Тема красоты и смерти в балладе М.Ю.Лермонтова Три пальмы


М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».Тема красоты и смерти в балладе. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 с. ДолиновкаШкуро Вера Васильевна Данный урок разработан на основе программы А.Г.Кутузова и соответствует стандарту образования;он адресован учащимся 6 класса , способствует развитию образного мышления, монологической речи ,навыков работы с языком текста ;использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее и на более высоком уровне. Основные этапы урока 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и цели урока. 3.Проверка домашнего задания. 4.Актуализация ранее изученного. 5.Рассказ о М.Ю.Лермонтове . 6.Работа над темой урока. 7.Закрепление новых знаний. 8.Самостоятельная работа. 9.Подведение итогов урока. 8.Домашнее задание. Войдём в художественный мир произведения Правила Не просто читать, авчитываться в текст. Не просто слушать, а вслушиваться. Не просто видеть, а всматриваться. Не просто чувствовать, а прочувствовать мысли, высказанные поэтом Впереди«Проба пера» Лирика и проза  Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М.Ю.Лермонтов Мир лирики необычайно богат, он отражает многочисленные и разнообразные связи человека с окружающим его миром, чувства, которые вызывают люди, природа, размышления о жизни и смерти, вечности и краткосрочности бытия, о родине, гражданском долге, о земле, о доме. Дом Лермонтова Кабинет Лермонтова Место Дуэли М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы»Тема красоты и смерти в балладе. Цели: 1. Познакомить учащихся с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». 2. Выявить художественное своеобразие баллады. 3. Развивать навыки работы с языком баллады, умения  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; 4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Виды лирики Философская (медитативная) лирика.Гражданская (политическая) лирика.Интимная (любовная, дружеская) лирика.Пейзажная лирика. Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле. Антитеза (противопоставление) Картина цветущего оазиса и то место, где стало «дико и пустынно».Холодные и свободные тучи – и поэт, любящий свою родину, изгнанник.Дубовый листок – и полная сил красавица-чинараБлагодаря антитезе, предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства. Антитеза – одно из средств выражения мысли в поэзии и прозе. Каков тон баллады?Найдите признаки баллады.Найдите диалог: сколько голосов, кто участвует, в чём своеобразие?Кто герои этой баллады?О чём просили пальмы, чего им не хватало?Смысл жизни – быть полезным людям.Пальмы этого хотели? Природа должна служить людям, их материальным потребностям. - Именно это хотел сказать Лермонтов? - О чём эта баллада? (О жизни и смерти, о красоте, об эгоизме и чёрствости) - Какой можно сделать вывод о взаимоотношениях человека и природы по этой балладе, о чём болела душа поэта? - Какие художественные средства языка вы знаете? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, синекдоха, гипербола, литота, повторы, инверсия, анафора) Задание: найти художественные средства средства языка в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» Подведём итоги -Назовите жанровые особенности баллады.-Что нового вы узнали, читая балладу Лермонтова?-Каков философский смысл баллады? -Почему слова «одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их...» можно назвать метафорами? Домашнее задание 1.Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. 2.Найти и самостоятельно прочитать балладу Шиллера в переводе М.Ю.Лермонтова «Перчатка». Проба пера Творческое задание для тех, кому интересно: напишите о том, что вы чувствуете, когда читает стихи.