Развитие творческого потенциала личности обучающегося через стимулирование свободы выбора содержания учебного материала.

Развитие творческого потенциала личности обучающегося через стимулирование свободы выбора содержания учебного материала.

О.А. Жарова

"Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня - и я пойму".
Древняя китайская мудрость.
Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах, - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию»  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Одним словом, нам сегодня необходимо, чтобы каждый обучающийся, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.
           Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого потенциала учащихся в процессе учебной деятельности через свободу выбора содержания учебного материала. 
Творческий потенциал  это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости.  О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
способность открытия нового знания;
появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
владение новыми (для личности) способами деятельности;
импровизационность, как способность внезапно принимать решение;
расширение поля интеллектуальной активности;
креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках естественно-научного цикла  – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проекты, проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.  Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в своей деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.                                                                                           Л.Н.Толстой
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность - способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это, то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности.
Таким образом, основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Принципы технологии:
Использование субъективного опыта ребенка;
Предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (с конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Мною на уроках применяются следующие методы личностно-ориентированного подхода, в основу которых положены различные педагогические технологии:
Организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.
На уроках математики мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач, охватывающих все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетающихся с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В старших классах я традиционно включаю в урок математики систему самостоятельных работ исследовательского характера, подготовку опорных конспектов и буклетов.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике исхожу из следующих позиций:
использую естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
вокруг ученика «выстраиваю окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
обучение строиться с использованием всех сенсорных систем восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
постоянно создаю смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные  элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
стараюсь обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
обучение строится с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
большое внимание уделяю качественным задачам;
использую различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
расширение спектра личностного выбора ученика.
Примеры творческих заданий:
1. Написание сочинений и стихотворений. Например: “Треугольники в жизни” (описание гипотетического дома, используя существенные и варьирующие признаки понятия “треугольники”, геометрия 7 кл.), “Как я был в ” (описание гипотетической или реальной поездки к Египетским пирамидам 7кл и др.)
2. Составление творческих отчётов и экскурсий. Например: создать проект виртуальной экскурсии «Производная в жизни». (описание реальных задач в экономике, географии, физике, биологии, 11 класс)
3. Зарисовки и аппликации к уроку: – это целостный проект см. по ссылке[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] :
“Танграм” (7 кл.); “Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники” (7 кл.);
4. Кроссворды, опорные конспекты: (по ссылке[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Составление “Визитной карточки” по отдельным предметным темам. Например: “Госпожа Производная” (11 кл.) представляет собой буклет, в котором содержится и опорный практический материал, и практикум по решению задач ЕГЭ, и РЕФЛЕКСИЯ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6. Исследовательская деятельность. См по ссылке[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
Работа над проблемой использования личностно - ориентированного
подхода в обучении математике и физике дает свои положительные результаты. Прежде всего, это результаты ЕГЭ по математике и физике.

Библиографический список:

А. М. Кондаков стандарты второго поколения – М.: Просвещение 2010г, стр 5.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
1SEPTEMBER.Ru: издательский портал «Первое сентября». – М., 2009. – Режим доступа: http://www.1september.ru/infor/php/3267. – 23.04.2009.
Metodichka.Net: информационный портал. – М., 2009. – Режим доступа: http://www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid=15. – 15.04.2009.
RusEdu.Ru: образовательный портал. – М., 2009. – Режим доступа: http://www.rusedu.info. – 5.04.2009.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




../тв потенциал.dotx../тв потенциал.dotx