рабочая программа по предмету ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)


« Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
_______________ ___________________ _________________
Протокол №___от «____»__________2012 г. Приказ № ____ от
«___»___________2012 г. «____»_________2012 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат III-IV вида


Кузовова Татьяна Михайловна,
учитель первой квалификационной категории


ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)







Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___ от
«___»__________ 2012 г.







2012 – 2013 учебный год.

Рабочая программа по курсу « Ориентировка в пространстве» в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида


Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету « Ориентировка в пространстве» 2 класс, УШ вид составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего(полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Коррекционная работа в начальной школе. Под редакцией Л.И.Плаксиной.- М.,Экзамен, 2003 г.
Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одной из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, доме, на рабочем месте, на улицах своего города, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей с нарушением интеллекта в современное общество.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни.
Способность человека с нарушением зрения самостоятельно ориентироваться дома, на улицах города, в различных общественных местах во многом определяет успешность его социальной адаптации и интеграции.
Компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировки у школьников с нарушением зрения не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.
Коррекционные задачи:
- формировать представление об окружающем пространстве;
- формировать реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство;
- развивать пространственное воображение детей.
Цель курса: компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировке.
По учебному плану на данный предмет отведен 1 час в неделю для 2 всп.класса, для 10 класс- 4 часа в неделю.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по предмету «Ориентировка в пространстве»,

2 класс (УШ вид)
Учащиеся должны уметь:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;
- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;
- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
- представлять и отражать в макетах и планах пространственные отражения предметов в знакомом замкнутом пространстве;
- передвигаться в пространстве со зрячими сверстниками и взрослыми;
- обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.


10 класс
Учащиеся должны знать:

- развивать умение детей выделять и объединять пространственные признаки и их отношения в окружающем пространстве;
- выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве школы, на школьной территории, ближайших улицах, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы;
- развивать умение составлять схему смоделированного пространства;
- словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти;
- совершенствовать активное использование пространственной терминологии.






Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ


Класс: 2 всп.

Учитель: Кузовова Т.М.

Количество часов:
Всего: 34 часа, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:
Закон « Об образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.
М., Экзамен, 2003 г.



Дополнительная литература:
Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировки слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институт им.А.И.Герцена, 2000 г.
















Учебно – тематическое планирование по предмету «Ориентировка в пространстве», 2 класс (УШ вид)

№№
п.п.

ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
Дата



1 четверть.




1.
Развитие мелкой моторики рук: захватывающие движения ладонью и т.д.
1
5сент

2.
Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев.
1
12

3.
Воспроизведение предметов различной конфигурации различными способами.
1
19

4.
«Чтение» рельефных рисунков.
1
26

5.
Упражнения прослеживающие функции руки.
1
3 окт.

6.
Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли.
1
10

7.
Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов.
1
17

8.
Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве.
1
24

9.
Узнавание и различие по голосам окружающих людей.
1
31



2 четверть.




1.
Определение по голосу эмоционального состояния людей.
1
14нояб

2.
Узнавание и локализация звуков окружающего пространства.
1
21

3.
Развитие зрительного восприятия пространства.

1
28

4.
Представления о предметах, наполняющих знакомое пространство.
1
5дек

5.
Использование представлений в практической деятельности и при ориентировании.
1
12

6.
Соотнесение разных предметов с их моделями и рельефными изображениями.
1
19

7.
Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке.
1
26



3 четверть.




1.
Представление предметов, находящихся в игровой школы.
1
26янв

2.
Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом.
1
23

3.
Обучение ориентировке в учебнике, в тетради, на доске.
1
30

4.
Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:
- слева, справа, над, под;
1
6 фев

5.
- впереди, сзади, между, рядом.
1
13

6.
Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:
- класс, спальня;
1
20

7.
- столовая, групповая;
1
2 7

8.
- коридоры, учебные кабинеты.
1
6 марта

9.
Изучение маршрутов в школе.
2
13,20



4 четверть.




1.
Изучение маршрутов на пришкольном участке.
1
3апреля

2.
Осанка школьника.
1
10

3.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
1
17

4.
Положение незрячего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.
1
24

5.
Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности.
1
8мая

6.
Моделирование ситуации из жизни школьника. Игры.
1
15

7.
Игры на свежем воздухе.
1
22

8.
Обобщающий урок.
1
29






























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ



Класс: 10

Учитель: Кузовова Т.М.

Количество часов:
Всего: 136 часа; в неделю 4 часа

Планирование составлено на основе:

Закон «ОБ образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.
М.,Экзамен,2003 г.


Дополнительная литература:

Организация и методика обучения слепых ориентировки в пространстве, Петров Ю.И., Владос, 2005 г.;
Обучение ориентировки в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы Ш-1У вида, М., 2007 г.











Учебно – тематическое планирование по предмету
«Ориентировка в пространстве», 10 класс

№№
П.П.

ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
Дата



1 четверть.




1.
Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей.

2

3,3 сен.

2.
Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.

2

6,6

3.
Диагностика практических умений и навыков учащихся по ориентировке в пространстве.

2

10,10

4.
Ориентировка в поликлинике.
2
13,13

5.
Ориентировка в больнице.
2
17,17

6.
Ориентировка на автовокзале.
2
20,20

7.
Пространственная ориентировка в быту.

2

24,24

8.
Ориентировка при использовании бытовых приборов.

2

27,27

9.
Ориентировка в незнакомых помещениях.

2

1,1 окт.

10.
Закрепление пройденного материала.
2
4,4

11.
Формирование представлений о городе в целом.

2

8,8

12.
Особенности рельефа местности.
2
11,11

13.
Особенности реки.
2
15,15

14.
Связь города с отдельными населенными пунктами.

2

18,18

15.
Дороги, улицы.
2
22,22

16.
Обнаружение и преодоление препятствий.

2

29,29

17.
Комплексное использование
сохранных анализаторов.

2
1,1 нояб.

18.
Развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования.

2

12,12 ноя

19.
Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.

2

15,15

20.
Переходы.
2
19,19

21.
Светофоры. Зебра. Мосты.
2
22,22

22.
Формирование образа наземного пространства.

2

26,26

23.
Особенности ориентировки в подземных переходах.

2

29,29

24.
Приемы работы с тростью.
2
3,3 дек.

25.
Закрепление пройденного материала.
2
6,6

26.
Изучение маршрутов городского транспорта.

2

10,10

27.
Ориентировка на начальной и конечной остановках различного вида общественного транспорта.

2

13,13

28.
Остановки пересечения основных маршрутов.

2

17,17

29.
Особенности ориентировки в метро.
2
20,20

30.
Использование дефекта зрения при ориентировке в метро.

2

24,24

31.
Работа с тростью.
2
27,27

32.
Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

2

14,14 янв.


33.
Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

2

17,17

34.
Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.

2

21,21

35.
Закрепление изученного материала.
2
24,24

36.
Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта- обозрение»
- магазин;


2

28,28

37.
- почта;
2
31,31

38.
- аптека;
2
4,4 фев.

39.
- автовокзал;
2
7,7

40.
- больница.
2
11,11

41.
Ориентировка в определении своего местонахождения в городе.
2
14,14

42.
Самостоятельный возврат в школу.
2
18,18

43.
Комплексное использование сохранных анализаторов.

2

21,21

44.
Развитие мышечно- двигательной чувствительности на маршруте.
2
25,25

45.
Обследование маршрута на предмет его безопасности.

28,28

46.
Изучение сложных маршрутов.

4,4 марта

47.
Изучение сложных маршрутов.

7,7

48.
Особенности пространственной ориентировки при походе в музей.


11,11

49.
Особенности пространственной ориентировки при походе в парк.


14,14

50.
Пространственная ориентировка в быту. Расстановка мебели в жилых помещениях.


18,18

51.
Пространственная ориентировка в ремонтных мастерских.


21,21

52.
Ориентировка в универсаме.

1,1 апр.

53.
Обследование зданий на предмет доступности инвалидов по зрению.


4,4

54.
Особенности пространственной ориентировки
- в лесу;



15,15

55.
- в поле;

18,18

56.
- у реки.

22,22

57.
Правила поведения у воды и в воде.

25,25

58.
Закрепление изученного материала.

29,29

59.
Ориентировка в школьном дворе.

2,2 мая

60.
Ориентировка в бане, прачечной.

6,6

61.
Передвижение по нескольким улицам с переходом через дороги.


13,13

62.
Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам.


16,16

63.
Поиск объекта по заданному адресу.

20,20

64.
Формирование представлений о центральных площадях города.


23,23

65.
Диагностика умений и навыков ориентировки на конец учебного года.

27,27

66.
Подведение итога за год.

30,30



15