«Поверженная красота». (Тема разрушение красоты и гармонии человека с миром в русской и мордовской литературе.)


Урок сопряженного изучения русской и мордовской литературы.
Тема: «Поверженная красота».
(Тема разрушение красоты и гармонии человека с миром в русской и мордовской литературе.)
Цели:
Образовательная: познакомить с тематикой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и стихотворения П. К. Любаева «Дубы», выявить их тематическое своеобразие
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать текст, видеть и интерпретировать художественные детали, самостоятельно формулировать своё высказывание, развивать речь, внимание, умение самостоятельно работать с текстом.
Воспитательная: продолжить развитие интереса к культуре родного народа, формирование национального самосознание школьника, стремления к знаниям, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Презентация, поэтическая выставка.
Методы и приемы: Наглядно-иллюстративный, эвристический.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока «Поверженная красота». Мы познакомимся с вами со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и стихотворением П. К. Любаева «Дубы». Оба этих произведения схожи, а вот чем – мы сегодня и узнаем.
Знакомство учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
(выразительное чтение учителем)
Словарная работа.
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
Эвристическая беседа.
Понравилось ли вам произведение Лермонтова? Чем?
Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?
(Красота природы и гармония человека с миром)
Как вы поняли главную мысль стихотворения?
(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)
Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок?
(Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,  предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).
Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
(В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана,  гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).Кто главные герои стихотворения?
(«Три гордые пальмы» и «звучный ручей»).
Как проходит их жизнь?
(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
Почему пальмы недовольны своей жизнью?
(Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
Что разрушает покой и гармонию, которыми наполнены первые строфы стихотворения?
(Покой нарушен появлением людей)
Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Людям стало холодно).
С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) 
Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
(Олицетворение показывает, что  речь в стихотворении идёт не просто о  пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).Картина  гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что  оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.
Обобщение учителя.
Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.
Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с стихотворением Лермонтова.
(говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций)
Ценность жизни – это тоже философская тема…
Знакомство учащихся со стихотворением П. К. Любаева «Дубы».
Любаев Павел Кириллович – известный мордовский поэт. Родился 24 декабря 1919 года в эрзянском селе Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области в бедной крестьянской семье. В 1935 году окончил школу крестьянской молодежи, затем учился на мордовском рабфаке в г.Саранске, в 1961 году получил образование в Мордовском Государственном Университете.
Литературное творчество начал с переводческой деятельности. Перевел на эрзя-мордовский язык немало стихов А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. В 1940 году за перевод стихов Т.Г. Шевченко он был награжден шевченковским юбилейным комитетом памятной медалью.
С начала Великой Отечественной войны Павел Кириллович добровольцем ушел на фронт, окончил курсы контрразведки. Служил в рядах НКВД. Во время Сталинградской битвы в 1942-43 годах воевал в составе 62-й армии под командованием Еременко. Принимал участие в ожесточенных боях в районе тракторного завода «Красный Октябрь».
Чудом не погиб Павел Кириллович при переправе через Волгу при приближении к Сталинграду. Войска переправлялись по очереди. Баржа, на которой плыл Любаев, переправляла пулеметы, боеприпасы, противотанковые орудия. В это время в баржу попала бомба, многие были ранены осколками. Павлу Кирилловичу повезло: его вытолкнули в воду выпрыгивавшие с баржи бойцы. Не умея плавать, Павел Кириллович с помощью спасательного круга сумел добраться до берега и выжить
Он никогда не расставался с пером, а также носил с собой в гимнастерке как талисман сборник стихов Пушкина. На страницах его поэтической тетради появлялись стихи, которые были полны ненависти к захватчикам.
После демобилизации Павел Любаев работал в редакциях газет «Эрзянь коммуна» («Эрзянская коммуна») и «Ленинэнь киява» («По ленинскому пути»).
Первое авторское стихотворение молодого поэта «Тундо» («Весна») было напечатано в газете «Ленинэнь киява» в 1938 году. Первый сборник «Мирэнть кис» («За мир») вышедший в 1950 году. Период наибольшей творческой активности Павла Кирилловича Любаева приходится на конец 70 - начало 80-х годов. В это время было издано несколько его поэтических сборников на родном эрзя и в переводе на русский язык: «Валдо ведьбайге» («Светлый ручей», 1972), «Толбандянь сяткт» («Искры костра», 1979), «Кемема» («Вера», 1990 г.), «Сквозь свинцовые вихри» 1969год.
В 1979 году Павел Кириллович получил звание Заслуженного писателя МАССР.
Для поэзии Павла Кирилловича. Любаева характерны ровная повествовательная манера письма, светлое оптимистическое восприятие мира, использование лексики разговорного эрзянского языка, приемов устно-поэтического творчества.
Его жизненное кредо – всегда быть полезным людям.
Мы узнали о самом писателе, а теперь познакомимся с его стихотворением «Дубы».
(выразительное чтение учителем)
Эвристическая беседа.
Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
Какова тема стихотворения? О чем и о ком стихотворение?
(Красота природы и гармония человека с миром, как и стихотворение Лермонтова «Три пальмы»)
Как вы поняли главную мысль стихотворения?
(Природа защитник человека, хоть и хрупкий, поэтому нужно к ней относиться бережнее)
Кто главные герои стихотворения?
(Два дуба)
Почему Любаев говорит о них, как о живых существах? (Потому что дубы были как живые, приносили пользу).
Как развивались дальнейшие события?
(Однажды был пожар, и сгорела вся деревня, кроме одного дома).
Что осталось после пожара?
(Дубы сгорели, но на их месте растут теперь молодые деревья)
Итоги урока.
Тема нашего урока звучала, как «Тема разрушение красоты» и мы с вами рассмотрели два стихотворения: М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и П. К. Любаева «Дубы».
Подумайте и скажите, чем схожи эти стихотворения?
(Темой разрушенной красоты, тем как человек влияет на природу и что природа значит для человека. Главные герои стихотворения не люди, а деревья – дубы и пальмы )Общее мы отметили, и еще отметим различия…
(В «Трех пальмах» пальмы, приносящие пользу людям, были ими уничтожены и вместе с ними погиб весь оазис, а в «Дубах» : деревья спасли ценой собственных жизней дом от пожара, но на их месте люди вырастили молодые деревья.)
Итак, чему же нас научили два этих прекрасных произведения?
(Человек и природа взаимосвязаны. Природа дает человеку пищу, кров, защиту, а в замен он должен бережно к ней относится)Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Три пальмы».