Конспект урока математики Число ноль, цифра 0

Урок математики в 1 классе
Число ноль, цифра 0.

Цели: 1.Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на
числовом отрезке.
2.Научить писать цифру 0.
3.Рассмотреть свойства 0.
4.Закреплять навыки счёта в пределах 9.
Задачи:
образовательные:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции  учащихся;
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные:
фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
выполнять действия по образцу.
использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.
задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
осознание необходимости учения.
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
работать над осознанием ответственности за общее дело.
учиться выражать свое мнение.
Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения


Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, матушка-Земля!  Здравствуйте, мои друзья

А теперь проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

2.Актуализация опорных знаний
“Угадай и покажи о какой цифре идет речь? ” (У каждого ребенка веер цифр от 1 до 9)
Никак не может наклониться Прямая цифра __________ (единица)  Отличите вы едва Лебедя от цифры _________ (два)  Две половинки круга Около друг друга (три)  Спинка стула смотрит вниз,  Ножки кверху поднялись.  Но беспорядка нет в квартире,  Знают все – это ___________ (четыре)  Есть, друзья, такая птица:  Если сяду на страницу,  Очень рад бываю я,  А со мною вся семья. (пятёрка)  Бабушка вязала, кошка играла,  Была шерсть, получилось ___________ (шесть)  Коль нет косы, совет наш всем:  Траву косите цифрой ___________ (семь)  Вас подтвердить, ребята, просим,  Что снеговик похож на __________ (восемь)  Эта цифра непростая:  Не то головастик, не то запятая (девять) .

3.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.
Назови геометрические фигуры.



-Как их можно назвать одним словом?
- Какие еще геометрические фигуры знаете?
- Какая фигура является королевой геометрии? Почему? (.) Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похож?
Из муки его слепили, После в печку посадили, На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел, И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог. Кто же это?
Дети: КОЛОБОК

-Как начинается сказка?
-Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.
4. Открытие новых знаний.

Кого встретил первым?
-Навстречу Заяц:
Если ты решишь заданье, Я тебя без наказанья В путь-дорожку снаряжу И на волю отпущу. А если не решишь мои задачи, Не видать тебе удачи!
Учитель:
Ребята, надо быстро Колобочка спасать Помочь от Зайчишки ему убежать.
Давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи.


·Васька- ловкий рыбачок-
Ловит рыбок на крючок.
Пять поймал он на рассвете,
А одну в вечерний час.
Вы всех рыбок сосчитайте
И ответ сейчас же дайте(6)

А теперь пора бананы
Сосчитать у обезьяны.
Один, два, три, четыре, пять
Можно три на завтрак дать.
Если три на завтрак дать ,
Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,
Девять зернышек несла.
Четыре – птичке отдала,
Сколько в корзину убрала?(5)

Три гриба росли у ели.
Два из них бельчата съели.
Ты скажи теперь, дружок,
Сколько прячется в тенек? (1)
Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!
Колобок наш утомился, На пеньке расположился. Вмиг поднимем дух ему, Вам зарядка по уму.
Физминутка
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Приседаем столько раз, Сколько зайчиков у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши, Лучше ты заданье мне реши. Если ты пример решишь, Дальше смело побежишь.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
(Нисколько.)
б)-Сколько дедушек учится в нашем классе?
-Сколько говорящих собак вы знаете?
-Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

Вывод:- Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?
(Ответом на все заданные вопросы было одно и тоже число – нисколько, пусто или ноль.)
Что значит ноль? Ничего, нисколько.
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».
Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Физкультминутка(Рыбка)
Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.
(Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя)
Колобок наш испугался, На пенёк скорей забрался. Только начал песню петь, Как медведь давай реветь.
Ты не пой мне, Колобок, Не заговаривай зубок. Лучше ты, дружок, спеши Свою цифру напиши.
-Есть такая цифра, которая похожа на Колобка, ребята?
-Это 0.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
-А на что ещё похож 0?
Учимся писать цифру 0.
- Чем цифра 0 отличается от Колобка?
Колобок – кругленький,
Ноль – овальный.
- А чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)
« Пальчики здороваются».
-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Вот и лиса идёт И такую речь ведёт.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок, Но прежде дам тебе я срок: Чтоб сумел за 5 минут Всё решить, что есть вот тут. Работа в тетради
5. Подведение итогов.
-Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?
-Думали, решали, рассуждали.
-С каким числом вы познакомились?
-Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Молодцы! Спасибо за работу.