История современной музыки. Программа элективного курса для 9-го класса

История современной музыки.
Программа элективного курса для 9-го класса

Общеобразовательная школа является базовым звеном в образовании, которая призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Профильная ориентация, которая составляет суть предпрофильной подготовки, предполагает введение значительного числа курсов по выбору. Данные курсы должны способствовать осознанному выбору девятиклассниками профиля обучения в старшей школе, в частности в образовательной области “Искусство”. Вместе с тем, в гуманитарном профиле старшей школы может найти достойное отражение художественно-педагогическое направление, связанное с подготовкой для школы учителей искусства. В настоящее время продолжается научный поиск оптимальных путей художественно-педагогического образования и большое количество вакансий педагогов искусства, в том числе учителей музыки, тому подтверждение.
Учитывая актуальность и культурологическую направленность профессиональной деятельности учителя музыки, считаю целесообразным и приемлемым осуществлять необходимую начальную подготовку школьников в данном направлении. Профессиональная ориентация на художественно-педагогическую специальность школьного учителя музыки в культурном контексте будет способствовать мотивированному выбору школьниками учительской профессии, позволит им испытать свои способности к ней, даст возможность установить преемственные связи между профильным обучением в общем образовании и профессиональной художественно-педагогической подготовкой в специальных учебных заведениях.
История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для школьников, её просто нет в базовом курсе. А между тем двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. Музыканты прошлого столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, этнической или общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы - как созидательные, так и разрушительные.
Среди школьной аудитории - миллионы поклонников рок- и поп-музыки, джаза. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой, с другой - не имеют возможности реализовать этот интерес в рамках предмета “Музыка”. Поэтому главная функция элективного курса “История современной музыки” - создать условия для реализации этого интереса. Освоение курса школьниками даёт возможность не только для эстетического развития личности, но и для актуализации и применения на практике ранее полученных знаний по предмету “Музыка”.
Целью курса является формирование интереса и положительной мотивации к музыкальной специализации школьников в контексте гуманитарного образования.
Элективный курс “История современной музыки” - предметно ориентированный и решает следующие задачи:
дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;
уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего художественно-педагогического профилирования.
Содержание курса построено согласно принципам историзма, последовательности и системности.

Программа курса включает пять разделов.
1. Афро-американская музыка. Раздел знакомит с истоками многих музыкальных
направлений, возникших в двадцатом столетии, а именно с фольклором афроамериканцев - потомков рабов, некогда привезённых из Африки.
2. Джаз. Раздел посвящён возникновению и развитию джазового искусства, его особенностям. При изучении раздела учащиеся узнают о творчестве выдающихся зарубежных джазовых музыкантов, о становлении джаза в России.
3. Рок-н-ролл. Раздел содержит информацию об условиях превращения блюза в ритм-энд-блюз и далее в рок-н-ролл, о привнесённых традициях и последующей самостоятельности.
4. Рок-музыка. Изучая раздел, учащиеся познакомятся с многогранным творчеством британской группы “Битлз”, превратив развлекательную музыку в серьёзное искусство; с основными направлениями рок-музыки, её особенностями, её представителями; с первыми шагами русского рока.
5. Поп-музыка. Заключительный раздел содержит сведения о музыке для массового слушателя, её особенностях развития, репертуаре, сольных карьерах популярных исполнителей. Отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как современная музыка, знакомит с законами шоу-бизнеса; анализирует две сферы музыкальной культуры: традиционную классику и музыку, ставшей частью специальной индустрии.
Содержание элективного курса “История современной музыки” реализуется на основе следующих методов: метод художественно-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы.
Освоение элективного курса может включать различные формы организации занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием современной музыки в записи (аудио, видео) с последующим коллективным осмыслением и анализом. Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет, режим занятий: один раз в неделю по 1(40мин.) часу.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к получению специализации (музыкально-педагогической) художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога;
степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность;
степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности;
степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.
Промежуточные результаты отслеживаются в форме понятийных диктантов, музыкальных викторин, сообщений, создании стенгазет, проведении игр, уроков с элементами театрализованного представления.
Конечный результат - контрольная работа и защита реферата.
Данный учебный курс может быть реализован для проведения уроков музыки в восьмом классе с использованием дополнительной литературы, видеопособий либо ряда фрагментов из фильмов и телепередач, доступных для публичного просмотра.

Учебно-тематический план.

Раздел 1. Афро-американская музыка - 6 ч.
Музыка Африки - 1 ч.
Афро-американская музыка - 1 ч.
Спиричуэл. Уорк – сонг - 1 ч.
Блюз - 2 ч.
Негритянская музыка в США. Традиции и законы-1 ч.
Раздел 2. Джаз - 10 ч.
Джаз - 3 ч.
Музыкальные инструменты джаза - 1 ч.
Разновидности джаза - 1 ч.
Инструментальный и вокальный джаз - 2 ч.
Эра солистов – виртуозов - 2 ч.
Джаз в Росси - 1 ч.
Раздел 3. Рок-н-ролл - 3 ч.
Ритм-энд-блюз - 1 ч.
Рок-н-ролл - 2 ч.
Раздел 4. Рок - музыка - 10 ч.
Скиффл - 1 ч.
Группа "Битлз" - 2 ч.
Музыкальные инструменты рока - 1 ч.
Направления рок-музыки - 3 ч.
Рок в России - 3 ч.
Раздел 5. Поп-музыка - 5 ч.
Поп – музыка - 3 ч.
Современная музыка и современный мир - 2 ч.

Музыка Африки.
Роль музыки в жизни народов Чёрной Африки: труд, праздники, ритуалы. Особенность пения, чередование сольных и хоровых партий - “вопросно-ответная” форма. Неразрывная связь пения и динамичного танца. Отсутствие нотной записи, импровизация. Основа музыки - сложный, “перекрёстный” ритм, ритмическое многоголосие. Ведущая роль ударных инструментов, многочисленная группа барабанов, техника звукоизвлечения.

Афро-американская музыка.
XVI век, первые африканские невольники в Америке. Потребность в рабах, период работорговли XVIII-XIX веков. Становление американской культуры, многонациональная среда. Африканские обряды, песни, инструментальная музыка чёрных рабов. Фольклор афроамериканцев - источник многих музыкальных направлений XX века.

Спиричуэл. Уорк-сонг.
Две группы раннего афро-американского фольклора: светские и духовные песни. Трудовые (уорк-сонг) - во время работ, ритм-помощник, первая музыка негров на новых землях. Обращение негров-рабов в христианство, появление духовных песен (спиричуэл). Сочетание: многоголосие, гармония, мелодии - из европейской музыкальной традиции, импровизация, сложная ритмическая структура - из африканской музыки. Связь поэтического содержания с библейскими текстами, с повседневной жизнью чёрных американцев. Исполнение хором, без инструментального сопровождения.

Блюз.
70-е годы XIX века. Возникновение блюза (соединение трудовых песен и спиричуэл).
Тема одиночества и отчаяния, песни бродяг и чернорабочих, жалобы на жизненные неудачи, своеобразный "чёрный" юмор. Ранний - сельский блюз (гитара, банджо, губная гармоника), начало XX века - классический или городской блюз (вокал в сопровождении инструментального ансамбля). Блюзовые ноты, блюзовый лад. Жанр профессиональной музыки. Влияние на формирование джаза и ряда направлений рок-музыки.

Регтайм.
Предшественник джаза. Использование перекрестных ритмов африканской музыки при исполнении модных танцев (полька, кадриль) и марша. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в ритме мелодии, чёткий аккомпанемент - особенность регтайма. Самостоятельный стиль.

Негритянская музыка в США. Традиции и законы.
Поощрение страсти к музыке в эпоху рабовладения. Негритянские оркестры в поместьях, в армии, в многочисленных увеселительных заведениях. Возможность избавления от тяжёлого труда, экономическая свобода. Неиссякаемый приток в сферу музыкального бизнеса, отбор наиболее одарённых. Отсутствие конкуренции со стороны белых музыкантов. Музыка - “негритянская профессия". Отсутствие музыкального образования. Ученичество и наставничество. Изучение конкретной техники, конкретной манеры, конкретных произведений. Потребность в самовыражении.

Джаз.
Новый Орлеан-родина джаза. Город - южные ворота, важный торговый порт США. Влияние испанской, французской, английской, немецкой и славянской (позже) культуры. Отсутствие межрасовой напряжённости, присутствие креолов. Духовые, симфонические оркестры, оперная, камерная музыка, произведения европейских композиторов классической школы, популярные песенки, блюзы, регтаймы - музыкальный котёл. Начало XX века - возникновение джаза, результат соединения традиций европейской и афро-американской музыки.
Импровизация-основа джаза, искусство диалога, устная речь музыки. Понятия "бит", "драйв", "свинг", “скэт".

Музыкальные инструменты джаза.
Использование инструментов симфонического оркестра в более широком диапазоне звучания (свобода, самостоятельность). Огромные выразительные возможности духовых, новая манера извлечения звука, применение сурдин, выразитель музыкальных идей - саксофон. Принципиальное отличие джаза - существование ритм-группы (сопровождение не связано с мелодией). Комплекс ударных инструментов - ударная установка - один музыкант - многокрасочная импровизационная композиция. Большой и малый барабаны, томы, тарелки, конга, бонги, банджо. Состав биг-бэнда.
Разновидности джаза.
Традиционный джаз-диксиленд, симфо-джаз, би-боп, кул, свободный джаз, джаз-рок. Особенности, отличия, представители.


Инструментальный и вокальный джаз.
Классическая модель (тема с вариациями) джазовых инструментальных пьес. Трудовые и духовные песни, блюзы афроамериканцев - начало джазового вокала. Элла Фицджеральд, Луи Армстронг-страницы жизни и творчества. Джазовые танцы: би-боп, фокстрот, шимми, буги-вуги, чарльстон и др.
Эра солистов-виртуозов.
Первая джазовая грамзапись. Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Каунт Бейси, Чарли Паркер, Дюк Эллингтон, Майлз Дейвис-вклад в развитие мировой музыкальной культуры.
Джаз в России.
Советский Союз, 20-е годы. Первые джазовые оркестры в Москве. Оркестры Парнаха В.Я., Цфасмана А.Н., Ландсберга Г.В. "Теа-джаз" Утёсова Л.О. Оркестр Лундстрема О.Л. - школа молодых исполнителей. 1965 год-оркестр Вадима Людвиковского. Вокалисты российского джаза: Пономарёва В., Долина Л., Отиева И.
Ритм-энд-блюз.
Экономический кризис в США 1929-1933годов. Иммиграция чёрного населения сельскохозяйственного Юга на промышленный Север в поисках работы. Выступление блюзовых музыкантов в ресторанах и танцевальных залах. Желание публики развлекаться. Новое течение: ритм-энд-блюз. Отличительное свойство - усилившаяся роль ритма. Использование электромузыкальных инструментов, состав. Небольшое число исполнителей, мощное звучание - модная, коммерчески выгодная музыка. Прочное завоевание музыкальной сцены для чёрных слушателей. Выверенная, приглаженная музыка больших оркестров для белых - разочарование молодёжи. 1951 год, Алан Фрид - ведущий радиостанции, ритм-энд-блюз для белых слушателей. Замена на термин "рок-н-ролл".
Скиффл.
Послевоенная Европа-преобладание джаза. Британское явление - скиффл (традиционный диксиленд, новомодный американский ритм-энд-блюз, народная английская музыка). Состав скиффл-ансамбля: главенство гитары, "музыкальные инструменты" домашнего изготовления. Разрушение непрофессиональным скиффлом барьера между публикой и артистом. Принцип "так может каждый". Проба сил для ведущих музыкантов 60-х годов.
Рок-н-ролл.
Переименование "ритм-энд-блюз" в "рок-н- ролл"- общедоступная музыка. Привнесение собственных традиций белыми музыкантами. Середина 50-х годов - самостоятельное, отличное от ритм-энд-блюза, музыкальное направление. Ведущее место, сольные партии - электрогитара. Напористый, энергичный характер вокала. Поведение исполнителей - раскованное, непринуждённое. Повальное увлечение рок-н-роллом молодёжи, единодушное осуждение его старшим поколением. Элвис Пресли - белый певец с " душой и голосом негра", страницы жизни и творчества. Огромное влияние на рок-музыку.
Группа "Битлз".
Ярчайшее музыкальное явление XX века. Образование группы в одной из школ провинциального города Ливерпуля. Смена состава, названия, периоды увлечения рок-н-роллом, скиффлом. Переворот, превращение развлекательной музыки в серьёзное искусство. Исполнение чужих песен, обращение к самостоятельному творчеству, создание собственного музыкального стиля, множество последователей во всём мире. Вокальное многоголосие, классические оркестровки, использование необычных инструментов, применение звуковых эффектов, расширение выразительных средств, создание первого в истории рок-музыки альбома, развитие главных направлений, включая хард- и арт-рок, неповторимое звучание, мировое признание-изменение представления о самой сущности поп-музыки и её месте в жизни общества. 1963 год - выход дебютного альбома, ведущая рок- группа в мире, создание композиций, считающихся классикой рок-музыки. 1967 год - выход альбома "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” - вершина творчества группы. 1970 год - распад группы.
Музыкальные инструменты рока.
Использование электромузыкальных инструментов. Состав инструментов рок-группы. Необходимость технических устройств. Микрофоны, микшерный пульт, усилители, акустическая система. Порталы и мониторы. Преобразователи звука. Гитарные процессоры и синтезаторы.
Направления рок-музыки.
Кантри-рок, фолк-рок, хард-рок, арт-рок, рок-опера, глэм-рок, панк, хэви-метал, и др. Истоки, особенности, представители.
Рок в России.
Первые шаги русского рока. Градский А. И группа "Тараканы". Появление грамзаписей группы "Битлз". Копирование западных образцов, создание собственного репертуара. Группа "Скоморохи” и русскоязычные рок-композиции. Вокально-инструментальные ансамбли: состав, репертуар, деятельность, первые ВИА ("Поющие гитары", "Весёлые ребята"). Рок в 70-е годы: группа "Машина времени". Рок в 80-е годы: создание студий звукозаписи, группы "Аквариум", "Зоопарк", "ДДТ", "Браво", “Наутилус Помпилиус" и др. Рок в 90-е годы: повышение технического уровня исполнителей, распространение новейших электронных технологий, ведущая роль коммерции, значение телевидения, радиостанций, компьютерной сети. Сближение современного рока и поп-музыки.
Поп-музыка.
Происхождение названия. Разделение понятий поп -, и рок-музыка в 60-е годы. Развлекательная массовая музыка для массового слушателя. Направление "диско": группы "Бонни Эм", "АББА", "Модерн Токинг". 80-Е годы, поп-солисты: Майкл Джексон, Мадонна, Принс и др. Современная поп-музыка: тяготение к юной аудитории, коммерческие проекты. "Спайс Гёрлз", Кристина Агилера, Бритни Спирз. Поп-музыка в России: особенности развития, репертуар. Группы: "Ласковый май", "Мираж", "Любэ", "На-на", "Блестящие" и др. Сольная карьера: Ирина Аллегрова, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и др.

Современная музыка и современный мир.
Две сферы современной музыкальной культуры: традиционная классика и музыка, ставшая частью "массовой культуры". Изолированное развитие "музыки для элиты" и "музыки для всех". Свой слушатель и свои законы развития любого направления. Пропасть между ценителями Баха и поклонниками рок-групп. Одна из основных причин: один и тот же набор выразительных средств до XX века, сегодня - выразительные средства каждого направления очень специфичны. Стремление к музыкальной классике людей, живущих самопознанием, душой. Адресат "музыки для всех” - энергичный, активный человек, живущий прежде всего внешними импульсами. Центр притяжения - молодёжь, ждущая от музыки сильных ощущений, приводящих к самозабвению, а не к самопознанию. Современная музыка- часть специальной индустрии, средство для получения доходов. Продюсер, финансы, реклама. Шоу-бизнес и классическая музыка: признание через "живое" выступление, запись-следствие сценического успеха. Иные законы в поп- и рок-музыке. Освоение человеком нового духовного пространства современной музыки.


Список литературы.
Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989
Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002.
Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994.
Челышева Т. В.; Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область “Искусство”. М.: Академия, 2005.
Чижова И. А. Музыка времён. Иркутск: В-С книжное издательство, 1990.
Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985

Заголовок 115