Брошюра на адаптацию и психические процессы.
ГБПОУ КК ЕПК
Игры и упражнения на адаптацию и психические процессы
Автор-составитель:
Колесник А.А. Преподаватель:
Великановская Л.А.
год
Игры и упражнение на психические процессы
Память
Игра на развитие памяти младших школьников
Игра проводится на уроках математики. Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить. Нарисуйте по памяти. Расскажи, как ты запоминал. (Рисунок просматривается не более 2 секунд, затем закрывается).
Цель: развитие осознанного восприятия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Придумай историю со словами"
Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами материала (логических ассоциаций).
Ребенку предлагаются слова. Их необходимо перегруппировать, объединив по какому-нибудь признаку, чтобы было легче запомнить. Потом из всех этих слов надо придумать историю:
Медведь
Тележка
Пчела
Колокольчик
Ромашка
Ваза
Кот
Солнце
Вода
Воздух
Мышление
Игра "Противоположность".
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".
Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
Игра "Простые рисунки"
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".Правила игры: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете.
Внимание.
Игра «Топ-Хлоп»
Педагог говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко») ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают») – топает.
Упражнение "Следи за своей речью"
В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Речь.
Стихи для дифференциации звуков [з] - [ж]
Медвежата.
Не знали медвежата,
Что колются ежата. И давай с ежатами играть,
как с медвежатами. Вдруг медвежата в слезы:
- Ежики - занозы!
Испугались ежики
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.
Скороговорки
Клара у Вали играет на рояле.
На Ерему напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
Бублик, баранку, батон и буханку. Пекарь из теста испек спозаранку.
Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.
Воображение.
Упражнение «Незаконченные фигуры»
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Завершение рассказа»
Детям предлагается начало, какого – либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись». Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут.
Рассказ можно оценить по следующим критериям:
- законченность рассказа;
- яркость и оригинальность образов;
- необычность поворота и сюжета;
- неожиданность концовки.
Игры и упражнения на Адаптацию
Упражнение «3дравствуйте».
Звучит музыка, ребята двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. После игры проводится обсуждение, кто какие чувства испытывал во время упражнения?
Практическая игра «Встаньте те, кто...».
Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте, кто...» и называет какое- либо качество, например, кто, считает себя добрым, умным справедливым» и так далее. Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.
Упражнение. «Какие качества мы ценим в себе».
Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом, записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка. Затем Ведущий предлагает ребятам из каждого цветка выбрать 2 наиболее важных качества, которые они ценят в себе и в других людях. Каждая группа выбирает только два лепестка, и ребята выкладывают один общий цветок.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Ребята делятся на пары. Встают один за другим. Тот, кто стоит впереди - слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Затем меняемся местами. Обсуждение - что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается чувство доверия и ответственности за своего товарища.
Игра «5 фактов общего»
Ребятам необходимо разбиться на пары, и найти 5 фактов общего за 30 сек, не учитывая внешних признаков и социального положения, по окончанию 30 сек объединиться с другой парой и найти в этой группе 5 фактов общего и т.д. Задача игры заключается в том, что бы объединить все пары в одну группу.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215