Методическая разработка внеклассного мероприятия «Смотр знаний. 5 класс» по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей № 11 им. В.Г. Мендельсона»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Смотр знаний. 5 класс» по теме: «Умножение и деление десятичных дробей»
Учитель математики:
Спиридонова Валентина Васильевна.
Вопросы к теме: «Умножение и деление десятичных дробей».
Как умножить одну десятичную дробь на другую?
Как умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д.?
Как умножить десятичную дробь на 0,1;0,001; на 0,0001 и т.д.?
Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
Как разделить десятичную дробь на разрядную единицу 10,100,1000
Что называется средним арифметическим нескольких чисел?
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Сформулируйте правило деления на десятичную дробь.
Что называется процентами?
Объясните, как найти несколько процентов числа.
Из скольких прямоугольников состоит поверхность прямоугольного параллепипеда?
Сколько граней, ребер и вершин имеет прямоугольный параллепипед?
Какой прямоугольный параллепипед называется кубом?
Как найти объем прямоугольного параллепипеда? Запишите это правило в виде формулы.
Назовите единицы объема. Сколько кубических сантиметров в кубическом дециметре? Сколько кубических дециметров в кубическом метре? Чему равен литр?
Разработка № 4
«Умножение и деление десятичных дробей».
Приветствие команд.
Вступительное слово учителя.
Девиз: “Знания имей отличные по теме :”Дроби десятичные.” ”
Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1,2,3 и т.д.- натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями 12 ; 14 ; 13 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10,100,1000, … , т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными. Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например:5131000=5,013. Почему же десятичные дроби изучают специально? Чем заслужили они такое большое внимание? Попробуем ответить на эти вопросы.
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею листа, от её позиции. Вот натуральное число 2072. Цифра 2 в первом разряде означает 2 единицы, а цифра 2 в четвертом разряде- две тысячи единиц.Такую систему записи называют позиционной.
Если перемещаться по разрядам слева направо ,то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Например, в дроби 2072,38 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц, и т.д. Сейчас нам кажется: как же все это просто! Но к этому способу записи десятичных дробей люди шли очень долго. Об этом подготовил сообщение один из участников класса.
Ученик рассказывает об саманкардском астрономе ал-Каши и фламандском инженере и ученом Симоне Стевине.
2-й ученик демонстрирует способ сложения двух десятичных дробей.
Об умножении десятичных дробей рассказывает 3-й ученик.
Учитель об умножении и делении десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Инсценировка.
Ученики примерно одинакового роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами: 0,1,2,3,6,7,9, “,” . У того ученика,который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число.
Сравнение десятичных дробей.
Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что “великан” среди микробов имеет размеры 0,1 мм, а наибольший мелкий виру имеет размеры 16 миллимикром, т.е (0,1:100:1000)*16=0,0000016 (мм)
Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом?), и узнают, какая болезнь: Учитель говорит о том, как важна точность в расчетах.
Его слова подкрепляет один из учащихся строками из стиховторения “Три десятых” Вл. Лифшица
“Заполни клетку”
Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске, решает второй пример и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
4401185-508000635000-5080001,4+6= 2,6+0,4=
4401185101600035801301016000-825538798500787400387985006946901016000-82551016000 -1,7= -2,8=
4401185298450035801302984500 * 1,2= *1,8=
451612039497000358013039497000427863014605003580130146050087249039497000-8255394970005499101460500-82551460500 :9= :12=
+0,96= +0,97=
44011859525003580130952500694690952500-8255952500 -0,2= -0,1=
44011852540000358013025400007874002540000-82552540000 *0,5= *0,5=
44011852540000358013025400008547102540000-82552540000 :0,02= :0,15=
Ответ:20. Ответ:3.
Игра “Мочалка”
На доске изображены фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из “внешних” чисел. Учащиеся записывают в тетради ответы.
Вариант №1
3580130252730+1,9100+1,912072005252730:200:2361950252730X 0.4
00X 0.4
4,1 0,8 7,2 8,3
1,2 9,2 8,03 12,9
4,5 9,7 19,6 0,09
1917065288925-1,300-1,3 12
2,7 7,3
Вариант №2
4088765269875+2,8300+2,832295525269875:300:3458470269875X 0.6
00X 0.6
5,7 0,09 7,2 9,4
1,3 10,2 7,17 15,1
9,71 10,8 19,8 0,07
2093595232410-2,800-2,8 15
4,471,08Контрольная работа.
Площадь земельного участка 240 га. Лесом занято 35 % участка, а остальная часть лугом. Сколько гектаров занято лугом?
Выполните действия
(42-149,1:14,2)*5,3+6308=
Решите уравнение:
а) 6x=40,8 ;b) 4x+6x=12 1. Общая площадь двух квартир 120 м². Площадь одной квартиры составляет 35 % общей площади. Найдите площадь другой квартиры.
2. Выполните действия
201-(140,7:13,4+1,6)*2,8=
3. Решите уравнение:
a)1,2x=60
b) 7x-5x=1,8
Эстафета
Тот ,кто выполнит быстрее необходимые действия “у печки”, может разжечь ее, т.е. нарисовать дым из трубы. Дети очень хотят это заслужить.
Домашнее задание.
Каждая команда получила по 4 задания: со спичками, на расстановку знаков между числами ,на деление фигуры на части ,расстановку чисел.
1. Из 24 спичек составьте фи 1. Из 15 спичек сложите фигуру, состоящую из 5 равных квадратов. Снимите 3 спички так, чтобы осталось 3 квадрата.
2. Написать подряд цифры 1 2 3 4 5 . Не меняя порядка цифр ,вставить между ними знаки, употребляемы в математике ,чтобы в результате получилось число 100. Ответ:(1+23-4)*5 ; (1*2+3)*4*5
3.
4. Разрежьте прямоугольник длина которого в 2 раза больше ширины на три части из них можно было составить квадрат.
Решение.
132080011779250041783011779250013322301177925001320800204470004178302044700041783020447000
гуру, изображенную на рисунке, снимите 4 спички так ,чтобы осталось 5 квадратов. Положите снятые спички на место и снимите 8 спичек так, чтобы осталось 2 квадрата
153416036195002009140361950011068053619500 (рис.)
110680511112500
110680516192500
2. Как использовать четыре раза цифру 5 и знаки, употребляемые в математике, составить число 100 ?( Указать два способа)
Ответ:(5+5)*(5+5); (5*5-5)*5
3.Квадрат разделен на 9 равных клеток. Расставьте в этих клетках числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9 так, чтобы сумма чисел в каждой строке и в каждом столбике равнялась 15.
155829036449000200914036449000110680536449000Ответ:
110680539306500
110680551562000
4.Разрежьте прямоугольник длина которого 9 см, а шири-
на 4 см, на две равные части из которых можно составить квадрат
Решение.
1397044453 см
2 см 3 см
003 см
2 см 3 см
1397028892500809625444500
15938501860550018427701860550080962518605500
26625552368550013970320040001842770-63500
1397027559000 9 см 40328856203955
005
31286456203959
009
22142456203957
007
12998456203952
002
3854456203953
003
Лабиринт.
36626801841500027724101841500018338801841500091948018415000
433959045085003437255450850025190454508500153733545085006229354508500
373951527368500277241027368500183388027368500919480273685004032885127009
009
3205480127001
001
2238375127003
003
385445127001
001
1299845127004
004
43395901352550034493201352550025190451352550015494001352550062293513525500
3739515269240002772410352425001833880352425004032885254008
008
3205480254006
006
2238375254002
002
919480269240001299845254007
007
385445254001
001
43395901479550034493201479550025190451479550015494001479550062293514795500
373951537084000282384531115000183388037084000919480370840004032885400051
001
3205480400052
002
2289810400053
003
1299845400055
005
385445400059
009
43516551625600034493201625600025825451625600015494001625600062293516256000
37395152825750028238452825750018338802825750091948028257500403288576203
003
320548076204
004
228981076207
007
129984576205
005
38544576201
001
Точка отправления- правый нижний угол (квадрат 3). Вам нужно выйти в левый нижний угол (квадрат 1), избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в квадрате на вашем пути, составляла бы 45.