Педагогическая технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Педагогическая технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Автор Н.Л.Галеева Исаева Е.А. учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 г.Йошкар-Олы» Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Но не все педагоги понимают, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка. Лево - и правополушарный интеллект.Прежде чем пойти на урок, учитель должен хорошо знать своих учеников, чтобы правильно выстроить схему общения, поведения, методику преподавания. «Проблемная ситуация»
Разнообразие методов, форм, средств учебной работы Разнообразиеучеников Отдельно взятый ученик Какой метод подойдет при индивидуальной работе? Причина:недостаточный уровень подготовленности учителей в области современных знаний по теории познавательных процессов, и в практическом владении приёмами развития мотивации у конкретного ученика. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проанализировать. А есть такие, которым легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в схему, рисунок, таблицу они затрудняются. Для какой из этих двух групп хорошей мотивацией послужит коллективная работа? Кому из учащихся обязательно необходимо прочитать вслух задание, чтобы понять его? Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»? А если бесполезно, то как тогда позиционировать такого ученика в его отношении к учёбе? Цель технологии ИСУД Реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий»-ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха ученика. Преимущества Технологии ИСУД Легко вписывается в учебный процесс в условиях существующей у нас классно-урочной системы Позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках. Именно особенности психических процессов и психофизиологии и нейро психологии, а также уровень развития мотивационно-волевой сферы определяют для учителя и воспитателя формы заданий, повышающие обучаемость ученика В чем разница между обученностью и обучаемостью? Обучаемость т.е. уровень учебных возможностей, определяющих дозу индивидуальной педагогической помощи и комфортные, создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти «западающие» внутренние ресурсы ученика задания . В чем проявляется обучаемость на уроке? (Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.)Значение параметра, зависящее от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и/или место учителя в ЗБР по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем меньше радиус его зоны ближайшего развития, т.е. меньше уровень его учебных возможностей. «В индивидуализированном учебном процессе учитель всегда знает, КОМУ, КОГДА и ЗАЧЕМ он нужен, чтобы обеспечивать условия для достижения учебного успеха каждому ученику и имеет достаточно возможностей это сделать – это управленческая компетенция учителя».Н.Л. Галеева Семинар – практикум. «Психолого – педагогические условия для развития психо - физиологических особенностей обучающихся». «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень). Уровни управленческой компетентности учителя: Педагогический анализ знания и умения, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий класса: особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетентностей, и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса, максимально комфортного и одновременно развивающего для КАЖДОГО ученика. Семинар: «Психолого – педагогические условия для развития психо - физиологических особенностей обучающихся». План семинара:Внимание как ресурс учебного успеха ученика.Память как ресурс учебного успеха ученика.3. Законы и мнемотехнические приемы развития памяти. 4. Диагностика развития психо - физиологических особенностей обучающихся. Учебный успех ученика- это : Не только - увеличение присвоенной учеником учебной информации.Прежде всего - постоянный рост учебных возможностей ученика . Если учитель научится ориентироваться в арсенале учебных приёмов, сопоставляя их с возможностями учеников, эффективность обучения И УСПЕХ УЧЕНИКА будут расти. Ресурсы учебного успеха ученика: Ресурс учебного успеха Параметры ИСУД Единицы измерения «знаю»объем и качество знаний ОбученностьПАМЯТКИ Оценка по предмету «умею» предметные и общеучебные навыки Организационные навыкиКоммуникативные навыкиИнформационные навыкиМыслительные навыки 0 ( недопустимый уров.)1 ( недостаточный уров)2 (оптимальный уров) «могу» Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы ВниманиеПамять МодальностьДоминирование полушарий мозга Уровни А (ауд), В(виз), К( кин)Л(лев), П (прав), Р(равн) «хочу» Уровень развития мотивационно - потребностной сферы Социально-духовный Социальный ПознавательныйБазовый Структура учебного успеха ученика Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, или обучаемость. знаю умею могу хочу Чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем меньше радиус его зоны ближайшего развития, т.е. меньше уровень его учебных возможностей. Ученик теряется при выполнении такой формы работы, при которой надо слушать учителя и следить за видео рядом (картиной, презентацией). У него низкий уровень…Ученик должен дать сравнительный анализ нескольких понятий, если он справляется легко ,то у него достаточный уровень…. Недостаточный уровень развития произвольности внимания скажется на…На столе 7-10 карточек по теме, предметов. Ученик смотрит на них 2-3 секунды. затем их перечисляет. Это задание развивает…Измеряется силой потустороннего раздражителя…. Вводный тест для учителя на определение уровня ППК по вниманию: А– объем, В-концентрация. С-распределение, Д-устойчивость Особенности психических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно -волевой сферы определяют для учителя формы заданий, повышающие обучаемость ученика, т.е. уровень его учебных возможностей, определяющих дозу индивидуальной педагогической помощиЗадания, создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти «западающие» внутренние ресурсы ученика. «Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» – этот принцип является универсальным для развивающего обучения. Деятельность учителя-предметника по ИСУД Измерение значения параметров ИСУД Когда и как учитывать учителю? Когда и как эффективно развивать? Особенности психических процессов: память и внимание определяем согласно уровням развития . На этапе актуализации знаний;- подача важного материала сгруппированным, дозами, возвратом к нему через 3, 7, 15 дней; учет истощаемости психических функций через смену видов деятельности;- учет медленной врабатываемости, подготовка к усвоению нового материала на 12-25 минуте урока.Не планировать несколько видов деятельности одновременно в младших классах. - Обучение приемам мнемотехники через серию классных часов «Сам себе учитель»-Обучение навыкам концентрации внимания с помощью развивающих заданий с предметным содержанием на уроках.Обучение навыкам распределения внимания с помощью развивающих заданий на уроках. Эффективность технологии. Для того, чтобы составленная программа «заработала» как руководство к действию, хорошо, чтобы данную программу использовали все учителя предметники в этом классе. Задачи учителя по реализации ИСУД. Внимание отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания Память изучить опыт применения мнемотехники использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно – эмоциональную и наглядно-образнуюне употреблять указаний « выучить материал», а конкретизировать задание. Главное в работе учителя — это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Мыслительные ОУУН -это реализованные в онтогенезе психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Внимание -характеризует направленность и сосредоточенность ученика на определенных объектах. Для учителя- информация для проектирования способов подачи материала. Память -сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Для учителя- информация для выбора комфортных приемов освоения нового материала. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга -способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Для учителя - информация помогает понять, в каком виде какому ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие. 5 а 2014-2015 учебный год Правополушарные 18 72% Левополушарные 7 28% 5 б Правополушарные 10 48% Левополушарные 10 48% равнополушарные 1 4% 5 в Правополушарные 9 50% Левополушарные 9 50% Результаты исследования функционального доминирования полушарий мозга уч-ся 5 классов. Методика И.П. Павлова «Правополушарник» анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации.«Левополушарник» анализирует информацию по формальным основаниям.«Равнополушарник» способен руководить «включением» полушарий. Соответствие между доминированием полушария мозга и видом учебной работы: Создание ситуации успеха с учетом мозговой организации познавательных процессов. Мотивационный этап. Цель: формирует мотив достижения успеха Левополушарники Правополушарники Делать упор на познавательные мотивы Социальную значимость Привлекает сам процесс усвоения знаний. Желание разобраться во взаимоотношениях людей Высокая потребность в постоянной умственной деятельности Ориентация на высокую оценку, похвала Социальным мотивом является возможность продолжения образования Интересует эстетическая сторона предметов Потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. примеры заданий “правополушарные” дети “левополушарные” дети Сочинение Анализ рассказа Составление слов и предложений из частей Разбор слов и предложений по составу Чтение-пересказ Прослушивание текстов Чтение по ролям Обучение чтению других Задания на правописание Задания на поиск ошибок Нахождение взаимосвязи Применение изученного правила Нахождение отрывков в тексте Сопоставление текстов Соотнесите по эффективности применения типы заданий Заполнение схем, таблиц, правил, алгоритмовФантазирование - сочинение с различными заданиями.Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщающим словом.Выводы после наблюдения. Составление вопросов по тексту.Найдите лишнее слово.Слушание текста с предварительно озвученным заданием. Левополушар-никиПравополушар-ники 7 кл. Разминка для тренировки межполушарного взаимодействия: «Страна фьордов и Троллей» «Туманный Альбион" «Страна льда и огня» Российская «Поднебесная» Провинция «черного золота» Нежный хищник «Житница и здравница страны» «Полюс холода» север. полушария «Кузница России» «Золотоносная провинция» Норвегия Кавказ Оймякон Ласка Исландия З. Сибирь С. Кавказ Урал Бодайбо Великобритания 8 кл. Разминка для тренировки межполушарного взаимодействия: Озеро - жемчужина России Алмазоносная провинция РФ Солнечный макияж Российская «Поднебесная» Провинция «черного золота» Нежный хищник «Житница и здравница страны» «Полюс холода» север. полушария «Кузница России» «Золотоносная провинция» Байкал Мирный Кавказ Оймякон Ласка Загар З. Сибирь С. Кавказ Урал Бодайбо Развитие межполушарного взаимодействия 5 кл. Птица - кашевар Сорока Хитрый гриб Лисичка Солнечный макияж Загар Бабочка из шкафа Моль Рост змеи Длина Обувь с ресничками Инфузория туфелька Мумия абрикоса Курага Нежный хищник Ласка Глупый репей Лопух Прибор, через который амеба разглядывает людей Микроскоп Памятка для работы учителя Естественные наукиЛевополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритмПравополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия Три способа (канала) видения мира : визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело», то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура, эмоции и переживания). Результаты диагностического исследования модальности восприятия уч-ся 5 классов в 2014-2015 уч. г.Методика Е.Шестаковой. 5а – 22 чел. 5б – 17 чел. 5в – 21 чел. Визуалы 0 0 4 24% 2 9,5% Аудиалы 1 4,5% 1 6% 2 9,5% Кинестетики 8 36% 5 29% 10 48% Смешенные типы АК 3 14% 0 0 1 4,5% ВК 7 32% 5 29% 2 9,5% ВА 1 4,5% 1 6% 0 0 ВАК 2 9% 1 6% 4 19% ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ учащихся при восприятии ИНФОРМАЦИИ . ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ учащихся при восприятии ИНФОРМАЦИИ . Визуал Аудиал Кинестетик Хорошо помнит то, что видел. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный.Имеет живую, образную фантазию. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически.Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Лучше обучается, делая. Привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Сопоставьте : Немой диктант в движении (учитель присел – ученики тоже, А - Визуал притронулся, прислушался) Б - Аудиал С - КинестетикСобрать из слов правила, термины Составить рассказ на тему Уровень развития мотивационно- потребностной сферы - это один из важнейших параметров ИСУД, т.к. выявляет степень заинтересованности учащихся в учебном предмете. Самодиагностика учащихся Уровни и учебные приемы «работающие» на этих уровнях