Методическая разработка по психологии на тему Психические процессы и состояния


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел 1: Общая психология
Тема: «Психические процессы и состояния»
Специальность:
31.02.01. Лечебное дело
углубленная подготовка
Купино
2016
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин
Протокол № « » 2016г
Председатель _________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2016
Пояснительная записка
к методической разработке теоретического занятия дисциплины «Психология» по теме «Психические процессы и состояния».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на лекционном занятии в рамках специальности 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
З 3 Психические процессы и состояния
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описания хода занятия», «Входного контроля знаний реализация ОК 4» (приложение №1), «Изложения нового материала реализация ОК1, ОК4, ОК10,З1» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий на осмысление и систематизацию полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З3»(приложение№4), «Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Психические процессы и состояния
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: Дать знания о структуре личности
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).
3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); развивать способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием (ОК8); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:
З3 – Психические процессы и состояния
Формируемые компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 7; ОК 8;ОК 10; ОК 13

Междисциплинарная интеграция:
Русский язык и культура речи
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07

Возрастные особенности психики человека
Внутридисциплинарная интеграция:
Психические процессы и состояния
Структура личности
Социальная психология
Приемы психической саморегуляции

Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, задания для самостоятельной работы студентов.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом,
Основная : Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012. с. 109;
Дополнительная: Островская И.В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва , 2006 с150
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемыхкомпетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы. 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Входной контроль знаний (приложение №1) ОК 4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 10 мин Использование активных форм опроса с указанием цели:
-«Мозговой штурм»
4. Изложение нового материала ОК1, ОК 4, ОК10, З3. (Приложение №2) 50мин Формирование теоретических знаний
5. Физкультминутка
реализация. ОК 13 (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 5 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК2, ОК 4; ОК8, З3
(приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания 10 Закрепить у студентов те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
7. Подведение итогов
(приложение №5) 5 мин. Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
8. Самостоятельная внеаудиторная работа ОК8 5 мин. Работа с лекционным материалом,
Всего 90 мин Приложение №1
Теоретическое осмысление учебного материала
«Мозговой штурм»
Какие познавательные процессы вы знаете?
Для чего они нужны?
Приложение № 2
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различныхформах психического явления. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие конец, проявляющиеся в виде реакции. психические процессы подразделяются на познавательные, к ним относятся ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, воображение, речь; эмоциональные —эмоции и чувства; волевые — решение, исполнение, волевое усиление
Психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Это потребность, эмоции, чувства, внимание.
С помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент; они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.
Познавательная деятельность начинается с ощущений, в результате которых в главном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущение — простейший психический процесс, чувственное познание мира.
Ощущение— это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств— это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
а)рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов инаходящихся на периферии центральной нервной системы;
б)проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
в)центральных корковых отделов анализаторов, где происходит«обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызываютвозбуждение в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов.
В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — в центральной извилине.
Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Её определяют:
индивидуальные особенности организма;
возраст;
переутомление;■ заболевания;
снижение чувствительности при алкоголизме;
влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.Все ощущения имеют общие закономерности:
пороги ощущений;
адаптация;
контраст;
сенсибилизация;
последовательные образы.
Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.
Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 секунду.
Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом.
Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 секунду.
На величину абсолютного порога могут влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Смысл адаптации — привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители. Если человек после яркого света попадает в темноту, то в первое время он ничего не видит. А через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем и их детали.
При заболеваниях адаптация снижается.
Контраст ощущений — это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.
Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у слепых людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувствительность, у глухонемых — повышается зрительная чувствительность.
Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, называются экстерорецепторы (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные), во внутренних органах — интерорецепторами, рецепторы мышц и связок — проприорецепторами.Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения — субъективные образы объективного мира. Ощущения различают по качеству, силе и длительности. Каждое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.
Различают следующие виды ощущений:
экстерорецептивные (внешние ощущения);
интерорецептивныеощущения (внутренние ощущения);
проприоцептивныеощущения.
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательнымисоставляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Болевые ощущения проявляются в снах.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.
С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.
Нарушения ощущений весьма многообразны:
Гиперестезия — повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний.
Гипестезия — пониженная чувствительность к внешним раздражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях.
Анестезия — отсутствие чувствительности.
Сенестопатия— труднолокализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Парестезия — ощущения жжения, покалывания, стягивания.
Ощущение кожного зуда. Может быть при многих заболеваниях (неврозы, органические поражения центральной нервной системы и периферической нервной системы, болезни почек, крови, кожи и т.д.). Неблагоприятно влияет на психику пациента.
Ощущение боли. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.
Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной. Боль — ценное приобретение эволюции животного мира.
Сильная боль может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических Процессов, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает о себе знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.
Восприятие — воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами.
У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности.
В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подключением прошлого опыта, знаний и умений. Физиологической основой восприятия являются условные рефлекторные связи и деятельность межанализаторных систем. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Огромное значение для медработника имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
К основным характеристикам восприятия относятся константность, предметность, целостность, обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как абсолютное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а другая — фон, как более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета и фон — образ окружающего предмет пространства.
При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое: правило подобия — чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе; в единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой «хорошей формой», т.е. обладающие симметрией или периодичностью; правило «общей судьбы» — множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно — как единый движущийся объект (это правило применимо тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель); правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.Еще одной важной характеристикой восприятия является его обобщенность. Оно обозначает отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или подчерка, которым он написан. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно сказать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.
Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Константность, предметность и обобщенность придают образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.
На качество восприятия оказывают значительное влияние такие психические функции, как мышление и эмоции. Например, больной в подавленном состоянии, при депрессии все воспринимает более тусклым; человеку в хорошем настроении все представляется в более ярких и радужных красках. Очень наглядно это проявляется при восприятии времени. Если нам хорошо и приятно, то время бежит быстро. Если мы вынуждены ждать или находимся в плохом настроении — оно тянется бесконечно.
В клинической практике ощущения и восприятия имеют большое значение. Наблюдательность врача, медсестры поможет уловить изменения цвета лица больного, особенности мимики, походки и других признаков, что может иметь диагностическое значение.
Для терапевта, например, важным является чувствительность слухового анализатора (выслушивание тонов сердца и особенностей дыхания), для дерматовенеролога и инфекциониста — зрительного (особенности сыпи)., для хирурга — тактильной чувствительности (манипулирование на ощупь) и т.д.Медработник должен знать о влиянии различного рода ощущений на состояние человека. Например, красный цвет оказывает возбуждающее действие, зеленый и синий — успокаивающее, черный и серый — угнетающее. Особенности звукового воздействия давно используются в музыкотерапии.
Расстройства восприятий
Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.
1.Иллюзии — это искаженное восприятие реального объекта.
Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).
2.Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта.
При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.
Агнозии — это нарушения узнавания предмета.
Дереализация— искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение № 4
Осмысление и систематизация полученных знаний.
Верно или неверно
Восприятие — это отражение отдельных свойств предметов.
Профессия накладывает отпечаток на восприятие окружающего.
В большинстве случаев сигналы, поступающие из внутренних органов, не осознаются.
Воспитание влияет на ощущение боли.
Формирование образа представления предполагает непосредственное действие предмета на органы чувств.
Потеря доверия к медперсоналу может усиливать восприятие боли.
Пациент не может самостоятельно управлять своей болью.
Палочки позволяют различать цвета.
Состояние носа влияет на оценку потребляемой пищи.
Выбрать правильный ответ
1.Нарушения восприятия:
а)сенестопатии;
б)анестезия;
в)кожный зуд;
г)галлюцинации.
2.Человек зашел в полутемную комнату и увидел там сидящего человека. Это:
а)иллюзия;
б)галлюцинация;
в)норма;
г)все ответы верны.
3.Недостаток внешних раздражителей может привести к:
а)жалобам на скуку;
б)поискам острых ощущений;
в)углубленному самоизучению;
г)все ответы верны.
4.На ощущение боли может влиять:
а)воспитание;
б)аутогенная тренировка;
в)алкоголь;
г)опыт общения с медицинскими работниками;
д)все ответы верны.
5.Иллюзии могут возникнуть у здорового человека:
а)верно;
б)неверно.
6.Гипестезия — это:
а)отсутствие чувствительности;
б)повышенная чувствительность;
в)пониженная чувствительность;
г)неприятные ощущения неопределенного характера внутри тела.
7.Апперцепция — это:
а)восприятие внешних признаков человека;
б)зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека;
в)восприятие, возникающее без реального объекта;
г)искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.
8.Интероцептивные ощущения:
а)в большинстве случаев не осознаются;
б)отражают движения нашего тела;
в)отражают качественные особенности окружающих предметов;
г)помогают распознавать запахи;
д)позволяют различать цвета.
Приложение №5
Критерии оценивания
Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов.
1 вариант
Оценка «5» - проставляется за 17 правильных ответов
Оценка «4» - проставляется за 16 правильных ответов
Оценка «3» - проставляется за 15 правильных ответов
Оценка «2» - проставляется за 14 и менее верных ответов
Приложение № 6
Эталоны ответов
Верно или неверно
1— неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно;
8 — неверно; 9 — верно;
Выбрать правильный ответ
1. г; 2. г; 3. г; 4. д; 5. а; 6. в; 7. б; 8. а.