г. Ейска ти Ейского района, а так же на сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Заключение.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей. Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы, то будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, гимнастике, и т.п.). Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих технологий повысит результативность учебно – воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
_ђЗаголовок 1_ђЗаголовок 2_ђЗаголовок 3_ђЗаголовок 4_ђЗаголовок 5_ђЗаголовок 6_ђЗаголовок 7_ђЗаголовок 8_ђЗаголовок 915