Планирование работы с родителями «Программа работы с родителями 5 — 9 классов»


Программа работы с родителями
с 5 по 9 класс Кл. рук. Тарасенко С.Е.
Родительские собрания
5 КЛАСС
Планируем учебный год.
Повестка:
Давайте, познакомимся!
рассказ классного руководителя о себе;
характеристика класса.
Знакомство с Уставом школы.
Знакомство с учебным планом для 5 класса.
Знакомство с учебно-воспитательным планом работы в классе.
Выборы родительского комитета.
Планирование работы родителей.
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Рожков М.Н. Классному руководителю. - М., 2001.
Сомова Н. В пятый класс - в первый раз. - Санкт-Петербург, 2001.
Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников (рассказ психолога и врача).
Помощь родителей ребенку в этот период.
Практикум родителей по этому вопросу.
Рекомендации родителям.
Литература
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - СПб, 1996.
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1997.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. - М., 2001.
Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.
Способности ребенка и как их распознать.
Повестка:
Природные задатки, способности и склонности ребенка (рассказ психолога).
Что такое одаренность (рассказ классного руководителя).
Знакомство родителей с итогами диагностики детей «Способности вашего ребенка» (рассказ психолога).
Советы родителям «Как работать по развитию способностей ребенка.
Литература
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - СПб, 1996.
Глассер У. Школа без неудачников. - М., 1991.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. - Минск, 1995.
Система работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. - Минск, 2000.
Щуркова Н.Е. Работа педагога с группой. Новое воспитание. - М., 2001.
Проблема взаимоотношений детей в классе.
Повестка:
Знакомство с результатами диагностики детей «Наш класс - это…»
Диагностика для родителей «Наш класс - это…»
Знакомство с результатами рисуночной диагностики детей «Наш класс на перемене»
Характеристика класса с точки зрения взаимоотношений (результаты тестов детей «Кого бы я позвал на день рождения», «Кого бы я взял с собой в разведку» и т.п.).
Рекомендации родителям.
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Рожков М.Н. Классному руководителю. - М., 2001.
Подводим итоги учебного года.
Анализ успеваемости детей за год (презентация классного руководителя).
Наши победы и поражения (презентация старосты класса).
Планирование работы на следующий учебный год.
Творческий отчет детей перед родителями.
6 КЛАСС
Планируем учебный год.
Повестка:
Знакомство с учебным планом для 6 класса.
Планирование работы родителей.
Утверждение учебно-воспитательного плана работы в классе.
Подготовка к совместному вечеру детей и родителей.
Литература
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Рожков М.Н. Классному руководителю. - М., 2001.
Любить человека.
Повестка:
Четыре параметра любви: глаза, физические контакты, слова, поступки (рассказ классного руководителя).
Анкетирование родителей «Что и кого любит мой ребенок и что и кого не любит мой ребенок».
Любовь моего ребенка (данные анкет детей «Что и кого я люблю и что и кого я не люблю»).
Сравнительный анализ детских и родительских анкет.
Выработка правил поведения родителей.
Рефлексия «После этого собрания я буду…»
Литература
Бачева Е.В. Любить человека. - Пермь, 1997.
Бачева Е.В. О любви многоликой. - Пермь, 2002.
Бачева Е.В. Уроки семейной любви. - Пермь, 2005.
Бачева Е.В. Школьный треугольник улыбается? - Пермь, 1996.
Бачева Е.В. Я и наша семья. - Оса, 2001.
Татаров Н. Язык чувств. - М., Питер, 2003.
Титов В. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2003.
Чепиков В. Педагогика. - М., Новое знание, 2003.
Портрет моего ребенка.
Повестка:
Показ презентации с фотографиями детей.
Анкета для родителей «Плюсы и минусы моего ребенка».
Знакомство родителей с анализом детских анкет «Кто я есть на этой земле?», «Золотой возраст», «Мои плюсы и минусы», «Хорошо ли мне с людьми и людям со мной».
Сравнительный анализ детских анкет «Мои плюсы и минусы» и родительских анкет «Плюсы и минусы моего ребенка».
Советы детей своим родителям
Рефлексия «Что нового о своем ребенка я узнал сегодня и какие выводы я сделал для себя».
Литература
Бачева Е.В. Любить человека. - Пермь, 1997.
Бачева Е.В. О любви многоликой. - Пермь, 2002.
Бачева Е.В. Уроки семейной любви. - Пермь, 2005.
Бачева Е.В. Школьный треугольник улыбается? - Пермь, 1996.
Бачева Е.В. Я и наша семья. - Оса, 2001.
Виттингтон Р. Мир начинается с меня. - Тула, 2003.
Зюзько М.В. 5 шагов к себе. - М: Просвещение, 1992.
Татаров Н. Язык чувств. - М., Питер, 2003.
Титов В. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2003.
Чепиков В. Педагогика. - М., Новое знание, 2003.
Встреча-консультация с родителями одаренных детей «Система работы с одаренными детьми».
Характеристика одаренных детей в классе.
Знакомство с планами индивидуальной работы с этими детьми.
Планирование работы родителей по развитию одаренности своего ребенка.
Литература
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - СПб, 1996.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.
Творческий отчет детей перед родителями «Итого года».
Награждение победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований.
Показ детьми концертных номеров, с которыми дети выступали в течение учебного года.
Совместное чаепитие, игры, конкурсы.
7 КЛАСС
Планируем учебный год.
Повестка:
Знакомство с учебным планом для 7 класса.
Утверждение учебно-воспитательного плана работы в классе.
Планирование работы по теме «Знакомство с профессиями»:
цикл классных часов «Родители о своей работе»;
экскурсии по месту работы родителей.
Подготовка к пресс-конференции «Детские вопросы - взрослые ответы».
Пресс-конференция «Детские вопросы - взрослые ответы».
Какие мы родители?
Повестка:
Особенности подросткового возраста (лекция психолога).
Портрет идеальных родителей с точки зрения родителей.
Портрет идеальных родителей глазами детей.
Обобщенный портрет родителей нашего класса.
Проблемы в общении детей и родителей и их причины.
Упражнение «Ласковая записка».
Угадай, кто это (презентация фотографий детей в раннем возрасте).
Шуточный тест «Моя семья».
Советы родителям.
Рефлексия.
Литература
Бачева Е.В. Уроки семейной любви. - Пермь, 2005.
Бачева Е.В. Школьный треугольник улыбается? - Пермь, 1996.
Кле М. Психосексуальное развитие подростка. - М., 1991.
Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. - М., 1997.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.
Мицкевич Ж.И. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей. - Минск, 2002.
Лаптенко С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. - Минск, 2001.
Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

Компьютер в жизни школьника.
Повестка:
Анализ сочинений-рассуждений детей «Что интереснее книга или компьютер и почему».
Опасности увлечения компьютером.
Значение компьютера в развитии интеллекта.
Использование компьютера для выполнения домашних заданий.
Выработка общих правил поведения родителей по этому вопросу.
Литература
Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия. - М., 2002.
Материалы Интернета.
Вечер отдыха детей и родителей «Прощаемся до сентября».
8 КЛАСС
Планируем учебный год.
Повестка:
Знакомство с учебным планом для 8 класса.
Утверждение учебно-воспитательного плана работы в классе.
Планирование работы по теме «Моя семья»:
цикл классных часов «Это моя семья»;
составление родословного древа;
заключительный классный час «История моей династии».
Подготовка к соревнованиям детей и родителей по футболу, баскетболу и волейболу.
Деловая встреча с папами «Отец в судьбе ребенка».
Повестка:
Народная мудрость о роли отца в жизни человека.
Блиц-опрос «Считаете ли вы себя хорошим отцом и почему?»
Вручение папам конвертов добрых слов о них детей, мам, бабушек, дедушек.
Обсуждение вопроса «Как зависит судьба ребенка от отца?»
Составление портрета идеального отца.
Рефлексия «Чтобы быть замечательным отцом, мне …»
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Овчинников И.Г. Отцовство. - М., 1981.
Тарасова Л. Мальчик, мужчина, отец. - М., Знание, 1992.
Татаров Н. Язык чувств. - М., Питер, 2003.
Чепиков В. Педагогика. - М., Новое знание, 2003.
Шенкман С. Мы - мужчины. - М., 1997.
Жизненные цели подростков.
Повестка:
Обсуждение жизненных и нравственных ценностей подростков.
Чтение сочинений детей «Размышления о жизни».
Анализ анкетирования детей «Мой жизненный выбор».
Анализ анкетирования детей «Вверх по лестнице жизни».
Советы родителям «Как помочь детям преодолеть неудачи и разочарования».
Рефлексия «Для меня это собрание было полезно, не очень, бесполезно».
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Зюзько М.В. 5 шагов к себе. - М: Просвещение, 1992.
Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - М., 2000.
Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М: Новая школа, 1996.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. - Екатеринбург, 1998.
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2003.
Заседание дискуссионного клуба на тему «Ваш ребенок влюбился».
Повестка:
Дискуссия по вопросам:
Можно ли влюбляться детям в 8 классе?
Есть ли в любви понятие «рано» или «поздно»?
Как себя вести, если ребенок влюбился?
Как могут помочь родители ребенку, который теряет голову от любви?
Как наладить отношения с ребенком, который не слушает родителей в этой ситуации?
Анализ анкет детей по вопросам любви.
Анкетирование родителей (об отношении ребенка к вопросам любви).
Разыгрывание ситуаций «Как вести родителям в данной ситуации» (сын стал плохо учиться, т.к. влюбился; Подросток хочет купить дорогой подарок девочке, которая ему нравится; дочь была на дискотеке со взрослым юношей и пришла поздно и т.п.).
Просмотр презентации с семейными фотографиями.
Литература
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
Зюзько М.В. 5 шагов к себе. - М: Просвещение, 1992.
Коч Л.А. Креативная этика. - М., 2002.
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.
Влияние неуверенности и застенчивости на учебные успехи школьника (лекция психолога).
Общий анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся).
Итоги социометрии детского коллектива «Статус вашего ребенка в коллективе» (выдается родителям индивидуально на листках).
Итоги тестирования детей «Насколько ты уверен в себе?»
Советы психолога «Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе».
Литература
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Василевич. Л.И. Дневник самопознания. - М., 1990.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
Зюзько М.В. 5 шагов к себе. - М: Просвещение, 1992.
Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., 1995.
Как построить своё «я». - М., 1991.
Крашенинникова Е.А. Шаг навстречу. - М., 1988.
Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М: Новая школа, 1996.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. - М., 1998.
Родионов В.А. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2003.
9 КЛАСС
Заседание дискуссионного клуба детей и родителей «Поймите нас, родители!»
Дискуссия по вопросам:
Счастливая семья - это…
Нужны ли поощрения для детей и в какой форме?
Нужны ли наказания для детей и в какой форме?
Нужно ли давать детям карманные деньги и в какой сумме на неделю?
Как вы считаете, в каком возрасте может прийти первая любовь?
До какого часа можно отпускать ребенка гулять вечером?
Как вы относитесь к ночным дискотекам?
Какие проблемы в отношениях с детьми у вас возникают?
Сценки-импровизации, где дети играют роли родителей, а родители - детей.
Темы:
Дочь приходит домой поздно ночью с дискотеки. Как встречает её папа?
Сын пришел домой, а от него пахнет табаком. Как ведет себя мама?
Отец увидел в дневнике сына двойку. Какова папина реакция?
Дочь привела друга домой и хочет познакомить его со своими родителями. Ваши действия?
Тренинг бесконфликтного общения детей и родителей.
Литература
Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1999.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Крашенинникова Е.А. Шаг навстречу. - М., 1988.
Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М: Новая школа, 1996.
Родионов В.А. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2003.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 1999.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. - М., 1998.
Как научить ребенка сказать «Нет! Курению и наркотикам!»
Повестка:
Просмотр фильма о вреде курения и наркотиков.
Обсуждение данной проблемы:
Курите ли вы и во сколько лет начали курить?
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок курил?
Как уберечь его от этой пагубной привычки?
Пробовали ли вы хоть раз наркотики? Почему? Ваши ощущения?
Знаете ли вы о последствиях употребления наркотиков?
Как научить ребенка сказать «Нет!», если ему предложат попробовать наркотики?
Выработка единых правил поведения родителей в этой ситуации.
Рефлексия «После этого собрания я…».
Литература
Грибоедов А.С. На пути к преступлению (трудновоспитуемые дети). - СПб, 1998.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Как вырастить здорового ребенка. - М., 1991.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1985.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк, 1998.
Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1985.
Родионов В.А. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2003.
Соловьев А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. - Казань, 1999.
Школа здоровья. - М., 1999.
Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Повестка:
Анализ отношения ребят к выбору будущей профессии (итоги анкетирования девятиклассников).
Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
Встреча с представителями центра труда и занятости и средних специальных учебных заведений.
Влияние семьи на будущий выбор профессии:
итоги анкетирования детей;
чтение сочинений ребят «Профессии моей семьи»;
обсуждение данного вопроса с родителями.
Составление рекомендаций по выбору профессии для детей и родителей.
Литература
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Василевич. Л.И. Дневник самопознания. - М., 1990.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Василевич. Л.И. Дневник самопознания. - М., 1990.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
Игровой метод в профориентации. - Пермь, 1989.
Зюзько М.В. 5 шагов к себе. - М: Просвещение, 1992.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1991.
Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. - СПб, 1995.
Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
Анализ успеваемости за год.
Знакомство с Положением об итоговой аттестации девятиклассников.
Знакомство с расписанием консультаций и экзаменов, правилами сдачи экзаменов.
Рекомендации психолога по подготовке детей к экзаменам.
Памятка для родителей.
Литература
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Василевич. Л.И. Дневник самопознания. - М., 1990.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М., 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
Положение об итоговой аттестации учащихся 9 классов.
Совместные мероприятия детей и родителей
Родительские собрания:
Планируем учебный год.
Итоги года.
Дискуссионный клуб:
«Поймите нас, родители!»
Спортивные соревнования:
«Веселые старты».
Турпоход.
Товарищеская встреча по футболу.
Товарищеская встреча по баскетболу.
Товарищеская встреча по пионерболу.
Товарищеская встреча по волейболу.
Товарищеская встреча по настольному теннису.
Вечер «Давайте познакомимся!» (в 5 классе).
Вечера отдыха.
Выпускной вечер (в 9 классе).
Творческие отчеты детей за год.
Пресс-конференция «Детские вопросы - взрослые ответы».
Брейн-ринги.
КВНы.
Литературные гостиные:
Моя Добрянка.
Вечер поэзии.
Встреча с добрянским учителем-поэтом Савиновым В.Е.
Встреча с добрянским журналистом Майоровым В.А.
Тренинги бесконфликтного общения.
Индивидуальные встречи и беседы
С родителями одаренных детей.
С родителями слабоуспевающих детей.
С бабушками и дедушками.
С опекунами.
Работа с родительским комитетом
Планирование работы на год.
Организация поездок в театры, цирк, кинотеатры.
Организация экскурсий.
Организация совместных мероприятий с детьми.
Организация индивидуальных занятий для детей.
Покупка необходимой дополнительной учебной литературы.
Поощрения учащихся.
Работа в органах школьного самоуправления.