Урок русского языка в 4 классе (урок развития речи) на тему Подготовка к сочинению-описанию Моя любимая игрушка
Урок русского языка в 4 классе (урок развития речи)на тему "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка "
Цели урока: 1) подготовить учащихся к сочинению - описанию, определить идею и структуру сочинения;
2) развивать умение четко подчинять материал идеи и теме сочинения,отработать элементы композиции сочинения- описания;
3) воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: словари (орфографические и толковые), видеозарисовка
Оформление доски: дата; тема урока "Моя любимая игрушка";текст №1, №2; план сочинения - описания; словарный диктант; домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент (ролик).
2. Игра "Входной билет"Для того, чтобы начать работу, нам необходимо получить "билет" на урок. Правильный ответ на вопрос позволит нам продолжить работу. Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение). Что такое описание?( описание - это тип речи, основа которого перечень признаков предмета, явления). Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка).
3. Объяснение нового материала.
расшифровка темы урока- Какое слово главное в названии? (Любимая)- Что означает это слово? Обратимся к словарю. (Любимый - пользующийся наибольшей любовью)- Подберите синонимы к этому слову. (Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный.)- Какие чувства, эмоции несет это слово? ( Положительные, позитивные)- А слово "моя" о чем говорит? (О личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, проявляться эмоции и чувства владельца). работа над стилем и композицией сочинения - описания.- В каком стиле , как вы думаете, должно быть выдержано описание?- Сравним два текста.
Щенок - мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 см., высота - 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода.
Перед вами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета, лишь животик беленький. Из-под шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка.
- Какой текст соответствует нашей теме и почему? (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор о игрушке вообще, а не о любимой вещи, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.к. есть описание и оценка игрушки).
- Какие чувства и эмоции у вас вызывают оба текста? (Первый - сообщает информацию сухо, без эмоций; во втором видно отношение к игрушке.)
- К какому типу речи относится текст №2 , докажите, найдя композиционные части? (К описанию.)I. Общее впечатление: Перед нами веселый маленький щенок.
II . Описание игрушки: У него большая голова со смешными ушками-лопушками, задорно торчащий хвостик и т.д.
III. Оценка: Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка.
4. Закрепление материала
игра " Корректор"
Каждому слову необходимо найти нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.Парад вами два текста, поработаем корректорами и исправим ошибки в работах учеников, которые уже написали сочинение о своей любимой игрушке.
Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый.
У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукла ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Ее мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала ее Снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У кукленка длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать.
(Тексты напечатаны на листах и лежат на столах учащихся).
В первом тексте ребята отмечают стилистические и лексические ошибки (средний рост у щенка; рот и ноги у щенка; частые повторы слова "был").
Во втором тексте нарушена композиция сочинения- описания, используются слова "улаживаю", а надо "укладываю", "кукленка", а надо "куколка"; повторы.
С.9 упр.15 (слайд 4)
Дополнительное задание:
Работа в группах (обсуждение, возможность записи возможных вариантов по составленному плану)- из сингапурской системы
устное описание любимой игрушки (2 - 3 учащихся)
Учащиеся по предложенному плану устно описывают любимые игрушки. Весь класс дает советы и исправляет ошибки своих одноклассников.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Идея темы сочинения - описания.- Композиция сочинения - описания.- Подпись темы сочинения в рабочих тетрадях.- Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки.Домашнее задание: написать сочинение - описание " Моя любимая игрушка".