Презентация по МХК: «Триумфальные арки Парижа и Петербурга»


Триумфальные арки:Париж и ПетербургРаботу по МХК выполнилаученица 11 «А» класса гимназии №405 Дарья КостоусоваПреподаватель: Наталья Всеволодовна ДудкинаСанкт-Петербург, 2012 Триумфальная арка в ПарижеИстория созданияАрка снаружиИзменения арки со временемАрка изнутриТриумфальные арки ПетербургаПетровские ворота Петропавловской крепости 1.История создания 2.Описание 3.Изменения, произошедшие со временемМосковские Триумфальные воротаИсторияНарвская Триумфальная аркаИстория создания: от дерева до железаЭтапы реставрацииИсточникиСодержание: Триумфальная арка в Париже – музей снаружи и внутри В декабре 1805 года, победив  в Аустерлицком сражении, Наполеон Бонапарт решил воздвигнуть Триумфальную арку (arc de triomphe) на холме Шайо. Закладка одного только фундамента длилась два года. Поэтому, когда в 1810 году Наполеон с запада въехал в Париж, на каменном фундаменте возвышался только деревянный макет будущей арки. В 1811 году архитектор Жан Шальгрен умер, возведение монумента продолжилось под руководством Жана-Николя Гюйо. Строительство сооружения завершилось во время правления короля Луи-Филиппа в 1833 – 1836 годах под руководством Герикара де Тюри. 15 декабря 1840 года тело Наполеона пронесли под Аркой к его второму месту захоронения в Доме Инвалидов.Arc de TriompheИстория создания Арка снаружиТриумфальная арка Парижа является самой большой в мире её высота почти 50 м, высота свода 29 м и ширина 45 м.  По проекту Жана Франсуа Шальгрена строительство монумента началось в 1806 году и продолжалось 30 лет. Арка украшена гигантскими барельефами: «Аустерлиц», «Марсельеза», «Победа при Абукире», «Сопротивление», «Триумф Наполеона», «Переход через мост Арколь» «Похороны Марсо», «Мир», «Битва при Жемапе», «Поход Великой армии», «Взятие Александрии». Также на ней высечено 128 названий баталий и имена 558 французских офицеров. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями.Всего тумб ровно сто, в честь 100 дней (с 20 марта по 22 июня 1815 года) вторичного правления Наполеона I. Изменения арки со временемВ 1921 году  28 января под своды Триумфальной арки Парижа были торжественно перенесены останки Неизвестного солдата, героически погибшего в годы Первой мировой войны.Надпись на могиле Неизвестного солдата гласит: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину, 1914 – 1918». Два года спустя было принято решение о зажжении вечного огня в память об участниках войны. Ежегодно 14 июля здесь проходят военные парады с возложением венков к вечному огню. Триумфальная арка в Париже считается символом города, наравне с Эйфелевой башней и Собором Парижской Богоматери. Она находится на площади Звезды (place de l’Etoile) от которой расходятся 12 проспектов-лучей, самый знаменитый из которых –  Елисейские поля. Внутри монумента находится одноимённый музей, а наверху смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город и четкую геометрию «Триумфального пути». Только здесь Вы убедитесь в том, что название дороги «Триумфальный путь» (voie triomphale) или «Королевская перспектива» (perspective royale) актуально и сейчас. Путь представляет собой ряд зданий, памятников и проспектов, расположенных по одной оси. Начало он берёт у Лувра, проходя через сады Тюильри, площадь Согласия, Елисейские Поля, площадь Звезды, бульвар Великой Армии и заканчивается Большой аркой Дефанс.Арка изнутри Триумфальные арки ПетербургаПетровские ворота Петропавловской крепости История созданияКаменные Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1716 – 1717 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини.Петропавловские ворота были встроены в восточную стену крепости в 1708 году как триумфальный памятник в честь освобождения берегов Невы, Финского залива, в честь победоносного штурма Невы в августе 1704 года.Ворота эффектно контрастируют с лаконичными и суровыми формами каменных стен крепости. Облицованные светлым известняком, ворота выделяются на их темном фоне. ОписаниеАрхитектурный облик Петровских ворот созвучен Петропавловскому собору. Отчетливо прослеживаются общие архитектурные мотивы фасадов: ярусность, горизонтальные тяги, волюты. Триумфальное назначение крепостных ворот раскрывается в аллегорическом содержании их скульптурного убранства. Парящий над аркой двуглавый орел с царскими регалиями и щитом на груди, где изображен Георгий Победоносец на коне с копьем в руке, в начале XVIII века служил официальным гербом, использовался как художественный символ России и ее армии.Монументальные женские фигуры в нишах олицетворяют античную богиню Афину. В левой нише ворот помещена статуя Афины в образе Полиады – покровительницы города. На ней длинная одежда – пеплос. В руке у нее змея – символ мудрости.В правой нише помещена статуя Афины в образе Паллады – победоносной воительницы. Об этом свидетельствуют шлем, доспехи с наплечным украшением. В отступлении от принятых канонов на шлеме Афины вместо конской гривы или сфинкса помещена саламандра. Идейный замысел художественного оформления триумфальных ворот раскрывает сюжет главного барельефа. На большом поле барельефа (ширина – 4,9 метра, высота – 3, 35 метра) изображена сцена «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Среди 22 персонажей барельефа спокоен один. Он стоит впереди всех – черты лица его напоминают Петра I. Для большей очевидности места действия барельеф показывает первоначальный собор Петропавловской крепости на фундаменте из глыб дикого камня.Для людей XVIII века содержание барельефа было совершенно ясно: Пётр I победил Карла XII, основал новый город-крепость, в центре которого возвёл Петропавловский собор на неколебимо прочной основе. С горельефа, помещённого выше, победу Петра благословляет бог Саваоф с шаром – символом земли и высшей власти – в руке.Аллегория дополняется двумя барельефами на волютах. На них – композиции из знамён, труб, щитов, колчанов со стрелами, копий, палашей, шлемов, лат, оружейных стволов. Так языком аллегории современники запечатлевали триумф России на берегах Невы и Балтийского моря. Изменения, произошедшие со временемВ августе 1720 года над аркой установлен российский герб (двуглавый орёл), выполненный в свинце мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами. В 1941 году Петровские ворота были повреждены при военном обстреле. В 1951 году архитекторами А.А. Кедринским, А.Л. Ротам была произведена реставрация. Московские Триумфальные ворота ИсторияВ 1936 году Московские ворота были разобраны с целью реализации идеи переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади.Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк.В 1959 – 1960 гг. ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года как исторический и архитектурный памятник (архитекторы Е. Н. Петрова и И. Г. Капцюг).В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую. В октябре 1968 года было восстановлено историческое название – площадь вновь стала называться Московские Ворота.Название «Московские ворота» также носит построенная в 1961 году станция метро. Нарвская Триумфальная арка История создания: от дерева до железаПервоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Срок возведения один месяц.Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы. Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги, и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями. (Пименов и Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы – скульптор И. Леппе.Скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов.По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Этапы реставрацииЧерез несколько лет после открытия в условиях петербургского климата медь стала корродировать. К концу XIX века, в 1877 – 1880 гг. ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.28 февраля 1917 года памятник был подожжён толпою рабочих и солдат. Были повреждены бронзовые украшения.В 1924 была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек. У ворот были возведены противотанковые укрепления.После войны ворота реставрировались еще трижды: 1949 – 1952 (архитектор И. А. Бенуа), 1978 – 1980, 2002 – 2003. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки. Источники:http://strana.ru/journal/62247http://parisweb.ru/dostoprimechatelnosti/triumfalnaya-arka.htmlhttp://www.tourister.ru/world/europe/france/city/paris/placeofinterest/965http://aboutpiter.ru/historicalrewies/classic/petersgateshttp://ru.wikipedia.org/wiki/Yandex.ruGoogle.ru