Доклад на конференцию по проблемам воспитания патриотизма Легко ли воспитывать патриотизм в современных условиях


Легко ли воспитывать патриотизм в современных условиях?
(Размышления сельской учительницы…)
Выступление Николаевой Натальи Сергеевны, учителя русского языка и литературы МОУ Идыгинская СОШ, на Форуме образования Эхирит-Булагатского района 26 февраля 2015 года.
На этот вопрос можно было, наверное, проще ответить, когда мы жили в другом государстве – в СССР, потому что тогда эта работа велась в системе. КПСС держала этот важнейший идеологический вопрос на постоянном контроле, даже можно сказать: вся идеология держалась на воспитании патриотизма, потому что именно советские люди побеждали на разных фронтах в течение многих лет. Ребёнок воспитывался любви к родине, начиная с детского сада, затем он становился октябрёнком, пионером, комсомольцем, коммунистом. Его моральный облик формировался на основе Кодекса строителя коммунизма, который по существу являлся реализацией основных христианских заповедей, а это уже общечеловеческие ценности, т.е. система работала. Самым важным принципом советского человека было служение в первую очередь Родине, а потом уж себе. Иначе никак не объяснить великие подвиги во время Второй мировой войны. И мы, кто родом из СССР, помним героев, любим, уважаем, преклоняемся перед их подвигами во имя Отечества. Думаю, если я сейчас спрошу у уважаемой аудитории имена пионеров-героев, мы их назовём. Мало того, наверное, вспомним, сколько было лет самому юному из них, и в чём заключался их подвиг. А уж Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, его товарищи-молодогвардейцы – это наши идеалы, примеры для подражания. Учёные-психологи установили такой факт: когда у человека есть свой кумир, рано или поздно он находит в себе его самые замечательные качества. Происходит как бы слияние душ, человек подстраивает себя под свой идеал. Мы играли в молодогвардейцев, в «войнушку», и никто не хотел быть немцем, приходилось кидать жребий. Наверное, мне можно возразить, сказав, что иногда вся система была слишком политизированной, «заидеологизированной», доходило до перекосов и абсурда – соглашусь, но мы были патриотами. Я хорошо помню слова Любови Тимофеевны Космодемьянской, которая сказала, что подвиг Зои не в том, что она совершала диверсии в тылу врага (хотя и это достойно самого глубокого уважения), а в том, как она принимала смерть. Вот это высочайшее проявление силы духа, мужества и любви к Родине. Ни для кого не секрет, что наши враги после Великой Отечественной войны поставили цель на идеологическом фронте: сделать так, чтобы на следующей войне у Советского Союза не было таких героев, как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская и тысячи таких, как они. Вот и Советского Союза уже нет. Значит, их ежедневная подрывная работа даёт свои плоды? Страшно представить её последствия. Тем более в свете последних событий на Украине и со всем, что с ней связано.
Чтобы как-то подтвердить или опровергнуть свои мысли о патриотизме у наших учеников, я провела анкетирование в своей школе. Вопросы составила сама, они самые простые: что такое патриотизм, надо ли его воспитывать, с какого возраста, назови фамилии героев-патриотов прошлого (хотя бы 5), фамилии героев-патриотов твоих современников, считаешь ли ты себя патриотом? Почему? Опрос проводился с 7-11 классы, анонимно. Результаты, по большому счёту, были предсказуемыми. Итак, что такое патриотизм знают - 70% респондентов. На вопрос о воспитании патриотизма положительно ответило - 92%. Среди ответов на вопрос, с какого возраста, были такие замечательные: «Пока ребёнок лежит поперёк кровати», « С детства» и т.д. Правда, были ответы, что его воспитывать не надо, а почему - непонятно, видимо, человек не знает, что такое патриотизм. Вот с героями – проблема: Сталин, Гагарин, свои бабушка с дедушкой (хотя оговаривались именно герои). Это 20 век, с современниками ещё хуже. Было просто описание подвига, без фамилии, Алдара Цыденжапова (19- летний матрос из Агинского, который ценой своей жизни спас товарищей на корабле во время пожара. Герой России.). И. Кобзон и всё… Очень-очень грустно и плохо. Я расстроилась, даже на последний вопрос ответы были разными: не все считают себя патриотами. Предлагаю ради интереса провести подобную анкету в ваших школах, какими, как вы думаете, будут ответы у вас.
Так что же получается: страна не знает своих героев? Не хочет или не может? Значит, на этом направлении есть большие проблемы, которые надо решать быстро и системно. И начинать, по-моему, надо с семьи. Если ребёнок с самого рождения воспитывается в любви и уважении, если ему прививаются элементарные нравственные принципы, то он вырастет гражданином, патриотом. Было бы очень здорово, если бы в наших семьях не прерывалась связь поколений. Традиции, семейные общие мероприятия, взаимное уважение – всё это цементирует семью. А впоследствии общество и страну в целом. Кажется, в последнее время мы привыкли жить хорошо, а некоторые – богато и благополучно, что немного расслабляет. Люди, наверное, забывают о цене благополучия, что подтверждают последние события. Чуть что-то не так, у некоторых начинается истерия и недовольство всем и вся, лишь бы мне было хорошо. Так вот, пока ещё с нами ветераны, люди, чьими руками добыта Победа, надо успевать с ними общаться, запоминать их лица и рассказы, впитывать и передавать их отношение к Родине, к жизни следующим поколениям. Вот, например, в нашей семье – это Башенхаева Галина Бахалхановна. Мама, бабушка, прабабушка, участник Великой Отечественной войны. Она была призвана в армию в 1942 году, попала на Восточный фронт, служила радиотелеграфисткой 98 района аэродромного базирования. Демобилизовалась в ноябре 1945 года. Отмечена боевыми наградами. В послевоенное время – учитель русского языка и литературы. Сейчас проживает в городе Иркутске, переписывается со своей однополчанкой из города Липецка. Думаю, что во многих семьях есть свои примеры для подражания и преклонения. Значит, первый и, пожалуй, самый главный путь воспитания патриотизма – это семья и всё, что с ней связано: дом, улица, облака на небе, лес, речка и т.д., а самое главное – люди, которые тебя окружают. Если ребёнок полюбит свою малую родину, то и к большой будет испытывать такое же чувство. А ребёнок, его родители – это же наши ученики. Дальше, школа. Вы, конечно же, со мной согласитесь, что здесь работа примерно у всех одинаково поставлена, у кого-то лучше и результативнее, у кого-то похуже. Понятное дело, что основная нагрузка ложится на уроки гуманитарного цикла, если речь идёт об учебном процессе. И реализация ФГОС в данном контексте служит в значительной степени воспитанию патриотизма у учащихся, так как на 1-е место выходит формирование личностных компетенций.
Хочу остановиться на особенностях работы по этому вопросу в нашей школе. Многим уже известно, что у нашей школы есть своя атрибутика: песня (мы называем её гимном), флаг, эмблема. Естественно, что всё это соотносится в первую очередь с Государственной символикой, и в этом нет никакого противоречия, но согласитесь, что, когда мы поём свою песню, это нас здорово объединяет и воспитывает. Мы как будто действительно одна большая семья: «Здесь, среди рощ и перелесков, малое есть село, но для меня оно всех дороже, памятнее оно. Здесь я живу, расту, взрослею, в школу хожу с утра и об одном лишь сожалею: с детством прощаться пора. Верхняя Идыга, Нижняя Идыга, здесь мне всегда легко и ясно – Родина здесь моя!» Музыка Игоря Николаева. Слова мои. Вот недавно был у нас вечер встречи, посвящённый 20-летию школы, и так приятно и трогательно было смотреть и слушать, как поют наши бывшие ученики свою школьную песню. Наверное, в каждой школе есть ребята, которые пишут стихи или пробуют. Так и у нас. Пожалуй, очень приличные стихи у нашей бывшей ученицы Махеевой Елены. Она серьёзно к этому относилась и написала их довольно много, правда, закончила ИГСХА и сейчас учится в аспирантуре. Так вот, я составила литературно-музыкальную композицию из её и своих стихов и отправила на конкурс классных руководителей «Мудрая сова», который проводится «Учительской газетой», в 2013 году. Работа была удостоена специального приза и опубликована в «Методической копилке»(Приложение к газете). Так о нашей маленькой Идыге узнала вся Россия. По-детски чистые и немного наивные есть стихи у Яндаевой Влады (8 класс). Она их посвятила родной Идыге и выступает с их чтением на разных мероприятиях. « Зовут меня Яндаева Влада, и я очень рада рассказать вам о моей Идыге – это для меня свет в окне. Идыга1Идыга1 Идыга! Славная моя земля! Я из рода таби. Он из Верхней Идыги. Здесь я с детства живу, в свою любимую школу хожу. Жители твои трудолюбивы, умны, порядочны, красивы. Вроде нет никаких чудес: поле, речка, лес, а роднее места нет, обойди хоть целый свет. Буду любить тебя всегда: ты мне очень дорога!» Вот если ребёнок так пишет о своей деревне, значит, он настоящий патриот и передаст это высокое чувство своим детям и внукам. Выходит, воспитывать патриотизм в нынешних условиях можно и нужно, но не просто. Ведь некоторое время назад это слово было чуть ли не ругательным. У нас была эйфория от «демократии», от желания присоединиться «к цивилизации», в худшем значении этих слов. Мы отказались от многих своих идеалов, героев, почему-то всё, что было при Советском Союзе, стало плохим и даже вредным. Вот вместе с пеной чуть не выкинули ребёнка. Я не склонна приукрашивать то время, но решительно против того, что время СССР было ужасным. Сейчас многие соотечественники газет не читают, телевизор не смотрят, с детьми на такие темы не разговаривают, думают больше о материальном. Хотелось бы ошибиться,
Мне кажется, что только государственная системная работа по этому вопросу может дать реальные результаты и нам не придётся кормить чужую армию. Поэтому я 3 раза подряд звонила на прямую линию, когда наш Президент общается с россиянами и задавала один и тот же вопрос, как он относится к тому, что у нас нет Всероссийской детской организации, которая бы объединила всех учеников, независимо от типа учебного заведения, региона и т.д. Что-то вроде пионерской (хотя название может быть каким угодно) организации со своим современным взглядом на мир. Мне кажется, это было бы здорово. Чем не национальная идея? К сожалению, ответа нет, но если будет ещё такое мероприятие, буду звонить снова.