Статья Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Л.С.Манзюк, учитель русского языка и литературы
Использование регионального компонента содержания
на уроках русского языка и литературы
Имеющаяся у учителя возможность самостоятельно отбирать содержание материала урока позволяет ему использовать краеведческий материал, тем самым реализуя его воспитательный потенциал.
Омск - это город с интересной историей и культурой, город литературный. В разные годы в Омске жили и творили писатели и поэты, чьи имена вошли в золотой фонд не только сибирской, но и общерусской литературы. Литературное наследие составляет величайшую ценность города. Знать его, бережно сохранять, гордиться своей «малой родиной» должен каждый омич. Но Омск жив не только своими воспоминаниями, своим величественным прошлым, но и не менее достойным настоящим. В.П.Трушкин, исследователь литературного движения в Сибири, утверждал, что когда-то «литературная группа в Омске была самой большой в Сибири». Другой литератор Е. Раппопорт назвал Омск «сибирской Одессой». В одной из своих статей он писал: «Если Одесса прославила советскую литературу именами Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа, то Омск дал стране Петра Драверта, Антона Сорокина, Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского, Георгия Вяткина, Павла Васильева»
Литературный Омск и сегодня многими нитями связан с литературой Сибири и всей России. Трудно представить себе детскую литературу нашего времени без имени поэта Тимофея Белозерова. Драматург Николай Анкилов – лауреат Государственной премии имени К.С. Станиславского. Прозаик Александр Плетнев – лауреат премий имени Н. Островского и ВЦСПС. Михаилу Шангину была присуждена премия имени М. Шолохова. В Омске работают многие одаренные прозаики и поэты: Михаил Малиновский, Иван Петров, Владимир Балачан, Владимир Макаров, Татьяна Четверикова, Александр Лейфер и другие.
Литературно-художественные журнал «Литературный Омск» и альманах «Складчина» знакомят с новыми произведениями как маститых, так и начинающих прозаиков и поэтов, освещают культурную жизнь Омска.
Имея столь богатый краеведческий материал, не составит особого труда определить его место в программе курса литературы, также художественный текст омских писателей и поэтов может быть использован на уроках русского языка.
В качестве иллюстративного материала можно привести материалы из тематического планирования уроков в 6 и 12 классах вечерней школы. Планирование составлено с указанием базовых ценностей, реализуемых на учебном занятии.
Календарно-тематическое планирование с использованием регионального компонента содержания учебных занятий,
посвященного 300-летию со дня основания г. Омска
Литература 12 класс
№
п/п
Тема
учебного занятия
Часы
Дата
Тип учебного занятия
Элементы содержания
Базовые ценности, реализуемые на учебном занятии
39
Поэзия 50-60-х годов
1
Групповая консультация по изучению нового материала
Поэзия: Б. Ахмадулина, И. Бродский, А.Воз-несенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко.
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождествен-ский («омский период в жизни поэта», стихи об Омске) и др. Т.Белозеров как поэт-шести-десятник (новое направление в детской поэзии – психологическая лирика). «Воздушные фрегаты» Л.Мартынова. Анализ философской лирики поэта. Открытие Е.Евтушенко омского поэта А.Кутилова
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Гражданственность (служение Отечеству).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание)
40
Поэзия периода «оттепели»
1
Групповая
консультация по изучению нового материала
41
Своеобразие «городской» прозы
1
Групповая консультация по изучению нового материала
«Городская» проза: Д.Гранин, А.Битов, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
Повести и романы Анатолия Черноусова: острые социальные проблемы (проблема штурмовщины на производстве; образ нового героя: Андрей Скворцов («Практикант»). И.Яган «Сын завода»
Патриотизм (любовь к своей малой родине). Гражданственность (служение Отечеству). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Труд и творчество (уваже-ние к труду, целеустремленность и на-стойчивость). Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
42
Герои «деревенской» прозы
1
Групповая консультация по изучению нового материала
«Деревенская» проза. Изображение жизни кре-стьянства:глубина и цельность духовного мира человека в повестях С. Залыгина, В. Белова и др. Герои-чудаки в произведениях В.Шукшина
Л.Трутнев: сборник повестей и рассказов «Пока есть чайки» (Повесть «Братья» - судьба трех братьев из сельской глубинки, по-разному определивших свой путь; «Мельница» - о сельском умельце, его духовном прозрении; повесть «На озере» - связь с природой, нравственное становление человека). П.Карякин: рассказы о животных.
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Гражданственность (служение Отечеству). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Труд и творчество (уважение к труду). Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни). Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
43
Изображение духовного мира человека в драматургии
1
Групповая консультация по изучению нового материала
Драматургия. Нравственная острота проблема-тики пьес. А. Володин «Пять вечеров»; А.Ар-бузов «Иркутская история», «Жестокие игры»; В. Розов «В добрый час!», «Гнездо глухаря», А.Вампилов «Старший сын».
Омский драматург Н.Анкилов: пьеса «Солдат-ская вдова» (судьба человека как судьба цело-го народа, как подлинный гимн русской женщине).
Патриотизм (любовь к своему народу, к своей малой родине).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
48
Роль литературных журналов в культурной жизни
1
Групповая консультация комбинированного типа
Литературные журналы «Октябрь», «Новый мир», «Литературный Омск». Их позиция и роль в культурной жизни страны.
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Граждан-ственность (служение Отечеству).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни). Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
57,
58
Ф.Абрамов. Тема сложной судьбы русской деревни
2
Групповая консультация комбинированного типа
Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагиче-ские страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под жесто-ким руководством в колхозах. Семья Прясли-ных как носительница лучших народных традиций. Биографический очерк П.Ребрина «Человек ищет истину», посвященный Ф.Абрамову: «легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Граждан-ственность (служение Отечеству). Семья
(любовь и верность, уважение к родите-лям, забота о старших и младших). Труд и творчество (уважение к труду, творчес-тво и созидание). Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни). Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
Русский язык 12 класс
№
п/п
Тема
учебного занятия
Часы
Дата
Тип учебного занятия
Элементы содержания
Базовые ценности, реализуемые на учебном занятии
36
Понятие о сложном предложении
1
Групповая консультация по повторению и обобщению
Понятие о сложном предложе-нии.
Главное и придаточное предложение.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Семья (уважение к родителям, забота о старших и младших). Труд и творчество (уважение к труду). Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
37
Главное и придаточное предложения
2
Групповая консультация комбинированного типа
38
Сложносочинённое предложение
3
Групповая консультация комбинированного типа
Сложносочинённое предложе-ние. Группы сложносочинённых предложений по значениям и союзам. Знаки препинания в сло-жносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложно-сочинённого предложения.
Использование поэтического те-кста (Л.Мартынов, П.Васильев)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду).
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).
39,
40
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
4,5
Групповая консультация комбинированного типа
42,
43
Сложноподчинён-ное предложение
7,8
Групповая консультация комбинированного типа
Сложноподчинённое предложе-ние. Типы придаточных.
Знаки препинания в сложнопод-чинённом предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в слож-ноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Использование поэтического те-кста (Л.Мартынов, П.Васильев)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду).
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).
44
Знаки препинания в сложноподчинён-ном предложении с одним придаточным
9
Групповая консультация комбинированного типа
46
47
Знаки препинания в сложноподчинён-ном предложении с несколькими придаточными
11
12
Групповая консультация комбинированного типа
49
Бессоюзное слож-ное предложение
14
Групповая консультация комбинированного типа
Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.
Использование поэтического те-кста (В.Новиков, Т.Белозеров)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Гражданственность (служение Отечеству).
Семья (забота о старших и младших).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
50
Знаки препинания в бессоюзном сло-жном предложении
15
Групповая консультация комбинированного типа
51
Запятая и точка с запятой в бессоюз-ном сложном предложении
16
Групповая консультация комбинированного типа
52
Двоеточие в бессо-юзном сложном предложении
17
Групповая консультация комбинированного типа
53
Тире в бессоюзном сложном предложении
18
Групповая консультация комбинированного типа
Литература 6 класс
№
п/п
Тема
учебного занятия
Часы
Дата
Тип учебного занятия
Элементы содержания
Базовые ценности, реализуемые на учебном занятии
35
Ж. Верн «Таинственный остров». Т/л «Научно-фантастический роман».
1
Изучение нового материала
Жюль Верн. Жизнь и творчество. Знакомство с романом «Таинствен-ный остров». «Робинзонада».
Герои романа Жюля Верна «Таинст-венный остров».
Н.Дубов «Беглец»: судьба подростка
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Семья (уважение к родителям, забота о старших и младших). Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
36-37
Герберт - юный герой сре-ди взрослых. Роль дружбы и заботы о младшем.
2
45
А. Блок «Ветер принёс издалека». Т/л «Отражение идеала».
1
Изучение нового материала
Поэзия А.Блока о родной природе. Особенности пейзажной лирики А.Блока. Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
Пейзажная лирика омских поэтов (Т.Белозеров, В.Балачан, П.Васильев)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор).
Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
46
И. Бунин «Детство», «Первый соловей». Т/л «Мир воспоминаний».
1
Изучение нового материала
Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы.
Философская лирика Л.Мартынова
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость). Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни). Природа (родная земля, планета Земля, экологическое сознание)
50-51
М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.
2
Изучение нового материала
Знакомство с личностью и творчест-вом Горького, представление об авто-биографической трилогии, понятие об автобиографическом произведе-нии. Н.Дубов «Мальчик у моря»: размышления юного героя о жизни среди людей
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Семья (уважение к родителям, забота о старших и младших). Труд и творчество (уважение к труду). Искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни).
Русский язык 6 класс
№
п/п
Тема
учебного занятия
Часы
Дата
Тип учебного занятия
Элементы содержания
Базовые ценности, реализуемые на учебном занятии
71
Числительные простые и составные.
1
Изучение нового материала
Знакомство с признаками разли-чия простых, сложных и состав-ных числительных, их строение.
Использование энциклопедичес-кого материала «Омск в цифрах».
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Гражданственность (служение Отечеству).
Труд и творчество (уважение к труду).
72-73
Буква -ь в середине и на конце числительных.
2
Изучение нового материала
Условия употребления -ь на кон-це и в середине числительных.
Использование энциклопедичес-кого материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Гражданственность (служение Отечеству).
Труд и творчество (уважение к труду).
74
Разряды количественных числительных.
1
Изучение нового материала
Отличительные признаки разных разрядов числительных, употре-бление в речи. Использование энциклопедического материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему наро-ду, к своей малой родине). Гражданствен-ность (служение Отечеству). Труд и творче-ство (уважение к труду). Искусство и лите-ратура (духовный мир человека, нравственный выбор).
75-76
Числительные, обозначающие целые числа.
2
Изучение нового материала
Особенности склонения числите-льных, обозначающих целые числа. Склонение числительных полтора и полтораста.
Использование энциклопедичес-кого материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, планета Земля)
77
Дробные числительные.
1
Изучение нового материала
Знакомство со значением дробных числительных, их образованием, особенностями их сочетаемости.
Использование энциклопедичес-кого материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, планета Земля)
78-79
Собирательные числительные.
2
Изучение нового материала
Знакомство со значением собирательных числительных, их образованием, особенностями их сочетаемости с существитель-ными; особенностями изменения числительных оба, обе. Исполь-зование энциклопедического материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, планета Земля)
80-81
Порядковые числительные
2
Изучение нового материала
Порядковые числительные. Изме-нение порядковых числительных, согласование их с существитель-ными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи.
Использование энциклопедичес-кого материала «Омск в цифрах»
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, планета Земля)
85-86
Местоимение как часть речи.
2
Изучение нового материала
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Беглец»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
87-88
Разряды местоимений. Личные местоимения.
2
Изучение нового материала
Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Беглец»)
Патриотизм (любовь к России, своему наро-ду, к своей малой родине). Труд и творчес-тво (уважение к труду, творчество и созида-ние). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Искусство и литература (духовный мир че-ловека, смысл жизни). Природа (родная земля, экологическое сознание).
91
Вопросительные местоимения.
1
Изучение нового материала
Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местои-мений с учетом особенностей склонения.
Интонация предложений с вопросительными местоимениями.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
92
Относительные местоимения.
1
Изучение нового материала
Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
95-96
Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами
–то, -либо, -нибудь и после приставки –кое.
2
Изучение нового материала
Неопределенные местоимения. Образование, написание, условия выбора дефисного написания.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни). Природа (родная земля, экологическое сознание).
97-98
-Не в неопределённых местоимениях.
2
Изучение нового материала
Неопределенные местоимения. Образование, написание, условия выбора написания с НЕ-.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
99-100
Отрицательные местоимения.
2
Изучение нового материала
Знакомство со значением. Отрицательные местоимения. Образование, изменение.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Беглец»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
101-102
Слитное и раздельное написание -не и -ни в отрицательных местоимениях.
2
Изучение нового материала
Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Беглец»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине). Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание). Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших). Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
103
Притяжательные местоимения.
1
Изучение нового материала
Знакомство со значением притя-жательных местоимений. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоиме-ний в значении притяжательных.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Беглец»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
104
Указательные местоимения.
1
Изучение нового материала
Знакомство со значением указательных местоимений, их значение, употребление в речи.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
105
Определительные местоимения.
1
Изучение нового материала
Определительные местоимения. Знакомство со значением, употребление в речи.
Использование текста художественного произведения (Н.Дубов «Мальчик у моря»)
Патриотизм (любовь к России, своему народу, к своей малой родине).
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание).
Семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших).
Искусство и литература (духовный мир человека, смысл жизни).
Природа (родная земля, экологическое сознание).
.ђЗаголовок 115