рабочая программа по предмету ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)
« Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
_______________ ___________________ _________________
Протокол №___от «____»__________2012 г. Приказ № ____ от
«___»___________2012 г. «____»_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат III-IV вида
Кузовова Татьяна Михайловна,
учитель первой квалификационной категории
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___ от
«___»__________ 2012 г.
2012 – 2013 учебный год.
Рабочая программа по курсу « Ориентировка в пространстве» в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету « Ориентировка в пространстве» 2 класс, УШ вид составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего(полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Коррекционная работа в начальной школе. Под редакцией Л.И.Плаксиной.- М.,Экзамен, 2003 г.
Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одной из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, доме, на рабочем месте, на улицах своего города, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей с нарушением интеллекта в современное общество.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни.
Способность человека с нарушением зрения самостоятельно ориентироваться дома, на улицах города, в различных общественных местах во многом определяет успешность его социальной адаптации и интеграции.
Компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировки у школьников с нарушением зрения не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.
Коррекционные задачи:
- формировать представление об окружающем пространстве;
- формировать реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство;
- развивать пространственное воображение детей.
Цель курса: компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировке.
По учебному плану на данный предмет отведен 1 час в неделю для 2 всп.класса, для 10 класс- 4 часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по предмету «Ориентировка в пространстве»,
2 класс (УШ вид)
Учащиеся должны уметь:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;
- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;
- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
- представлять и отражать в макетах и планах пространственные отражения предметов в знакомом замкнутом пространстве;
- передвигаться в пространстве со зрячими сверстниками и взрослыми;
- обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
10 класс
Учащиеся должны знать:
- развивать умение детей выделять и объединять пространственные признаки и их отношения в окружающем пространстве;
- выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве школы, на школьной территории, ближайших улицах, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы;
- развивать умение составлять схему смоделированного пространства;
- словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти;
- совершенствовать активное использование пространственной терминологии.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Класс: 2 всп.
Учитель: Кузовова Т.М.
Количество часов:
Всего: 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Закон « Об образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.
М., Экзамен, 2003 г.
Дополнительная литература:
Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировки слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институт им.А.И.Герцена, 2000 г.
Учебно – тематическое планирование по предмету «Ориентировка в пространстве», 2 класс (УШ вид)
№№
п.п.
ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
Дата
1 четверть.
1.
Развитие мелкой моторики рук: захватывающие движения ладонью и т.д.
1
5сент
2.
Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев.
1
12
3.
Воспроизведение предметов различной конфигурации различными способами.
1
19
4.
«Чтение» рельефных рисунков.
1
26
5.
Упражнения прослеживающие функции руки.
1
3 окт.
6.
Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли.
1
10
7.
Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов.
1
17
8.
Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве.
1
24
9.
Узнавание и различие по голосам окружающих людей.
1
31
2 четверть.
1.
Определение по голосу эмоционального состояния людей.
1
14нояб
2.
Узнавание и локализация звуков окружающего пространства.
1
21
3.
Развитие зрительного восприятия пространства.
1
28
4.
Представления о предметах, наполняющих знакомое пространство.
1
5дек
5.
Использование представлений в практической деятельности и при ориентировании.
1
12
6.
Соотнесение разных предметов с их моделями и рельефными изображениями.
1
19
7.
Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке.
1
26
3 четверть.
1.
Представление предметов, находящихся в игровой школы.
1
26янв
2.
Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом.
1
23
3.
Обучение ориентировке в учебнике, в тетради, на доске.
1
30
4.
Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:
- слева, справа, над, под;
1
6 фев
5.
- впереди, сзади, между, рядом.
1
13
6.
Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:
- класс, спальня;
1
20
7.
- столовая, групповая;
1
2 7
8.
- коридоры, учебные кабинеты.
1
6 марта
9.
Изучение маршрутов в школе.
2
13,20
4 четверть.
1.
Изучение маршрутов на пришкольном участке.
1
3апреля
2.
Осанка школьника.
1
10
3.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
1
17
4.
Положение незрячего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.
1
24
5.
Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности.
1
8мая
6.
Моделирование ситуации из жизни школьника. Игры.
1
15
7.
Игры на свежем воздухе.
1
22
8.
Обобщающий урок.
1
29
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Класс: 10
Учитель: Кузовова Т.М.
Количество часов:
Всего: 136 часа; в неделю 4 часа
Планирование составлено на основе:
Закон «ОБ образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.
М.,Экзамен,2003 г.
Дополнительная литература:
Организация и методика обучения слепых ориентировки в пространстве, Петров Ю.И., Владос, 2005 г.;
Обучение ориентировки в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы Ш-1У вида, М., 2007 г.
Учебно – тематическое планирование по предмету
«Ориентировка в пространстве», 10 класс
№№
П.П.
ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
Дата
1 четверть.
1.
Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей.
2
3,3 сен.
2.
Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.
2
6,6
3.
Диагностика практических умений и навыков учащихся по ориентировке в пространстве.
2
10,10
4.
Ориентировка в поликлинике.
2
13,13
5.
Ориентировка в больнице.
2
17,17
6.
Ориентировка на автовокзале.
2
20,20
7.
Пространственная ориентировка в быту.
2
24,24
8.
Ориентировка при использовании бытовых приборов.
2
27,27
9.
Ориентировка в незнакомых помещениях.
2
1,1 окт.
10.
Закрепление пройденного материала.
2
4,4
11.
Формирование представлений о городе в целом.
2
8,8
12.
Особенности рельефа местности.
2
11,11
13.
Особенности реки.
2
15,15
14.
Связь города с отдельными населенными пунктами.
2
18,18
15.
Дороги, улицы.
2
22,22
16.
Обнаружение и преодоление препятствий.
2
29,29
17.
Комплексное использование
сохранных анализаторов.
2
1,1 нояб.
18.
Развитие мышечно – двигательной памяти на маршруте следования.
2
12,12 ноя
19.
Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.
2
15,15
20.
Переходы.
2
19,19
21.
Светофоры. Зебра. Мосты.
2
22,22
22.
Формирование образа наземного пространства.
2
26,26
23.
Особенности ориентировки в подземных переходах.
2
29,29
24.
Приемы работы с тростью.
2
3,3 дек.
25.
Закрепление пройденного материала.
2
6,6
26.
Изучение маршрутов городского транспорта.
2
10,10
27.
Ориентировка на начальной и конечной остановках различного вида общественного транспорта.
2
13,13
28.
Остановки пересечения основных маршрутов.
2
17,17
29.
Особенности ориентировки в метро.
2
20,20
30.
Использование дефекта зрения при ориентировке в метро.
2
24,24
31.
Работа с тростью.
2
27,27
32.
Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.
2
14,14 янв.
33.
Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.
2
17,17
34.
Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.
2
21,21
35.
Закрепление изученного материала.
2
24,24
36.
Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта- обозрение»
- магазин;
2
28,28
37.
- почта;
2
31,31
38.
- аптека;
2
4,4 фев.
39.
- автовокзал;
2
7,7
40.
- больница.
2
11,11
41.
Ориентировка в определении своего местонахождения в городе.
2
14,14
42.
Самостоятельный возврат в школу.
2
18,18
43.
Комплексное использование сохранных анализаторов.
2
21,21
44.
Развитие мышечно- двигательной чувствительности на маршруте.
2
25,25
45.
Обследование маршрута на предмет его безопасности.
28,28
46.
Изучение сложных маршрутов.
4,4 марта
47.
Изучение сложных маршрутов.
7,7
48.
Особенности пространственной ориентировки при походе в музей.
11,11
49.
Особенности пространственной ориентировки при походе в парк.
14,14
50.
Пространственная ориентировка в быту. Расстановка мебели в жилых помещениях.
18,18
51.
Пространственная ориентировка в ремонтных мастерских.
21,21
52.
Ориентировка в универсаме.
1,1 апр.
53.
Обследование зданий на предмет доступности инвалидов по зрению.
4,4
54.
Особенности пространственной ориентировки
- в лесу;
15,15
55.
- в поле;
18,18
56.
- у реки.
22,22
57.
Правила поведения у воды и в воде.
25,25
58.
Закрепление изученного материала.
29,29
59.
Ориентировка в школьном дворе.
2,2 мая
60.
Ориентировка в бане, прачечной.
6,6
61.
Передвижение по нескольким улицам с переходом через дороги.
13,13
62.
Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам.
16,16
63.
Поиск объекта по заданному адресу.
20,20
64.
Формирование представлений о центральных площадях города.
23,23
65.
Диагностика умений и навыков ориентировки на конец учебного года.
27,27
66.
Подведение итога за год.
30,30
15