Комплекс занятий для 2 класса Сбор природного материала
Комплекс занятий для 2 класса
Тема: Сбор природного материала
Занятие 1
Цель: Формировать умение видеть красоту и разнообразность природы и находить практическое применение природному материалу.
Задачи:
Коррекционно -образовательные задачи: Учить собирать и правильно сушить листья. Дать знания как составлять аппликации и картины из них.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление доводить замысел до конца.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать интерес к работе с природным материалом, координацию обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать листья.
Место проведения: - прогулка в парк.
Ход занятия:
Введение.
Педагог:
Ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие. Занятие будет проходить на улице. Скажите, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Педагог:
А вам нравится осень? Чем она вам нравится?
Ответы детей.
Педагог.
Посмотрите, как осень окрасила деревья. Назовите цвета осени.
Ответы детей.
Нацеливание на предстоящую работу.
Педагог.
Сейчас мы с вами пойдем в парк, чтобы собрать листья и цветы для изготовления поделок. И в это время года, осенью, деревья и кусты наряжаются в яркие желтые, оранжевые и красные платья. Но такие красивые они будут не долго, скоро подуют северные ветра и листочки с деревьев и кустов опадут. Но мы с вами, вопреки наступающей погоде, продолжим жизнь листьев, травинок и цветов. Для этого мы с вами и пойдем в парк и будем собирать природный материал: листья, травинки и цветочки. Листья нужны разные: большие и маленькие, яркие и темные, разной формы от разных деревьев и кустов. Из этого природного материала, длинной, длинной, зимой, мы будем делать поделки. Во время сбора природного материала, необходимо помнить, об ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем. Так же не забываем и о ТБ: аккуратнее с ветками, внимательно смотрите под ноги, чтобы не упасть.
Выход в парк и сбор природного материала.
Во время сбора природного материала детям можно загадывать загадки о природе.
Педагог:
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой? (осинки)
Тонет куст, в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует? (сирень)
Белый низ, зеленый верх-
В летней роще краше всех!
На стволах полоски
Хороши наши? (березки)
В мае грелась, зеленела,
Грозди осенью надела.
В алых ягодках – горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Клейкие раскрылись почки –
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь
Догадались? – Это? (тополь)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась? (ива)
Заключение
Педагог:
Ребята, вы замечательно справились со сбором природного материала. Постарались замечательно. Листья разные и по размеру, и по цвету, и по форме. Кто знает, этот, листочек какого дерева?
Ответы детей.
Педагог:
А эти?
Ответы детей.
Педагог:
Правильно, это листья березы, осины, а эти рябины. Молодцы!
А кто мне скажет, как же можно сохранить собранные листья?
Ответы детей.
Педагог:
Некоторые листья мы так и оставим сохнуть, чтобы они высохли естественно. Они примут причудливую форму. Такие листочки нам пригодятся в некоторых поделках. А остальные мы аккуратно, разложим между газетами и поставим на них груз. Газеты, заберут всю влагу из листьев, а груз не даст листьям скрутиться. И на следующем занятии мы будем делать аппликацию из листьев, которые сегодня собрали. Сейчас, каждый из вас, возьмите по стопке газет и аккуратно разложите листья на них.
Самостоятельна работа.
Педагог:
Молодцы! Теперь все газеты сложим в одну стопку. И что нужно сделать с этой стопкой?
Ответы детей.
Педагог:
Правильно, придавить их грузом. И к следующему занятию у нас будет готов природный материал - листья, собранные и высушенные своими руками. Из него мы и будем делать большую картину. Спасибо за хорошо проделанную работу. До следующей встречи.
Занятие №2
Аппликация из листьев «Осенняя веточка рябины»
(коллективная работа)
1 часть
Цель: Формировать умения выполнять коллективную работу.
Задачи:
Коррекционно -образовательные задачи: Учить делать из листьев аппликации. Составлять картины.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать интерес к работе с природным материалом.
Оборудование: план выполнения работы, картон, гуашь, губка.
Ход занятия:
Введение
Педагог:
Ребята, здравствуйте, вспомните, что мы заготавливали на прошлом занятии?
Ответы детей.
Педагог:
А для чего?
Ответы детей.
Педагог:
Аппликация из засушенных растений – это вид флористики. А флористика – это вид прикладного творчества.
Нацеливание на предстоящую работу.
Педагог:
Я хочу предложить вам изготовить картину « Осенняя веточка рябины». Это аппликация из заготовленных вами листьев. Картина будет большая, и поэтому, это будет коллективная работа (одна на всех). Согласны, изготовить, все вместе, одну картину?
Ответ детей.
Разбор образца.
Педагог:
Вот, посмотрите, на образец. Он выполнен в карандаше, чтобы вы представляли, что должно получиться. Нравиться, он вам?
Ответы детей.
Педагог:
Изготовим такую картину?
Ответы детей.
Педагог:
А куда мы ее повесим?
Ответы детей.
Педагог:
А как вы думаете, за одно занятие можно картину изготовить?
Ответы детей.
Педагог:
Правильно, нет, работы много. Поэтому, на сегодняшнем занятии мы изготовим основу для картины - картонку, которую красиво и необычно покрасим. А как это необычно? Как вы думаете?
Ответы детей.
Педагог:
Необычно, потому, что красить мы будем не кистями, а губкой. И гуашевыми красками. Каждый из вас своим цветом (я, для каждого приготовила разные оттенки голубого, синего, белого и розового цвета), с разных сторон, будет губкой раскрашивать картон. Посмотрите, как правильно, это делать: губку макаете в краску, затем опускаете ее на картон и прижимаете, выдавливая краску с губки. Снова поднимаете губку и опускаете уже немного в другом месте и т. д. Опять губку макаете в краску и опять опускаете и прижимаете к картону. Давайте попробуем эти движения сделать губкой, но пока без краски. У всех, получается?
Ответы детей.
Рабочее место и Т. Б.
Педагог:
Сейчас посмотрите на свои рабочие места: губка у всех?
Ответы детей.
Педагог:
Краска?
Ответ детей.
Педагог:
Вспомним технику безопасности не толкаться, краской не брызгаться , работать аккуратно. Помните, вы делаете одну работу, поэтому все должны стараться.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа (смотрю за выполнением работы каждого ребенка, нуждающимся, оказываю посильную помощь)
Заключение.
Оценка работ детьми и самооценка.
Педагог:
Давайте посмотрим, что у вас получилось? Вам нравиться, как вы раскрасили картон – основу для картины?
Ответы детей.
Педагог:
Какая она получилась?
Ответы детей.
Да, у нее много цветов, которые переходят друг в друга. Эти пятнышки цветные напоминают мозаику. Вот такая необычная основа для картины, получилась у нас. Молодцы, вы все старались, я это видела. Поэтому все получилось просто замечательно. А раскрашивать картон губкой вам понравилось?
Ответы детей.
Педагог:
Теперь вы знаете, что губкой не только посуду моют, а еще и раскрашивать и даже рисовать можно! Сейчас картонка должна высохнуть, а на следующем занятии мы на ней будем делать аппликацию из листьев. Так получится картина, которую вы изготовите все вместе, своим маленьким, но дружным коллективом.
Занятие №3
Аппликация из листьев «Осенняя веточка рябины»
(коллективная работа)
2 часть
Цель: Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом.
Задачи:
Коррекционно -образовательные задачи: Учить собирать и сушить листья. Делать из них аппликации. Составлять картины. Учить располагать рисунок.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать интерес к работе с природным материалом.
Оборудование: - эскиз рисунка, клей, кисти, ножницы, цветная бумага коричневого и оранжевого цвета, тряпочки.
Ход занятия:
Введение
Педагог:
Здравствуйте дети. Кто помнит, что на сегодняшнем занятии, мы должны сделать?
Ответы детей.
Педагог:
На сегодняшнем занятии мы будем продолжать нашу работу по изготовлению картины в технике аппликация из природного материала. А какое название у картины, кто помнит?
Ответы детей.
Педагог:
Что мы уже изготовили? Что делали, на прошлом занятии?
Ответы детей.
Нацеливание на предстоящую работу.
Педагог:
А что, сегодня, нам нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог:
Посмотрите, на карандашный рисунок и скажите.
Ответы детей.
Педагог:
Правильно, а вот как это делать, я сейчас вам расскажу. Все посмотрите на план выполнения работы.
Разбор образца:
Педагог:
Из бумаги, коричневого цвета, нужно вырезать веточки рябины.
Наклеить их на картон – основу картины, по линиям, которые уже нарисованы на картоне.
Аккуратно разобрать листья и маленькие веточки рябины по размеру. А для чего нужно это сделать? Кто догадался?
(ответ детей).
Педагог:
Чтобы сразу было видно, куда этот листок приклеить. Если листок большой, его нужно приклеить внизу картины, а маленькие листики нужно приклеивать вверху. Как в природе.
Из бархатной бумаги оранжевого цвета, вырезать кружочки – ягодки рябинки.
Наклеить их на картон – основу картины, в места, которые уже отмечены на картоне.
Наклеить листья и веточки рябины на свободные, понравившиеся места.
Закрепление хода выполнения работы (наводящие вопросы)
Педагог:
Ребята, посчитайте, сколько пунктов нам нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог:
И вас, как раз, шесть человек. Давайте, каждый из вас, возьмет себе один пункт и будет его выполнять. Кто выбрал пункт – 1?
Ответ детей.
Педагог:
Повтори, как ты будешь его выполнять?
Ответ детей.
Педагог:
Кто выбрал пункт – 2?
Ответы детей.
Педагог:
А тебе, что нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог:
3 пункт – кто, будет выполнять?
Ответы детей.
Педагог:
Что тебе, нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог:
Затем, 4 пункт, кто за него возьмется?
Ответы детей.
Педагог:
Как этот пункт нужно выполнить?
Ответы детей.
Педагог:
Еще есть пункт -5, кто его берет?
Ответы детей.
Педагог:
Тебе, что нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог:
И остается последний – 6 пункт, чей он?
Ответы детей. В этом пункте нужно, что сделать?
Ответы детей.
Рабочее место и Т. Б.
Педагог:
Теперь, посмотрите, кому, какие инструменты, нужны для работы? Возьмите их. Не забывайте про Т. Б. – не толкайтесь, аккуратно с ножницами и клеем. Приступайте к выполнению своих пунктов.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа (смотрю за выполнением работы каждого ребенка, нуждающимся, оказываю посильную помощь)
Заключение .
Оценка работ детьми и самооценка своих работ.
Педагог:
Молодцы дети, все постарались замечательно, и все пункты выполнили правильно и аккуратно. В результате и картина получилась, какая?
Ответы детей.
Педагог:
Да, она получилась очень яркая, красивая и необычная. Ребята, вам она нравиться?
Ответы детей.
Педагог:
Вы рады, что сами, своими руками, вместе, изготовили такую красивую картину?
Ответы детей.
Педагог:
Какие чувства, она вызывает, у вас?
Ответы детей.
Педагог: Да, молодцы, и чувство восхищения, и гордости, и удовлетворения. А куда мы ее повесим?
Ответы детей.
Педагог:
Вот нашли для нее замечательное место, где она будет радовать всех своей красотой. А на следующем занятии, каждый из вас, изготовит свою аппликацию из листьев. А какую, узнаете в следующий раз.
Анализ занятия
Перед педагогом на занятиях стоят следующие задачи: воспитывать интерес к работе с природным материалом. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить собирать и сушить листья. Учить составлять аппликации и изготавливать картины. Подбирать нужный природный материал для данного задания. Развивать интерес к работе с природным материалом.
Все цели, поставленные перед педагогом, достигаются, дети доводят дело до конца, на занятиях работают с удовольствием. Получают навыки работы с природным материалом. Также на занятиях используется план, по которому дети работают, а так же образец изделия, дети представляют конечный результат. На занятиях вводятся игровые моменты загадки по теме.