Из опыта работы Работа с родителями в системе воспитательной работы класса
Россия, Краснодарский край, Павловский район, ст. Павловская,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Работа с родителями
в системе воспитательной работы класса
Из опыта работы классного руководителя
МБОУ СОШ №12
Просиной Н.А.
Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.
А.С. Макаренко
Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я набираю первый класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях воспитателей, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе ставлю перед собой задачу - проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание проводится один раз в четверть и по содержанию могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы школы: результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и многое другое.
Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.
Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и учителями, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в тетради работы с родителями, они являются руководством к действию для последующих встреч классного руководителя с семьей.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и классного руководителя играет родительский комитет класса. Родительский комитет может выполнять в классе различные функции:
помощь в организации учебно-воспитательного процесса (праздников, экскурсий, поездок),
родительских собраний,
установлении контактов с родителями или людьми, их заменяющими,
рейды-проверки бережного отношения учащихся к учебникам, письменным принадлежностям.
Родителей можно привлекать к проведению тематических часов общения, КТД.
Опыт моей работы показывает, что организация КТД и непосредственное проведение их выигрывают при участии родителей. Это сказывается и на качестве самого дела, и на эмоциональной атмосфере, побуждающей родителей к сопереживанию, переоценке ценностей.
Заинтересованность родителей в подготовке и в проведении КТД случилась вследствие того, что они увидели, как через эту деятельность проявляются, формируются и укореняются такие положительные качества их детей как активность, инициативность, коллективизм, справедливость, являющиеся альтернативой пассивности, индивидуализму, комформности. Опираясь на способности детей, положительные личностные качества, при подготовке КТД, родители убедились и в возможности коррекции негативных сторон через эту деятельность. Именно это стало причиной их активного и сознательного участия.
КТД становиться праздником и для детей и для родителей, праздником открытия самого себя. Где каждый может раскрыть свои реальные, но до времени не выявленные возможности. Соучастие в этом процессе родителей делает использование методики КТД в нашем классе особенно ценным.
На основе анализа проведенных мероприятий мы составили
ЛЁГКИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КТД ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
ДЕЛО ВМЕСТЕ НАЧИНАЕМ - ЕГО В ПРАЗДНИК ПРЕВРАЩАЕМ!
КАЖДЫЙ ТОЧНО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ!
ТОЛЬКО ДРУЖНЫМ И УМЕЛЫМ ПО ПЛЕЧУ ЛЮБОЕ ДЕЛО!
БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ВСЕГДА НЕ ТУДА И НЕ СЮДА!
Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ученика. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.
Правила единомышленников
(учителей и родителей)
Правило №1
Одна голова – хорошо, а две – лучше!
Не бойтесь обращаться за советом, заводить разговоры на волнующие вас темы. Часто со стороны сложная ситуация выглядит очень просто. Представьте, что вы заблудились в незнакомом месте и просите показать вам дорогу. Тот, кто уже не раз бывал здесь, укажет верный путь
Правило №2
Прочти, запомни и прими к сведению!СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ
Дорогие коллеги, родители, ваш ребенок – личность уникальная, не похожая ни на кого другого. Уважайте неповторимость своих детей и позвольте им свободно самовыражаться! Ваш ребенок все равно не может стать вашей улучшенной копией. Он может быть только самим собой! Поэтому не навязывайте ребенку свою точку зрения. Лучше откройтесь для общения с ним. Слушайте его, попробуйте понять, что он думает, чувствует.
Знаете ли вы, что каждое слово, сказанное нами, буквально впечатывается в сознание и подсознание наших детей, влияя на их дальнейшую жизнь? Поэтому, если хотим создать не только свою жизнь, но и жизнь наши детей доброй и радостной, то нам надо быть вдвойне внимательными к тому, что мы говорим!
У Ницше есть замечательные слова: «Раскаиваться – значит прибавлять к совершенной глупости новую». Никогда не жалейте о прошлом! Зачем страдать из – за того, что уже прошло и чего изменить невозможно. Никогда не вините за совершенную ошибку. Все ошибаются, а чувство вины разрушает человека. Сожаление о прошлом – неразумная трата времени! Если есть возможность что – то исправить – действуйте немедленно, если нет – махните рукой и идите вперед! Простите себя и начинайте жить свободно и счастливо
Посмотрите на обидчика как на неразумного ребенка. Ну не дорос он еще до состояния блаженства, не знает, что нельзя людей обижать!
Никогда никому не завидуйте! Так вы попусту растратите драгоценную энергию. Воспринимайте успешных, состоятельных людей, появившихся в вашей жизни, как добрый сигнал Вселенной. Чем больше вокруг вас таких людей, тем будет лучше ваше благосостояние. Ибо подобное притягивает подобное!
Никогда не сомневайтесь: когда вы ведете борьбу с настоящим мгновением, вы ведете борьбу со всей Вселенной.
Общайтесь только с единомышленниками, с теми, кто вас воодушевляет. И не рассказывайте о своих планах людям скептическим, завистливым. Не надо вмешивать чужую энергию, не всегда доброжелательную, в такую тонкую энергию.
Намного полезней дать детям не деньги, а уверенность в себе и в том, что они сами смогут получить все, что нужно.
Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает появляться всему самому лучшему, что только есть в нем!
Нельзя осуждать человека за то, что он не умеет чего – то делать. Он не умеет не потому, что не хочет, а потому, что не понял, зачем ему это нужно.
Правило №3
Умный человек никогда не откладывает свои дела на потом,А все потому, что разгадал законы мудрого управления делами.
Первого сентября спросите себя: что вы хотите больше всего на свете в этом учебном году? Какое занятие доставит вам наибольшую радость? Что вы хотите делать, каким вы хотите быть и что вследствие этого хотите иметь в будущем? А теперь на основании своих ответов сформулируйте свое самое заветное желание, самую заветную для вас цель. Запишите это, повторяя: «Я создаю прекрасное будущее для себя»!
Через год, заглянув в свои записи, вы сами удивитесь, какие сдвиги произошли на пути к осуществлению вашей мечты!
Правило № 4
Ничего не делать без родителей!
Коронная фраза классного руководителя (учителя) : «Уважаемые родители! Без вашей помощи у нас ничего не получается!»
Правило №5
Начинаем жизнь с законов!
На первой встрече составляем кодекс чести для детей, родителей и классного руководителя и вывешиваем их на самое видное место в кабинете.
Классный руководитель не имеет права:
Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.
Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним.
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет педагогического коллектива.
Законы родителей:
1. Я люблю своего ребенка разумно.
2. Воспитываю только в хорошем настроении.
3. Прежде, чем попросить ребенка что либо сделать, я должен объяснить ему, для чего это нужно делать.
4. В присутствии ребенка никого и никогда не обсуждаю.
5. Никогда не говорю ребенку : «Мне некогда».
6. Не говорю того, чего не хочу увидеть или услышать сам.
7. Учу ребенка уважать старость.
8. Учу собственным примером не быть равнодушным к судьбе своего классного коллектива.
9. Учу ребенка уважительно относиться к тем, с кем вступаем в контакт.
10.Прихожу в школу по первому зову классного руководителя. Для меня главное – благополучие моего ребенка и того коллектива, в котором он находится.
Правило №6
Давайте восклицать друг другу комплименты
Каждое собрание, встречу начинаем с фразы: « Я благодарен...»
Правило №7
Дневник - это не только лицо ученика, но и мобильное средство связи родителей и учителей!
Хорошо, если фраза « абонент недоступен» - это не про нас!) Чаще пишите благодарности и детям , и родителям. Каждая маленькая победа рождает еще большую победу. Каждый новый уровень рождает еще больший успех. Знаете почему? Потому что подсознание начинает убеждаться в том, что мы действительно обладаем большими возможностями для свершений. Поэтому не стесняйтесь праздновать пусть сначала скромные результаты. Это первый важнейший шаг. Затем у всех участников образовательного и воспитательного процессов появится все более и более уверенности в своих силах!
Вера в себя делает из обычных людей выдающихся!
Правило №8
С собрания родители должны уйти с ценным багажом знаний, с чувством, что не все так страшно, как казалось
и самое главное, чтобы они поняли, что поправить что - то есть возможность и время!
Правило №9
Чаще интересуйтесь жизнью детей, станьте им другом! И тогда они позволят себе принять от вас подобные советы:
У каждого человека есть свой любимый архетип – литературный герой, кинозвезда, выдающаяся личность. Почему мы выбираем тот или иной образ? Потому что чувствуем, что нам это близко. Так что если вам нравится какой – то человек, знайте – у вас есть схожие качества! Это сигнал о том, что вы можете стать таким же. Советую вам найти свой идеал и очень хочу, чтобы он был положительным!
Помните, человек постоянно развивается, он не может оставаться на одном уровне развития. Но развитие может быть не только поступательным, но и обратным. Человек не только приобретает, но и теряет, если он перестает стремиться дальше, вперед к духовному и физическому совершенству. Поэтому, достигнув хороших результатов, не позволяйте себе «почивать на лаврах», помните, нужно всегда стремиться только вперед! Каждый день используйте только для того, чтобы развиваться!
Старайтесь, чтобы в вашей внешности не было ни одной зацепки для негативных мыслей окружающих! Ноги и зубы должны быть в идеальном порядке.
Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс!
Лучший способ отдохнуть – выбраться на природу. Прикоснитесь к красоте стихий. Вдыхайте аромат земли, валяйтесь в траве, слушайте пение птиц, подставляйте лицо свежему ветру, приветствуйте восходящее солнце. Во всем и всегда находите красоту и радуйтесь. Поверьте, такая жизнь – рай!
Окружите себя красивыми ( для вас) вещами, посещайте музеи и выставки, чаще слушайте любимую музыку, танцуйте так, как вам нравится! Находите красоту в окружающем мире, и вы сами станете более красивы и гармоничны! Надеюсь, эти рецепты красоты от Одри Хепберн тебе придутся по вкусу:
Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова.
Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях только хорошее.
Хочешь прямой осанки – тогда держись и помни, что ты пример для окружающих.
Забота о ближнем всегда красит человека.
Наполните себя до краев радостью, благодарностью и излучайте любовь.
Правило №10
Для собственного профессионального роста чаще просите родителей и учеников давать вам и вашим действиям оценку. Это позволит вовремя откорректировать недостатки.
Попробуйте и вы эти нехитрые секреты,
и жизнь с детьми
вам покажется веселее!
САМОДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с нами согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь отвечать искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
я всегда сочувствую моему ребенку.
я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненныхпроблем, если они его травмируют.
ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастетпорядочный человек.
я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравитсяи кажется необходимым.
родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требоватьот него.
я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
я разделяю увлечения моего ребенка.
за строгое воспитание дети потом благодарят.
я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
ребенок не должен иметь секретов от родителей.
воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
Бланк для ответов
Ф.И.О. (шифр)
Пол возраст образование специальность
12 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
сумма баллов по №2,4,5,8,10,11,12
сумма баллов по №1,3,6/7.9,13,
дата исследования: « » 20_ г.
Обработка данных.
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гипперсоциализации», который коррелируется с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью», и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу, добавив ряд суждений, которые не учитываются для снятия ее «прозрачности».
И так, оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл 0 12 3 4 5_6 7__
Процентный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66
Ранг.
При использовании данной методики можно получить данные о трех типах родительских установок на воспитание ребенка:
ДИКТАТОРСКАЯ
ГИПЕРОПЕКАЕМАЯ
ДЕМОКРА ТИЧЕСКАЯ
При высоких значениях диагностируется три указанные выше типа
родительского отношения. Для родителей это интерпретация предполагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него
успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать его личность».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Рисунок 3<ђЗаголовок 1<ђЗаголовок 2<ђЗаголовок 3<ђЗаголовок 4<ђЗаголовок 5<ђЗаголовок 6<ђЗаголовок 7<ђЗаголовок 8<ђЗаголовок 915