Работа по теме «Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной работе по математике в специальной коррекционной школе 8 –го вида»
Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной работе по математике в специальной коррекционной школе 8-го вида.
Предмет математики настолько
серьезен, что полезно не упускать
случаев делать его немного
занимательным.
Б. Паскаль.
Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у обучающихся коррекционной школы резко снижены.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметом.
В своей практике использую различный занимательный материал: дидактические игры и упражнения, коррекционно-развивающие задания, задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, фокусы, головоломки, игровые моменты.
Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки.
Поэтому использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.
Многообразие занимательного материала, используемого для обучения математике.
( Дидактические игры и упражнения.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, - дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока или занятия, придумываю следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Посильна ли она для учащихся класса?
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
5. Подведение итогов игры.
Подбор дидактических игр для обучения детей с нарушением интеллекта провожу в соответствии с программными требованиями. Планируя систему занятий по математике по той или иной теме, заранее подбираю дидактические игры. При выборе игр учитываю, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели занятия, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.
Любая дидактическая игра должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренной программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Например:
( игровые моменты, использующиеся на уроках математики.
Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Реши примеры, сложи ответы каждого из участников соревнования и узнай имя чемпиона.
35 + (19 - 6) = 45 + 45 -19 = 25 -19 + 16 =
100 – (50 + 50) = (16 -16) + 100 = 90 – (75 -29) =
11 + (64 -17) = 31 – 29 = 7 + 7 + 7 =
Чемпион –
3. Реши примеры и раскрась воздушные шары в свои любимые цвета:
4. Кто какие примеры решил? Проведи стрелочки.
19 + 1 + 14 + 5 = 60
28 + 2 + 50 + 6 =
72 – 10 -30 – 2 = 30
22 + 8 +30 =
92 -40 +8 =
78 -20 +2 = 86
3
5.«Зажги» самую яркую звезду на небе (с наибольшим ответом и назови её своим любимым именем.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Ты трудностям не поддавайся!
Смелей по лестнице взбирайся!
То вверх, то вниз тебя влечет,
Она к успеху приведет!
7. Редкое имя малютке-котенку
Мама его промяукала громко,
Быстро реши все примеры подряд,
Будет малыш благодарен и рад.
76 : 4 = 60 : 4 = 84 : 4 =
40 : 4 = 4 Ч 15 = 4 Ч 9 =
52 : 4 =
4 Ч 13 =
10 19 13 15 21 36 52 60
8. Мелкий дождь украдкой
В поле моросил.
Заглянул в тетрадку –
Наши числа смыл.
А потом за знаки взялся,
Чтобы ты не догадался.
Мы его перехитрили
Мы примеры все решили.
65 – 32 : = 57 72 9 4 = 2
81 – 8 Ч = 9 54 9 8 = 48
64 : : 2 = 4 45 9 + 12 3 = 9
7 Ч - 27 = 36 87 35 46 1 = 98
9. Смелей в поход!
( виды коррекционно-развивающих заданий, нацеленных на формирование различных приемов умственных действий.
1. Задания на развитие познавательной активности.
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.
Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками:
а) Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
б) Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
2. Задания на развитие внимания.
Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
а) «Веселый счет».
Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.
б) «Мальчики».
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий. Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?
в) «Разговор по телефону».
В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил?
3. Задачи на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
а) «Память на числа».
В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
б) «Сколько?»
Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).
в) «Память на фигуры».
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.
г) «Запоминай мгновенно».
Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.
4. Задания на развитие мышления.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
а) «Думай и составляй».
С числами 15 и 4 составьте два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.
б) «Убери кружки».
Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:
Нарисуй свой способ.
в) «Составь задачу».
Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.
г) «Художники».
Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.
5. Задания на развитие воображения.
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
а) «Кто лучше?»
3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:
Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).
б) «Веселый человечек».
Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:
в) «Петушок».
Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.
г) «Салфетка».
В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.
д) «Угадай».
Как вы думаете, что получится на Машином рисунке, если все треугольники раскрасить, а оставшиеся четырехугольники – зеленым? Проверь свою догадку.
6. Задания на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
а) «Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.
б) «Загадочные контуры».
Учитель расставляет на листе бумаги несколько предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обычно находятся. После этого вызывает детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Те из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.
а)Головоломка.
Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.
7. Задачи на сообразительность.
а) Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
б) В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
8. Задания на нахождение альтернативных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
а) Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.
б) «Смекай».
Миша получил в школе задание: провести в треугольнике две линии. Он выполнил задание.
А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?
в)«Шесть стульев».
Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?
г) «Раскрась».
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
д) «Разноцветные шарики».
В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?
е) «Найди все дороги».
Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.
9.Задания на использование анализа.
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
1. «Логическая задача».
У девочки было три мяча – красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.
2. «Раскрась кубики».
Надо раскрасить большие кубики так, чтобы маленький кубик был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым.
3. «Недостающая фигура».
Нарисуй недостающую фигуру и закрась её нужным цветом.
4. «Точечный рисунок».
. . . . . . Нарисуй по точкам такую же фигуру.
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
10. Задания на нахождение или выбор удобного способа действия.
Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.
1. «Раздели яблоко поровну».
Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.
2. «Удобный способ вычисления».
Найдите значения выражений удобным способом:
30 + 2 + 40 + 5 = 9 + 7 + 1 = (98 + 98) – 98 =
10 + 7 + 2 = 8 + 2 + 5 = (26 + 76) – 26 =
6 + 30 + 20 = 2 + 7 + 8 = (37 + 43) – 43 =
70 + 9 + 10 =
3. «Поднимись по лестнице».
Мише надо подняться по лестнице, которая состоит из 9 ступенек. Когда быстрее Миша доберется до площадки, если не будет пропускать ступенек? Будет прыгать через одну, через две ступеньки? Почему?
4. «Как удобнее?»
Как удобнее сложить тройки чисел, чтобы проверить, что квадрат – магический?
5. Вы находитесь в зрительном зале. Вам нужно место № 4. В ряду 9 мест:
С какой стороны (слева или справа) вы найдете быстрее свое место?
11. Задания на умение классифицировать.
Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.
1. «Числа и фигуры».
От однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулем – в круг, от двузначных чисел – в полукруг.
7 4 16 18 10 6 3 14 2 11 19
8 0 12 5 9 17 13 1 20 15
2. «Игра в выражения».
37 + 0 = 72 + 2 = 10 + 40 = 15 + 0 = 20 + 30 =
26 + 1 = 50 + 20 = 6 + 3 = 99 + 0 =
Распределите выражения на три группы. Найдите значения выражений.
3. «Игра в числа».
Разбейте числа на две группы так, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
63, 8, 1, 30, 45, 6, 7, 10, 9, 99, 2, 74
4. «Фигуры».
По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?
12. Задания на умение сравнивать.
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:
Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
Выделение основания для сравнения.
Выявление сходства по данным признакам.
Выявление различия.
Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.
1. «Хватит ли?»
3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?
7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?
5 малышей и 7 пар варежек
8 петель и 9 пуговиц
2. «Сравни».
Сравните два рисунка, дорисуйте второй рисунок так, чтобы он стал одинаковым.
3. Сравните выражения в каждой строке. Поставьте между ними знаки сравнения, не находя значений выражений.
9 + (1 + 7) 9 + (7 + 1)
8 + (6 + 2) (8 + 6) + 2
7 + (3 + 8) (7 + 3) + 8
4. «Сравни выражения».
Выполните действия и скажите, чем все выражения слева отличаются от всех выражений справа?
5 + 2 + 1 = 5 + 2 + 2 =
4 + 1 + 2 = 4 + 1 + 3 =
1 + 2 + 1 = 1 + 3 + 1 =
2 + 2 + 1 = 2 + 2 + 2 =
13. Задания на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.
1. «Назовите одним словом».
четыре квадрат
двадцать треугольник
один круг
пятьдесят прямоугольник
2. «Лишнее слово».
Выпишите лишнее слово: десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.
3. «Смекай-ка».
37, 7, 25, 15, 3, 11, 65, 45, 55, 10, 75, 85, 95
Выпишите все числа, которые схожи между собой по одному признаку, исключая «лишние» числа.
«Найди схожие пары слов».
прямая______дм__ см_____минус замкнутая_____равно
линия длина длина знак линия знак
2. «Какая фигура лишняя».
Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту «лишнюю» фигуру. Чем она отличается от остальных?
14. Задания на установление взаимосвязей и соответствий.
Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.
1. «Соответствия».
Найдите соответствия между двумя числами и одной фигурой.
3, 3
4, 4
6, 6
3, 2
2, 6
2. «Загадки веселого карандаша».
Прочитайте слоги по порядку и отгадайте загадку.
2 1 4 3 6 5 8 7 9
маль пять ков чи чу пять чи лан ков
3. «Составь домик».
Найдите к каждому домику его крышу. При каким признакам вы ориентировались?
15. Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.
Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.
1. «Расположи шарики в последовательности увеличения размера» (в последовательности изменения цвета: красный, коричневый, синий, оранжевый).
Сколько шариков всего? Менялось ли количество шариков от того, что мы по-разному их размещали?
2. «Интересное задание».
Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:
1, 3, 5, 7.
3. «Ромашки».
Расположи ромашки по порядку.
( Загадки на занятиях по математике.
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление.
Практика показывает, что применение загадок дает положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагированные), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того, насколько они характерны для данного объекта.
Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(стрелки часов)
может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны – и нам с тобой.
(часы)
Что за птицы пролетают?
По семерке каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(дни недели)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь лист опадет.
(календарь)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(месяцы, недели, дни)
В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотношения между мерами времени служат основными признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы загадать её друзьям или родителям, подчас не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.
Основные соотношения между мерами времени очень своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают, как большую загадку, в которой по количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по четыре крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, а другая черная».
Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему надо помочь установить, что и где искать, выявить все остальные признаки, предположить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки.
Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(шесть)
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков!
(восемь)
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет.
(двойка)
Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(шесть)
Вот так цифра – кочерга,
У неё одна нога!
(семь)
( Задачи в стихах
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
(сколько стало щенят?
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ей купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить?
Потеряла Золушка башмачок.
Прибежала с праздника – и мочек.
Стали ей потерянный примерять,
Сколько же у Золушки их опять?
Кум и кума не
Не приложат ума.
Сколько тарелок нужно подать,
Чтоб каждому щи
Из отдельной хлебать?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше слон не одинок.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Восемь храбрых малышей
Переходят ручей.
Один отстал: «Домой хочу!»
Сколько их пришло к ручью?
За большим столом
Сели рядом с гномом гном, Белоснежка с ними вместе
Стол накрыла честь по, чести
У неё во всем порядок!
Только сколько ложек надо?
Сколько вилок?
Сколько мисок?
Сколько чашек с молоком?
Составляет список
Самый старый мудрый гном?
(Помогите ему, ребята!)
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход.
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать.
Бегали по лесу восемь разных коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравшим хвост
Пять козочек белых.
Сколько было серых?
( Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно – дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены следующие сказки:
Сказка «Знаки >, < и =.»
В городке чисел было раннее утро. Числа мирно спали в своих домиках. С первыми лучами солнца тишину нарушило петушиное пение. Большой красивый петух сидел на заборе и важно хлопал крыльями. Со всех уголков городка стали собираться числа, чтобы посмотреть на этого красавца. Петух увидел восхищенные взгляды и ещё больше заважничал. Каждое число непременно хотело подружиться с ним. Никто в городе не знал, что внешняя красота не всегда говорит о красоте душевной. И петух этим пользовался – дружил только с теми, кто больше, сильнее. Например, идет он с числом 3, на пути ему встречается число 2 или 1, он обязательно его клюнет. Но стоит ему встретить число, которое больше 3, он тут же перебегает к нему, а 3 клюёт. И так постоянно. Обиделись числа на петуха и выгнали его из своего города. Но с тех пор знаки сравнения стали очень похожи на петушиный клюв. Он направлен своим острым концом всегда на меньшее число, как будто хочет его клюнуть. (На доске записаны пары чисел, дети ставят нужный знак).
А как вы думаете, что сделал бы петух в этом случае? Поставьте петушиный знак!
5 5?
Он бегал бы от одного числа к другому (учитель ставит знак равенства) и никак не мог решить, какое из чисел больше. Теперь, ребята, вы никогда не ошибетесь в сравнении чисел.
Сказка о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством арифметики прошла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, вычитание, умножение, Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил приказание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце ещё больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее из большего; у кого ответ получился меньше, тот получил больше воды. И снова число стоящее с Нулем в паре, оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножаться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делятся на Нуль.
Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала приписывать нуль рядом с числом, которое увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку, как задание с пропусками.
Хочется отметить, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствует развитию мышления.
(Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.
Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логическое мышление, в жизни всегда найдет применение”.
Тренинги позволяют развивать у учащихся специальных (коррекционных) школ логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки.
В системе уроков математики занятия – тренинги занимают важное место, чаще они проводятся на этапах закрепления знаний и способствуют не только корректировке основных понятий учащихся, но и служат средством для развития ВПФ и познавательных способностей детей. На этих коррекционно- развивающих занятиях учитель старается раскрыть тайну логики своих учеников. На занятиях – тренингах ребята учатся активно мыслить, работать в паре, либо индивидуально.
Эффективность и успешность данной технологии возможна при высокой организации занятия, индивидуальном подходе педагога к учащимся, четкой продуманности создания пар и подборе дифференцированного задания каждому ученику (паре). При подборе задания необходимо учитывать не только психофизические особенности учащихся, но и разные типы восприятия детей ( моторный, зрительный, слуховой).
Какова же структура коррекционно- развивающих занятий – тренингов?
( Сообщение цели очередного занятия – тренинга.
Эта цель тесно связана с “раскрытием тайны по РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ”. Каждое занятие имеет свой девиз (эпиграф). Мотивацией к работе служит девиз: “ У тебя все получится!”. Каждый ребенок чувствует поддержку со стороны педагога, доброе отношение своих товарищей по работе, что помогает учителю создать атмосферу взаимопонимания.
( Работа в парах (самостоятельная работа). Поиск правильного решения.
Учащиеся получают индивидуальный листок-тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор.
( Обсуждение принятых решений классом.
Здесь педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями применять математическую терминологию в речи, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение.
(Оценка деятельности учащихся.
После обсуждения педагог озвучивает правильные ответы.
( Подведение итогов работы.
На данном этапе дается учащимся возможность высказать свои мысли вслух, о том понравилось ли занятие, чем оно запомнилось, какие задания были самые трудные, а какие заинтересовали их и почему?
Тренинги предназначены для учащихся специальной (коррекционной) школы и классов коррекции. Они составлены на основе рекомендаций ОНМЦ “ Развитие и коррекция” г. Москвы. Проводятся за счет индивидуальных часов в соответствии с тематическим планированием по данному курсу. По математике в классах предлагается проведение 5 тренингов по основным темам программы:
Тысяча. Метрическая система счисления. Задача. Решение уравнений.
Решение логических задач.
ЗАНЯТИЕ №1
Эпиграф занятия: “ В хорошем настроении принимайся за работу!”.
Задание №1.
Тома записала число 75 и цифру 7 зачеркнула. На сколько уменьшилось число?
А) на 7 десятков
Б) на 7 единиц
В) на 17
Задание №2
Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 640, 127, 529, 333
А ) состоит из одинаковых цифр
Б) не имеет разрядных единиц
В) самое большое
Задание №3
Продолжи ряд чисел: 9, 89, 789,
А) 7896
Б) 6789
В) 7890
Задание №4
Подумай и реши пример: ( 0:3) х 200
А) 200
Б) 3
В) 0
ЗАНЯТИЕ №2
Эпиграф занятия: “Кому работа в тягость, тот не знает радость ”.
Задание №1.
Угадай, сколько лет моей бабушке, если через 11 лет ей будет 60?
А) 71
Б) 49
В) 59
Задание №2
По двору гуляет семь щенят . Сколько у них ушей ? Сколько у них лап?
Подбери правильный ответ.
А) 14, 28
Б)14,14
В)28,28
Задание№3
Между первым и вторым этажами 10 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между первым и восьмым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?
А) 80
Б)70
В)60
Задание №4
У Тани было 53 рубля. Она купила игрушку за 29 рублей. На сколько рублей у нее осталось меньше, чем она истратила?
А) на 5
Б) на 24
В)на 82
ЗАНЯТИЕ №3
Эпиграф занятия: “ Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает ”.Задание №1.
Исключи лишнее: сложение, деление, множитель, вычитание, умножение
А) компонента
Б) знак действия
В) вид деятельности
Задание №2
Подбери пару:
лодка- вода сирень- сад
санки- гриб-
А) мороз А) осень
Б) снег Б) корзина
В) январь В) лес
Задание № 3
Известно, что больше
Сравни:
Х х
+ +
Задание №4
Продолжи ряд ? ? ? ?
Ответ:
ЗАНЯТИЕ №4
Эпиграф занятия: “ Неграмотный – что слепой”.
Задание №1.
Какой может быть длина шариковой ручки?
А) 12см
Б)12кг
В) 12л
Задание № 2
Что легче – 1 кг пуха или 1 кг железа?
А) 1кг пуха
Б)1кг железа
В) массы равны
Задание № 3
Африканский слон весит 7500 кг. Сколько это тонн?
А) 75 тонн
Б) 750 тонн
В) 7 тонн
Задание №4
Вес перьев составляет шестую часть веса птицы. Сколько весит гусь, если масса его перьев составляет 300граммов?
А) 50граммов
Б) 1800граммов
В)306 граммов
ЗАНЯТИЕ №5
Эпиграф занятия: “ Если есть труд - значит будет и успех !”.
Задание №1
Исключи уравнение с неизвестным уменьшаемым .
Х+ 240= 1000
1000- Х = 530
Х – 18= 600
А) 1
Б) 2
В) 3
Задание №2
В каком уравнении значение Х равно нулю?
Х – 720= 275
0+ Х= 100
789 -Х = 789
А) 1
Б)2
В)3
Задание № 3
Выбери верное решение.
А) Х –800= 200
Х= 800 – 200
Х= 600
Б) 200+ Х= 800
Х= 800 + 200
Х=1000
В) 800- Х= 200
Х= 800-200
Х=600
Задание №4
Выбери уравнения, при решении которых используется действие вычитание.
Х+ 300= 1000
1000- Х= 300
Х – 300 = 1000
А) 1и2
Б) 1и3
В) 2и3
Игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды включены в программу факультатива «Занимательная математика», они способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся
( Программа факультатива «Занимательная математика»
для учащихся 5 класса.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Программа факультатива «Занимательная математика» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Одной из особенностей детей с недостатками интеллектуальной деятельности является нарушение взаимодействия 1 и 2 сигнальных систем. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов.
Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать – это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью.
Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Основные цели:
повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
совершенствовать навыки счёта;
развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы;
направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
повышать мотивацию обучения;
повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Учащиеся должны знать:
некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
об истории появления измерительных приборов;
несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия;
пользоваться измерительными инструментами;
разбираться в правилах игры и соблюдать их;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Факультатив «Занимательная математика» рассчитан на 33 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
изложение программного материала;
стихи о математике;
занимательные задачи;
дидактические игры.
В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Количество
часов
1
Старинные системы записи чисел
2
2
Числа великаны
1
3
Четыре действия арифметики
2
4
Открытие нуля
1
5
История линейки
1
6
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.
2
7
Возникновение денег
1
8
Денежная система в Древней Руси
1
9
Как люди измерять время
1
10
Изобретение календаря
2
11
Из истории мер массы. Система мер русского народа
2
12
Происхождение метрической системы мер
1
13
Знаменитые математики
2
14
Происхождение дробей
1
15
Из истории цифры 7
1
16
Покорение космоса и математика
1
17
Математика и наше село
2
18
Математика и здоровье человека
2
19
Геометрия – значит «земледелие»
1
20
Многоугольники. Паркеты .
1
21
Делится или не делится. Признаки делимости
1
22
Бережливость дороже богатства
1
23
Земля – кормилица
1
24
Экономика и математика
1
25
Урок обобщения «Математика вокруг нас»
1
Всего:
33
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Старинные системы записи чисел
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики
Как появились знаки «+», «», «Ч», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси
Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9. Как люди научились измерять время
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
Тема 10. Изобретение календаря
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Тема 12. Происхождение метрической системы мер
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Тема 13. Знаменитые математики
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 17. Математика и наше село
История строительства села. Занимательные задачи о селе. Стихотворения. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 18. Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Тема19. Геометрия – значит « земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Тема 20. Многоугольники. Паркеты .
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
Тема 22. Бережливость дороже богатства
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 23. Земля – кормилица
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 24. Экономика и математика
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.
25
13
41
8
1
0
99
36
3
Тема 25. Урок – обобщение « Математика вокруг нас»
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры.
Методическая разработка
Занятие по теме «Открытие нуля»
Цели: «Познакомить с историей открытия нуля. Развивать память, мышление и речь. Воспитывать интерес к математике».
Оборудование: стихи, игра, сказка оформлена на листочках с пропусками.
Ход занятия.
1. Организация класса.
Речевая гимнастика (ребята хором вместе с учителем повторяют речевку):
И прекрасна и сильна
Математики страна
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.
Сколько домнам угля надо.
А детишкам шоколада.
Сколько звёзд на небесах,
А веснушек на носах.
2. Изучение нового материала.
Ребята отгадайте загадку:
Я двойку в 20 превращу,
Из троек и четверок
Смогу я, если захочу,
Составить 30, 40.
(нуль)
Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.
Открытие нуля:
История нуля берёт своё начало с незапамятных времён. Впервые нуль появился примерно две тысячи лет назад. В древности индейцы вместо нуля говорили «пусто» и при записи ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок назывался «сунья», что значит «пустое место». Арабские математики перевели слово «сунья» по смыслу на свой язык: стали говорить «сифр». А это уже знакомое нам слово цифра. Оно досталось нам по наследству от арабов. Знаки для обозначении чисел, которыми мы пользуемся называют цифрами. Их десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. У нуля были и другие названия- «ничто», «низачто», «оном» (за сходство с буквой О). Древние люди нуль применяли лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать нули в конце записи числа, они не догадывались. В настоящее время с нулём знакомятся в 1 классе и люди не замечают, что открытие нуля- одно из величайших событий в математике.
Занимательные задачи (перед выполнением задания ребятам предлагается физминутка)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
Ребятам предлагается взять в руки карандаши или фломастеры и выполнить задание:
«Раскрась кубики».
Надо раскрасить большие кубики так, чтобы маленький кубик был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым.
Прослушайте сказку:
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку, как задание с пропусками.
Хочется отметить, что применение сказок на занятиях делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствует развитию мышления.
Одному из величайших событий в математике посвящается:.
Сказка о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством арифметики прошла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, вычитание, умножение, Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил приказание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце ещё больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее из большего; у кого ответ получился меньше, тот получил больше воды. И снова число стоящее с Нулем в паре, оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножаться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делятся на Нуль.
Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала приписывать нуль рядом с числом, которое увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.
5. Игра. Математическая цепочка.
А теперь ребята поиграем(
13 EMBED Visio.Drawing.11 1415
Итоги. Что нового узнали на занятие?
Что понравилось?
Работая над темой «Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной работе по математике », я достигла следующих результатов в своей работе.
У ребят повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствовало возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.
Игровые моменты на уроках – разрядка для нервной системы.
Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.
Учитывая особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, дальнейшая работа над этой темой может способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.
Литература.
Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики, 1992. - № 7-8. –с. 27.
Житомирский В.Г., Шервин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – М.: педагогика, 1994.
Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления, 1985. - № 5. – с. 37.
Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий, 1986. – № 6. – с. 29.
Зимовцев Н.А. Игры на внеклассных занятиях по математике, 1986. – № 1. – с. 38.
Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды – Ярославль.: «Академия Ко», 1998.
Клименченко Д.В., Махров В.Г. развивающие задачи по математике, 1980. – № 6. – с. 17.
Колодина Л.М., Мордасова О.С. Занимательные игры на уроках, Мичуринск, 1997.
Кондратенко Е.А. Математический праздник, 1982. – № 6. – с. 47.
Кияшкина Л.В. КВМ // ПедСовет. – 1999. - № 11. – с. 2.
Масловская т.А. Дидактические игры на уроках математики, 1997. - № 2. – с. 52.
Махров В.Г. Задачи-сказки, 1984. - № 6. – с. 40.
Михайлов И.И. Занимательные задачи, 1986. - № 6. – с. 32.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.
Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
Прохорова С. Смелей, подумай! Найди ответ,1997. - № 6. – с. 26.
Разносчикова А.А. Считай, смекай, отгадывай! // Педсовет. – 1999. - № 11. – с. 7.
Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных школьников на уроках математики // Дефектология. – 1985. - № 3.
Собакин Т. Таблица умножения. – М., 1997.
Шведова Т.Н. Внеклассное занятие по математике // ПедСовет. – 1999. - № 11. – с. 10.
78 - 19 =
59 – 27 =
61 – 39 =
49 + 39 =
70 – 16 =
29 + 62 =
44
+ 12
61
- 19
13
+ 48
90
- 56
11
+ 39
35
- 18
6 + 95 =
39 + 16 =
49 - 19 =
13 + 56 =
39 + 11
1 + 99 =
17 + 86 =
23Ч4
23Ч4
23Ч4
23Ч4
-
-
+
=
А
У
Н
П
Т
А
Й
Ф
И
38
38
6
30
+
+
-
=
0
10
7
1
6
9
3
5
8
4
2
1
2
3
4
7 6
8 5
9 4
10 3
11 2
12 1
7 6
8 5
9 4
10 3
11 2
12 1
27
12
6
21
18
3
15
9
24
2
3
5
4
6
7
8
99
1
11 + 9
6 - 1
0 + 21
4 + 3
15 + 7
20 + 30
28 + 4