Научно-исследовательский проект Испанский детский дом
НАУЧНо-исследовательский Проект «Школа исторической памяти».Дети бегущие от грозы
« В истории России войны – это тяжкий труд всего народа.»В.О.Ключевский
ГипотезаСохранить память о трудовом подвиге жителей города во время Великой Отечественной войны, принявших эвакуированные предприятия и людей.
Цель: Формирование гражданско – патриотической направленности личности воспитанников на основе развития исторической памяти. Задачи:Образовательная: формирование у воспитанников объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины, через различные формы поисковой, музейной работы и литературного наследия о войне; Развивающая: развитие партнерских отношений, организовать деятельность учащихся в работе с историческими документами.Воспитывающая: Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа,любви и гордости за свою малую Родину.
Методы исследования Беседа , экскурсия в городской музей, музей Детского дома, библиотеку. Работа с документами в архиве музея (документы, фотографии), работа с интернетом; анализ собранного материала.
План проекта.Гражданская война в Испании 1936-1939г.Эвакуация детей. Испанский детский дом в г. Бирске.
Организационное занятие «Салют, Испания».
Посещение городского краеведческого музея.
Социальная проба архив городского краеведческого музея.
Испанский детский дом.Дети бегущие от грозы
Испания 1936г.Гражданская война в Испании началась 18 июля 1936 года и сразу приобрела крайне ожесточенный характер стала, как известно, первой схваткой с фашизмом в Европе и преддверием второй мировой войны. Количество жертв на фронтах исчислялось десятками тысяч. Много гибло и мирных жителей.
Решение Политбюро ЦК ВКПб о приеме детей.
Акт о передаче испанских детей Комиссариату Народного просвещения СССР. Январь 1939
Дом, где располагался испанский детский дом. Ул. Фрунзе2.
Из воспоминаний
«По причине ранения я в 1943году прибыл в Бирск и как офицер, был направлен военруком в детский дом для испанских детей. Помню, как музыканты, воспитанники детского дома под руководством Питкевича, выступали на городских парадах. Юные испанцы ходили на лыжах, ловили рыбу. Обували их хорошо, хорошее было и питание.» А. В. Иванов.
« мы благодарны всем жителям и властям г. Бирска, которые в трудные годы войны сделали все возможное, чтобы мы, испанские дети, учились в нормальных условиях».
Сальвадор Виелья Анна Сантос
Ампаро КуэтоПуче Пакита
После окончания войны испанский детский дом был вывезен из Бирска. В 1987 году Бирский детский дом приезжала по приглашению поискового отряда Кармен Фернандес. Она встречалась с бывшим сотрудником испанского детского дома Ивановым А.В. Кармен Фернандес много рассказывала о тех далеких временах, как они прожили эти тяжелом военном времени. Испанских детей, пережившим уже войну, окружили заботой и вниманием. Бирск остался в ее памяти зеленым и красивым городом.
По разному сложились судьбы этих детей. Многие вернулись на Родину в Испанию, многие остались в Советском Союзе получили образование и добились больших успехов на новой родине.
Один из них Арнольдо Фернандес, закончил киноведческий факультет ВГИКа, советский украинский режиссер документального кино испанского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом Октябрьской революции и медалями. Проживал в г. Киеве.
Воспитанники Бирского детского дома провели огромную исследовательскую работу.
Это был интересный опыт…Я узнала много нового…Я даже не подозревал, что у нашего детского дома такая история..Это была сложная кропотливая работа… мы ходили в музей, искали информацию в интернете. Собирали этот лист истории по кусочкам