Культура и быт калмыков Калмыцкие головные уборы


Головной убор калмыков.
В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную нить (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть где попало, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо, подкидывать. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, или складывать шапки друг на друга, то женишься или выйдешь замуж несколько раз. Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял головной убор. Это плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу - буддистскому священнику. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи (астрологом). После этого очищали ее огнем и произносили различные йоряли (благопожелания):
Өмссн махла өлзәтә болҗ,
Үүнәс улм сәәхн олн хувц өмсҗ,
Ут наста болтха!
В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов – мужских, женских, девичьих, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видов – это обязательная часть костюма. В вышивке женских головных уборов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса. Встречаются также элементы астрального орнамента – звезды, крест, солнце и луна. Цветовая гамма орнамента состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Все цвета имели символическое значение.
Красный – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой – цвет неба – символ верности и преданности. Зеленый – цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означает свет и жизнь, черный – тьму и мрак. Все мотивы калмыцкого орнамента можно разделить на 4 группы: геометрические, растительные, животные и астральные. Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шелковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блестками, стеклярусом, шнурками, тесьмою, пуговицами и всевозможными металлическими деталями.
Халмаг. Национальная шапка 19 век. Женская праздничная шапка шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Основная вышивка «зеег». Цветная шерстяная и золотая нити с отделкой золотым позументом. Отворот обязательно из черного бархата с рельефной вышивкой, золотой нитью по подстилу. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы, строго посередине лица.
-41909197040434290-1270Камчатка. Национальная девичья шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. 19 век. Национальная рельефная вышивка серебряной и золотой нитью по подстилу. Надевается и носится набекрень. Существуют несколько вариантов этого головного убора.
Тоорцыг. Национальная девичья шапка с низким круглым и твердым околышем из черного бархата. 19 век. Черный бисер в комбинации с металлическими (медными) блестками и кистью из ниток цветного шелка.
-990603656330-99060-129540Бюшлячи. Национальная женская меховая шапка монгольского типа. 19 век. Верх шапки из китайской набивной ткани ( парчи) с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узлом на конце и цветными кистями из шелковых нитей. Национальная рельефная вышивка золотой нитью по подстилу. Роскошно убранные шапки (бюшлячи) из дорогого меха соболя, выдры, бобра, норки одевали жены калмыцких нойонов и зайсангов ( князей).
Хурсх махла (хурсх – мерлушка). Головной убор калмыка – высокая, меховая шапка из каракуля или мерлушки. Верхняя часть покрыта красным сукном, по краю отделана полоской белого меха, с помпоном из красных шелковых ниток. 19 век.
-419101246505Шиверлыки. Бархатные или шерстяные чехлы (накосники) , в них укладывались косы, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые по бокам платья на уровне пояса. На конец каждой косы привязывали по серебряной подвеске ( токуг). Выйдя замуж, девушка была обязана разделить свою косу на две и носить их на груди в шиверлыках.
Хаджилга. Национальная шапка у пожилых калмыков. Нижняя часть шапки круглая, а верхняя – четырехугольная. Передняя часть шапки высокая. Околыш шапки обшивали мехом, а верхушку делали из яркого сукна. В центр хаджилги -шапки пришивали кисточку из красных шелковых нитей.
-184785-81915Шапка воина – калмыка в Великой Отечественной войне 1812 года. Желтая суконная шапка уланского типа с тульей из чёрного бараньего меха высотой 5 вершков (22,25 см) с красным суконным шлыком, свисавшим на правую сторону. При парадной форме к шапке полагались белые нитяные шнуры с кистями.