Открытый урок математики в 3 классе по программе Перспективная начальная школа
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Гаврилова Елена Александровна
Место работы: МБОУ СОШ №174 имени И.П.Зорина городского округа Самара
Должность: учитель начальных классов
Предмет: математика
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: «Десяток сотен, или тысяча» (1 урок)
Базовый учебник: Чекин А.Л. Математика. 3 класс: (в 2-х частях) Москва: «Академкнига/Учебник», 2013г.
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: введение понятия «тысяча».
Задачи:
образовательная: формировать у обучающихся понятие «тысяча», умение различать и записывать «круглые» тысячи;
развивающая: закреплять у обучающихся навыки решения задачи, развивать умение работать самостоятельно; речь, память, внимание
воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, самостоятельность.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный дидактический материал.
План урока:
Организационный момент. Мотивация.
Актуализация знаний.
Целеполагание Изучение нового материала.
Первичная проверка понимания нового материала
Первичное закрепление в знакомой или изменённой ситуации.
Рефлексия.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся читать и различать круглые тысячи;
применять навыки счёта;
устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;
работать в паре и оценивать товарища;
слушать собеседника и вести диалог;
слушать учителя и выполнять его требования;
оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Структура и ход урока
№ п/п
Этап урока, время (в мин.)
Деятельность учителя
Содержание урока
Деятельность учащихся
1
Организационный момент Мотивация.
(2 мин.)
Проверка готовности рабочих мест.
Учитель: - Ребята. Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Учитель: - О чём идёт речь в этом стихотворении?
- Вот видите, какая важная наука – математика.
- Обратите внимание, у каждого из вас на парте лежит «Лист самооценки». В ходе урока вы будете выставлять себе баллы за правильные ответы:
3 балла – если задание выполнено полностью правильно;
1 балл – если задание выполнено полностью, но с ошибками;
0 баллов – если задание не выполнено.
По количеству набранных баллов, вы получите отметку за работу на уроке.
Приготовление к уроку
Дети отвечают
Дети рассматривают «Листы самооценки»
2
Актуализация знаний
(8 мин.)
- Выполните первое задание:
1. Продолжи ряд чисел: (3 балла)
1) 10, 30, 50.
2) 850, 800, 750
Ответы: 1) 70, 90, 110.
2) 700, 650, 600.
- Выполните второе задание
2. Найди «лишнее» число в каждом ряду: (3 балла)
1) 300, 40, 600, 200, 100;
2) 940, 970, 900, 960, 910.
Ответы: 1) 40
2) 900
- Выполните третье задание:
3. Вставь пропущенные числа: (3 балла)
1) 300 + = 700 3) + 300 = 800
2) - 200 = 400 4) 300 - = 100
Результат:
1) 400
2) 600
3) 500
4) 200
4. - Прочитайте числа, записанные в таблице
Класс единиц
сотни
десятки
единицы
6
5
4
9
0
7
1
4
0
Дети записывают. Затем несколько человек называют свои ответы.
Выставляются баллы.
Дети записывают числа. Затем несколько человек называют свои ответы. Выставляются баллы
Дети записывают пропущенные числа в «лист самооценки». Затем несколько человек называют свои ответы. Выставляются баллы.
Дети читают числа
Образец: в числе 654: 6 сотен, 5 десятков, 4 единицы
3
Целеполагание.
Изучение нового материала.
(10 мин)
1. Учитель: - Сколько нулей справа нужно приписать к цифре 1, чтобы получилось число «десять»?
- А число «сто»?
- Какое число будет, если к единице приписать три нуля?
- Как называются десять десятков?
- Как вы думаете, а 10 сотен тоже имеет своё название?
- Какое?
- Как можно сформулировать тему нашего урока?
Тема урока открывается на доске: «Десять сотен или тысяча»
- Чему мы сегодня на уроке должны научиться?
- Посмотрите, как записываются «круглые» тысячи
(записано на доске, потом открывается)
3 тыс. = 3000
5 тыс. =
35000 = 35 тыс.
53000 =
2. Решение задачи: Задание №4
Издательство напечатало учебники по математике в двух типографиях. В первой типографии напечатали 5 тыс. экземпляров, а во второй – 3 тыс. экземпляров. Сколько всего экземпляров учебника было напечатано? На сколько тысяч экземпляров больше было напечатано в первой типографии, чем во второй?
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Прочитайте условие.
- Сколько вопросов в задаче?
- Прочитайте первый вопрос.
- Каким действием мы найдём ответ на первый вопрос?
Запишите решение:
5 тыс. + 3 тыс. = 8 тыс.
Запишите ответ
- Прочитайте второй вопрос.
- Каким действием мы найдём ответ на второй вопрос?
Запишите решение
5 тыс. – 3 тыс. = 2 тыс.
Запишите ответ.
Вывод: - Тысячи складываются и вычитаются так же, как единицы.
- Один
- Два нуля
- Тысяча.
- Сотня.
- Да.
- Тысяча.
Дети отвечают.
Ответы детей.
Дети записывают и читают числа у доски
Дети читают.
- Об экземплярах учебников по математике, напечатанных в двух типографиях.
Учащиеся читают условие.
-Два.
Учащиеся читают первый вопрос.
- Сложением.
Дети записывают решение и ответ.
Учащиеся читают второй вопрос
Дети записывают решение и ответ.
Физкультурная минутка на внимание (1 мин.)
4
Первичная проверка понимания нового материала
(8 мин)
1. - Выпишите из данных чисел только те, которые относятся к «круглым» тысячам: (3 балла) Задание №5
3000, 35000, 2500, 5000, 10000, 1010, 1000, 11200, 38600, 38001, 51000, 11100, 12200.
Правильный ответ:
3000, 35000, 5000, 10000, 1000, 51000.
2. – Заполните таблицу (3 балла)
Дополни до «круглых» тысяч Задание №6
900
1500
2100
3400
4600
5300
6700
8200
9800
600
4000
10000
Правильные ответы (НА ЭКРАНЕ)
Дети выполняют работу.
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление баллов.
Дети заполняют таблицу.
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление баллов.
5
Первичное закрепление в знакомой или изменённой ситуации. (8 мин.)
1. - Где в жизни вы встречались в с понятием «тысяча»?
На слайдах появляются картинки с примерами из жизни
Магазин «1000 мелочей»
Денежная купюра «1000 рублей»
Арабские сказки «1000 и одна ночь»
В 1 километре 1000 метров
В 1 килограмме 1000 граммов и т.д.
2. – Посмотрите на экран. Что здесь «лишнее»?
IV XI M XXII VIII
- Почему?
- А остальное, по-вашему, что?
- Кто знает, как обозначить «тысячу» римскими цифрами?
- Тысяча обозначается «М». Какой сейчас год?
- Запишите 2013 год римскими цифрами. Задание №7
Правильный ответ: ММХIII
Ответы детей
- М
Дети отвечают
- Римские цифры
Предположения детей.
- 2013
Дети выставляют 3 балла за правильный ответ
6
Рефлексия
(3 мин.)
- Возьмите ручки, сосчитайте общее количество набранных баллов и запишите это число.
Выставьте себе оценку за работу на уроке.
15 – 18 баллов – «5»
11 – 14 баллов – «4»
7 – 10 баллов - «3"
- Поднимите руки, у кого «5»? У кого «4»? У кого «3»?
- Продолжите предложения:
Мне понравилось на уроке.
Считаю, что лучше всех на уроке отвечал(а)
На уроке мне очень помог (помогла)
- Молодцы! Спасибо за урок!
Дети считают и записывают.
(Лист самооценки печатается на каждого ученика отдельно)
Фамилия, имя учащегося _________________________________________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
3 балла – если задание выполнено полностью, правильно
1 балл – если задание выполнено полностью, но с ошибками
0 баллов – задание не выполнено
№ п\п
Содержание задания
Ответы
Коли-чество баллов
1
Продолжи ряд чисел:
1) 10, 30, 50.
2) 850, 800, 750
1 _________________
2 _________________
_____
2
Найди «лишнее» число в каждом ряду:
1) 300, 40, 600, 200, 100;
2) 940, 970, 900, 960, 910.
1. ___________
2. ___________
_____
3
Вставь пропущенные числа:
1) 300 + = 700 3) + 300 = 800
2) - 200 = 400 4) 300 - = 100
1. ___________
2. ___________
3. ___________
4. ___________
_____
4
Задача
Издательство напечатало учебники по математике в двух типографиях. В первой типографии напечатали 5 тыс. экземпляров, а во второй – 3 тыс. экземпляров. Сколько всего экземпляров учебника было напечатано? На сколько тысяч экземпляров больше было напечатано в первой типографии, чем во второй?
5
Выпиши из данных чисел только те, которые относятся к «круглым» тысячам:
3000, 35000, 2500, 5000, 10000, 1010, 1000, 11200, 38600, 38001, 51000, 11100, 12200.
__________________
__________________
__________________
_____
6
Заполни таблицу. Дополни до «круглых» тысяч
900
1500
2100
3400
4600
5300
6700
8200
9800
600
4000
10000
____
7
Запиши число 2013 при помощи римской нумерации
______________
_____
Всего баллов _____ Отметка ______
15