Конспект урока математики Число ноль, цифра 0
Урок математики в 1 классе
Число ноль, цифра 0.
Цели: 1.Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на
числовом отрезке.
2.Научить писать цифру 0.
3.Рассмотреть свойства 0.
4.Закреплять навыки счёта в пределах 9.
Задачи:
образовательные:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся;
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные:
фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
выполнять действия по образцу.
использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.
задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
осознание необходимости учения.
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
работать над осознанием ответственности за общее дело.
учиться выражать свое мнение.
Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, матушка-Земля! Здравствуйте, мои друзья
А теперь проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
2.Актуализация опорных знаний
“Угадай и покажи о какой цифре идет речь? ” (У каждого ребенка веер цифр от 1 до 9)
Никак не может наклонитьсяПрямая цифра __________ (единица) Отличите вы едваЛебедя от цифры _________ (два) Две половинки кругаОколо друг друга (три) Спинка стула смотрит вниз, Ножки кверху поднялись. Но беспорядка нет в квартире, Знают все – это ___________ (четыре) Есть, друзья, такая птица: Если сяду на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. (пятёрка) Бабушка вязала, кошка играла, Была шерсть, получилось ___________ (шесть) Коль нет косы, совет наш всем: Траву косите цифрой ___________ (семь) Вас подтвердить, ребята, просим, Что снеговик похож на __________ (восемь) Эта цифра непростая: Не то головастик, не то запятая (девять) .
3.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.
Назови геометрические фигуры.
-Как их можно назвать одним словом?
- Какие еще геометрические фигуры знаете?
- Какая фигура является королевой геометрии? Почему? (.) Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похож?
Из муки его слепили,После в печку посадили,На окошке он студился,По дорожке он катился.Был он весел, был он смел,И в пути он песню пел.Съесть его хотел зайчишка,Серый волк и бурый мишка.А когда малыш в лесуВстретил рыжую лису,От неё уйти не смог.Кто же это?
Дети: КОЛОБОК
-Как начинается сказка?
-Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.
4. Открытие новых знаний.
Кого встретил первым?
-Навстречу Заяц:
Если ты решишь заданье,Я тебя без наказаньяВ путь-дорожку снаряжуИ на волю отпущу.А если не решишь мои задачи,Не видать тебе удачи!
Учитель:
Ребята, надо быстро Колобочка спасатьПомочь от Зайчишки ему убежать.
Давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи.
·Васька- ловкий рыбачок-
Ловит рыбок на крючок.
Пять поймал он на рассвете,
А одну в вечерний час.
Вы всех рыбок сосчитайте
И ответ сейчас же дайте(6)
А теперь пора бананы
Сосчитать у обезьяны.
Один, два, три, четыре, пять
Можно три на завтрак дать.
Если три на завтрак дать ,
Их уже не будет 5. (2)
По дорожке мышка шла,
Девять зернышек несла.
Четыре – птичке отдала,
Сколько в корзину убрала?(5)
Три гриба росли у ели.
Два из них бельчата съели.
Ты скажи теперь, дружок,
Сколько прячется в тенек? (1)
Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!
Колобок наш утомился,На пеньке расположился.Вмиг поднимем дух ему,Вам зарядка по уму.
Физминутка
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Приседаем столько раз, Сколько зайчиков у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши,Лучше ты заданье мне реши.Если ты пример решишь,Дальше смело побежишь.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
(Нисколько.)
б)-Сколько дедушек учится в нашем классе?
-Сколько говорящих собак вы знаете?
-Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?
Вывод:- Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?
(Ответом на все заданные вопросы было одно и тоже число – нисколько, пусто или ноль.)
Что значит ноль? Ничего, нисколько.
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».
Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
Физкультминутка(Рыбка)
Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.
(Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя)
Колобок наш испугался,На пенёк скорей забрался.Только начал песню петь,Как медведь давай реветь.
Ты не пой мне, Колобок,Не заговаривай зубок.Лучше ты, дружок, спешиСвою цифру напиши.
-Есть такая цифра, которая похожа на Колобка, ребята?
-Это 0.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
-А на что ещё похож 0?
Учимся писать цифру 0.
- Чем цифра 0 отличается от Колобка?
Колобок – кругленький,
Ноль – овальный.
- А чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)
« Пальчики здороваются».
-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Вот и лиса идётИ такую речь ведёт.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок,Но прежде дам тебе я срок:Чтоб сумел за 5 минутВсё решить, что есть вот тут.Работа в тетради
5. Подведение итогов.
-Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?
-Думали, решали, рассуждали.
-С каким числом вы познакомились?
-Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)
Молодцы! Спасибо за работу.