Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 4-5 классов со сложным дефектом.


Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в связи с включением данного предмета.
Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005гНастоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы:
•для 4 Б класса – 68 часов;
•для 5 Б класса – 68 часов
На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
•формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
•коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
•формирование пространственно-временных ориентировок;
•развитие слухоголосовых координаций;
•формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
•совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
•обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
•исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
•формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
•подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;
•восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются невоспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал кинестетические, или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора. Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием. Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.
Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.
Одной из основных проблем сенсорного воспитания является проблема познания чувства тяжести, чувства вкуса, развития обоняния. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов. Как показывает практика, нужно специальное обучение, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.). Восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.).
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.
Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т. д., при условии словесного опосредования деятельности. Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа.
Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
Тем не менее подчеркнем важность данной работы: от умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
•игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
•оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
•разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
в 4 Б классе.
№ урока Раздел Тема Кол-во часов Дата план Дата факт ЗУН Примечания
1 Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. 1 1.09 2 Раздел 1.
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, «Тир»). 1 4.09 3 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). 1 8.09 4 Обучение целенаправленным действиям по двух – трёхзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот налево – 1 шаг назад). 1 11.09 5 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. 1 15.09 6 Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). 1 18.09 7 Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. 1 22.09 8 Рисование бордюров. 1 25.09 9 Графический диктант (зрительный). 1 29.09 10 Графический диктант (на слух). 1 2.10 11 Вырезание из бумаги предметных изображений по контору. 1 13.10 27.10 12 Работа в технике «рваной» аппликации. 1 16.10 27.10 13 Работа в технике «объёмной» аппликации. 1 20.10 30.10 14 Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств. 1 23.10 30.10 (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы15 Восприятие поверхности на ощупь. 1 27.10 10.11 (гладкая, шершавая, колючая, пушистая…). 16 Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)». 1 30.10 10.11 17 Работа с пластилином и глиной. Лепка «Овощи». 1 3.11 13.11 (раскатывание, скатывание, вдавливание) 18 Игры с сюжетной мозаикой. 1 6.11 13.11 19 Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). 1 10.11 24.11 20 Вербализация собственных ощущений. 1 13.11 24.11 21 Выразительность движений (имитация повадок животных). 1 24.11 27.11 22 Выразительность движений (инсценирование школьных событий). 1 27.11 27.11 23 Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). 1 1.12 1.12 24 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. 1 4.12 4.12 25 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. 1 8.12 8.12 26 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…). 1 11.12 11.12 27 Дидактическая игра «Часть и целое». 1 15.12 15.12 28 Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов (по показу). 1 18.12 18.12 29 Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов (по инструкции педагога). 1 22.12 22.12 30 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. 1 25.12 25.12 31 Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. 1 29.12 29.12 32 Составление сериационного ряда по величине из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. 1 33 Дидактическая игра «Цветик – семицветик». 1 34 Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. 1 35 Составление предмета из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). 1 36 Составление целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). 1 37 Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. 1 38 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). 1 39 Сравнение 3-х предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. 1 40 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». 1 41 Дидактическая игра «Повтори узор». 1 42 Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 43 Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (теплее – холоднее). Словесное обозначение. 1 44 Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). 1 45 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 1 46 Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость). 1 47 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). 1 48 Взвешивание на ладони. Определение веса «на глаз». 1 49 Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». 1 50 Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определённый звук). 1 51 Дидактическая игра «Прерванная песня». 1 52 Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. 1 53 Различение мелодий по темпу. Прослушивание музыкальных отрывков. 1 54 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». 1 55 Раздел 8. Восприятие пространства Ориентировка а пространстве (в помещении и на улице). Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. 1 56 Развитие пространственного праксиса; словесный отчёт о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь». 1 57 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату». 1 58 Деление листа «на глаз» на 2 и 4 равные части. 1 59 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. 1 60 Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённом к доске (вертикальное расположение листа). 1 61 Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. 1 62 Раздел 9. Восприятие времени Определение времени по часам. 1 63 Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). 1 64 Дидактическая игра «Успей за 1-2-5-минут». 1 65 Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). 1 66 Работа с настольным календарём. 1 67 Времена года, их закономерная смена. 1 68 Дидактическая игра «Когда это бывает». 1 Календарно-тематическое планирование
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
в 5 Б классе.
№ урока Раздел Тема Кол-во часов Дата план Дата факт ЗУН Примечания
1 Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). 1 1.09 2 Соотношения движений с поданным звуковым сигналом. 1 4.09 (один хлопок – бег вперёд, два хлопка – бег назад…) 3 Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции педагога. 1 8.09 (поворот направо – 2 шага вперёд – один шаг назад) 4 Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции. Словесный отчёт о выполнении. 1 11.09 5 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего»). 1 15.09 6 Зрительный графический диктант с усложнёнными заданиями по инструкции педагога. 1 18.09 7 Слуховой графический диктант с усложнёнными заданиями. 1 22.09 8 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник…). 1 25.09 9 Дорисовывание симметричной половины изображения. 1 29.09 10 Вырезание «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко). 1 2.10 11 Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие Дифференцировка предметов на ощупь 1 13.10 27.10 (выпуклый, вогнутый). 12 Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам 1 16.10 27.10 (колючий, деревянный, горячий). 13 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. 1 20.10 30.10 14 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). 1 23.10 30.10 15 Игры с мелкой мозаикой. 1 27.10 10.11 16 Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие Сочетание движений и поз различных частей тела. Вербализация поз и действий. 1 30.10 10.11 (по инструкции педагога) 17 Упражнения на расслабление, снятие мышечных зажимов. 1 3.11 13.11 18 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку). 1 6.11 13.11 19 Воображаемые действия (наколоть дрова, прополоскать бельё). 1 10.11 24.11 20 Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Группировка предметов по двум признакам. Обозначение словом. 1 13.11 24.11 21 Сравнение предметов по форме, величине и цвету. 1 24.11 27.11 22 Группировка предметов по форме, величине и цвету. 1 27.11 27.11 23 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. 1 1.12 1.12 24 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). 1 4.12 4.12 25 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине, высоте). 1 8.12 8.12 26 Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенков). 1 11.12 11.12 27 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». 1 15.12 15.12 28 Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). 1 18.12 18.12 29 Узнавание предметов по одному элементу. 1 22.12 22.12 30 Узнавание предметов по словесному описанию. 1 25.12 25.12 31 Дидактическая игра «Узнай по описанию» 1 29.12 29.12 32 Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных картинок). 1 33 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х сюжетных картинок). 1 34 Нахождение «нелепиц» на картинках. 1 35 Самостоятельное нахождение «нелепиц» на картинках. 1 36 Дидактическая игра «Лабиринт». 1 37 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». 1 38 Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз. 1 39 Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое). Их словесное обозначение. 1 40 Температура. Градусники для измерения температуры тела. 1 41 Температура. Градусники для измерения температуры воды, воздуха. 1 42 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Словесное обозначение. 1 43 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». 1 44 Упражнения в измерении веса предметов на весах. 1 45 Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый). 1 46 Определение противоположных качеств предметов (вредный – полезный). 1 47 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть). 1 48 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть). 1 49 Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Развитие звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). 1 50 Дифференциация звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук». 1 51 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещённый звук». 1 52 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». 1 53 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. 1 54 Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребёнок, взрослый, пожилой, изменённый голос ребёнка). 1 55 Раздел 8. Восприятие пространства Ориентировка в помещении по словесной инструкции. 1 56 Ориентировка на улице по словесной инструкции. 1 57 Определение предметов в ближнем и дальнем пространстве. 1 58 Моделирование расположения предметов в пространстве. Вербализация пространственных отношений. 1 59 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). 1 60 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенный (горизонтально, вертикально, под углом). 1 61 Раздел 9. Восприятие времени Определение времени по часам. 1 62 Дидактическая игра «Что длится короче». 1 63 Длительность временных интервалов. 1 64 Дидактическая игра «Береги минутку». 1 65 Работа с календарём и моделью календарного года. 1 66 Дидактическая игра «Когда это бывает». 1 67 Последовательность основных жизненных событий. 1 68 Возраст людей. 1