Статья Экологический аспект в музыкальном творчестве
«Экологический аспект в музыкальном творчестве».
Москвина Татьяна Алексеевна
МБОУ г. Иркутска СОШ №23
учитель музыки
Цель статьи: формирование экологического воспитания учащихся через произведения искусства: музыкальные, художественные и литературные.
Задачи: 1) формирование основ экологической культуры через музыку, изобразительное искусство и литературу;
2) развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности общения с музыкальными шедеврами;
3) развитие музыкально-образного мышления.
Экологическое воспитание и музыкальное образование – это почва, на которой можно вырастить средствами искусства плоды нравственного очищения личности в современном обществе. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский говорил: « Человек – часть природы, он развивается, стало быть, как природа».
Природа – это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух, зеленый лес щебет птиц и полет шмеля, гроза и радуга Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.
Искусство – великая сила, способная заставить человека посмотреть на себя и свои дела на Земле глазами, обновленными эстетическим чувством.
Что же могут музыка, музыкальное воспитание, обучение музыке? С первой встречи с детьми, исполняя простейшие песенки, можно рассказывать и о ежике, и о кукушке, и о лесе, и об Аленушке, которая глядится в ручеек. Музыкальные пейзажи, зарисовки, вызванные ими чувства и мысли человека – вот что воспитывает, обучает и развивает душу. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства, в частности музыки, весьма актуальна.
Работая в школе по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской - «Музыка» 1-7 классы и «Искусство» 8-9 классы, затрагиваю тему экологии через музыкальные, вокальные и художественные произведения.
Красота, естественность красок природы многие века вдохновляли художников, музыкантов, поэтов и писателей. Достаточно вспомнить картины Боттичелли, Курбе, Шишкина, Левитана, Саврасова, Рериха, музыку Вивальди, Грига, Чайковского, Свиридова, поэзию Гёте, Пушкина, Есенина. Музыка – тончайший инструмент воздействия на чувства. Вода, земля, солнце, ветер издревле были объектами поклонения и воспевались в обрядах, песнях и танцах. Обогащение программы через музыкальный фольклор – это еще один путь экологического воспитания. «Во поле береза стояла» – как отделить нежную мелодию от образа хрупкой белоствольной красавицы, как не залюбоваться потом живой березкой на взгорке?! Или наоборот, залюбовавшись родным пейзажем, как не вспомнить нежную мелодию: «Во поле береза стояла»?!
«Экологически чистая» музыка – это произведение высокого художественного вкуса, выражающее общечеловеческие идеалы добра, веры, дружбы, красоты и любви. Такие произведения могут представлять собой различные музыкальные стили и направления.
Слушать хорошую музыку так же важно, как дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть качественную пищу. А еще хорошая музыка – это верный друг, надежный защитник и проводник в мир прекрасного, в большой мир, где действительно «некому березу заломати».
Проблема экологического состояния Земли заставляет учителей вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путем объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока.
Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она «открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью», природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать «жажду жизни». Чайковский писал в дневнике о своей способности «в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни».
Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера.
С одной стороны природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляются те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Чаще всего музыка о природе являет собой взаимосвязь того и другого, но так как выразительные возможности музыки шире, чем изобразительные, то они чаще всего преобладают. Такова, например, программная музыка Чайковского о природе. У других, при несомненном приоритете выразительности, значительную роль играют звукоизобразительные элементы. Примером подобной музыки может служить, например, "Снегурочка" или "Садко" Н.Римского-Корсакова. Так, "Снегурочку" исследователи даже называют "Птичьей оперой", так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу. "Садко" же называют "морской оперой", так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем.
Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель", фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко. Дети рисуют к музыкальным произведениям рисунки (см. рисунки).
Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке, "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" – Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства (см. рисунки).
Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня (см. рисунки). В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. На уроках в 3-м классе я с детьми разучиваю «Экологический гимн» нашей школы, который написали учителя начальной школы на музыку «Чему учат в школе» (слова прилагаются).
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.
В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна. Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.
В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А.Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу "Весенней сказкой" и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна – неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых – эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые песни, добрые человеческие чувства.
В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.
Осуществляя на уроках музыки экологическое воспитание, необходимо решать следующие задачи:
1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты Природа, а ее красота часто невосполнима.
2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, осознание человеком проблемы "ограниченность ресурсов и безграничность потребностей".
3.Патриотические: "С чего начинается Родина?" - эти строки из песни М.Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек это не только его дом, семья, но и родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты. Обобщением сказанного могут стать слова М.Пришвина: "Охранять природу-это значит охранять Родину".
4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата - это долг современного человека перед будущими поколениями.
Жизнь народа издревле связана с природой: вода, земля, солнце, ветер и многое другое имели символическое значение. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: "Родина", "Эй, ухнем", "Ты взойди, солнце красное", "На заре было на зореньке", "Ой, да ты, калинушка", "Степь да степь кругом", "Тонкая рябина", "Зеленая рощица" и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка это еще один путь экологического воспитания.
Коснемся термина "Экологически чистая музыка". Это - музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, дружбы и любви. Эти произведения должны представлять различные музыкальные стили и направления. Очень важно, чтобы найден был баланс их включения в уроки, соответствие теме, их педагогическая и художественная целесообразность, воспитательное значение.
Для успешного формирования экологической культуры школьников необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае (песни об Иркутске, о реке Ангаре, о Байкале, об Аршане и т.д.), наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи.
Рисунки детей к музыкальным произведениям, изучаемые на уроках:
«Скворушка прощается» -
Т.Попатенко – 1 класс.
«Скворушка прощается» -
Т.Попатенко – 1 класс.
1 класс – «Утро». Кузьмина Лиза
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1 класс. Песня «Наш край» - Д.Кабалевский
2 класс. Утро в лесу
1 класс – «Вечер». Кузьмина Лиза
2 класс. «Утро» - Э.Григ
2 класс. Утро в лесу
2 класс. «Рассвет на Москве-реке» - М.П.Мусоргского
4 класс. Опреа «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римский-Корсаков. 2 чудо - Белка
4 класс. Опера «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римский-Корсаков. 3 чудо - Царевна Лебедь
4 класс. Опера «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римский-Корсаков. 1 чудо - 33 богатыря
4 класс. Опера «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римский-Корсаков. 2 чудо - Белка
4 класс. Опера «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римский-Корсаков. 3 чудо - Царевна Лебедь
Экологический гимн
Школы № 40 – на мелодию
песни «Чему учат в школе».
1.Тайны мира узнавать,
Природы царство познавать
Учат в школе, (3 раза)
Птичек крошками кормить,
Рыбок в речке не губить
Учат в школе, (3 раза)
2.Сорочат не обижать,
В школе 40 узнавать
Учат в школе, (3 раза)
И про дождик и про луг,
Про зверей и лес вокруг
Учат в школе, (3 раза)
Проигрыш:
3.Как планету сохранить,Пчелку, мотылька любить,Учат в школе, (3 раза)Как с природою дружить,Этой дружбой дорожитьУчат в школе, (3 раза)
В школе № 40 г.Ангарска, где я работала учителем музыки до переезда в Иркутск, на протяжении 4-х лет проходил и проходит до настоящего времени экологический фольклор. Являясь куратором музыкального конкурса, хотелось бы сказать, что руководителям сложно было подобрать подходящий музыкальный материал, связанный с экологией и фольклором. Многие руководители до конца так и не справились с этой задачей, и было много споров. В 2012 году с задачей нашего конкурса успешно справились участники из г.Нижнеудинск, которые сами написали о своем крае песни и фольклорный ансамбль «Русичи» из школы № 20 г.Ангарска, которые сами сочинили частушки на экологическую тему.
Отсканировано 05Отсканировано 05Отсканировано 05Отсканировано 05Отсканировано 05Отсканировано 05Отсканировано 0515