Word. Шокан Уалиханов — историческая личность исследовательская работа 24 с



Тема: «Шокан Уалиханов- историческая личность»
Секция: География
Подготовила:
Руководитель проекта:
2015-2016 учебный год
Аннотация
 Сегодняшнее мероприятие мне бы хотелось начать словами Нурсултана Абишевича Назарбаева из книги «В потоке историй»: « Почему мы изучаем историю и придаем ей особое значение? Потому, что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра? Потому, что каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Потому, что каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».
ШоканУалиханов- великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, филолог, путешественник. Замечательные слова высказаны выдающимся русским ученым, первым редактором трудов Шокана Уалиханова, Николаем Ивановичем Веселовским. Он писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов… Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов».
ШоканЧингизовичУалиханов много писал, менее чем за десять творческих лет он создал более ста трудов, статей, заметок, черновых набросков и художественных зарисовок, посвященной разной тематике. Его труды отличаются оригинальностью постановки важнейших проблем, тщательностью их разработки и высоким мастерством научного и литературного стиля в описании и систематизации материалов по географии, истории, материальной и духовной культуре родного края и народов Востока. Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его наблюдения , записи были переведены на несколько языков. Но почему же мы мало интересуемся нашим же замечательным предком?! В этих целях, мы решили взять историческую личность- Шокана Уалиханова.
План работы
1. Введение
Ш. Уалиханов- историческая личность.
2. Основная часть
2.1 Время постижений знаний
2.2 Ш. Уалиханов- этнограф
2.3 Поездка на Иссык-Куль
2.4 Дипломатическая поездка в Кульджу
2.5 Опасное путешествие в Кашгарию
2.6 Шокан Уалиханов – художник
2.7 Тяжелая болезнь…
2.8 Память. В топонимике и архитектуре
2.9 Мое предложение
3. Заключение
1.Введение

В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов.
Выдающийся сын казахского народа, разносторонне одаренный ученый Шокан Чингизович Уалиханов родился в то время, когда активно развивались политические и культурные связи между казахским и русским народами. Замечательные слова высказаны выдающимся русским ученым, первым редактором трудов Ш. Уалиханова, Веселовским. Он писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов… Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов».
Во второй половине 18 века прадед Шокана, правитель Среднего жузаАблай хан установил дипломатические отношения с Россией и Китаем. Уалихан, старший сын Аблая и дед Шокана, придерживаясь политики Аблая, продолжил упрочение установившихся с русским народом дружеских отношений. Бабушка ШоканаАйганымаже была первой ласточкой среди казахских дочерей, кто хорошо знал свою историю и родословную, богатое устное народное творчество и традиции, кто сумел понять и оценить эти отношения. Несмотря на протест родственников, она отдала сына Чингиза в Сибирское линейное казачье училище. Проучившись в нём четыре года, Чингиз не только знал несколько языков, но и овладел знаниями по истории, географии и другим наукам. Сразу после окончания училища 23-летний Чингиз был назначен старшим султаном только что образовавшегося Аманкарагайского округа. В том же году он женился на Зейнеп Шорманкызы, с которой был помолвлен еще в детстве.
В 1844 году центр Аманкарагайского округа был перенесен с Кунтимеса в Кусмурын, и с тех пор стал называться Кусмурунским округом. Здесь Чингиз жил со своей семьей около 20 лет. У него было семеро сыновей и пятеро дочерей. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Чингиза Уалиева. Он – внук последнего казахского хана Уали и правнук выдающегося государственного деятеля – хана Абылая. Шокан – ласкательное имя, данное его бабушкой Айганым. До 10-ти лет Шокан воспитывался дома, в казахской юрте, в родном ауле. Его отец был образованным человеком, оказал содействие многим культурным начинаниям в степи. Он был и незаурядным музыкантом, играл на кобызе и домбре, любил устраивать в своем ауле музыкально-поэтические состязания, в которых участвовали прославленные певцы, поэты и музыканты.
Смолоду любивший охоту Чингиз брал с собой Шокана. С детства Шокана окружали акыны-импровизаторы, любимые народом певцы, аксакалы, русские ученые. Это повлияло на пытливого и любознательного мальчика и определило его выбор. С семи лет он учился в школе, открытой отцом на Кусмурунской зимовке.Кусмурунская школа заметно отличалась от других школ. Среди основных предметов ее учебной программы были история, география , математика, восточные языки ( чагатайский, персидский, арабский), литература на чагатайском языке, а также казахские легенды и сказания.
Как только маленький Шокан освоил грамоту, он начал помогать своему отцу, записывая различные варианты эпического сказания « Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Едыге».
Братья Шокана также росли любознательными, сообразительными и хваткими на знания. Особо одаренными среди них был Сакып-Керей (домашние называли его Козеке). Обладавший тонкой романтичной натурой, он рано ушел из жизни. Но его мелодичные песни и глубокие по содержанию сказания успели завоевать народную любовь. Козыке был ближайшим другом и неразлучным спутником Акан- серы. Позже они вместе написали ставшие популярным песни «Айкок» , «Тюпайкок», «Сырымбет». На смерть Шокана Козыке сложил песню «Наказ кок».
Другой младший брат Шокана- Макажан (Макы) очень хорошо рисовал. Он получил образование в петербургской школе для детей со слабым слухом. Благодаря Шокану он поддерживал отношения с известными людьми того времени.
Не без влияния Шокана увлекся русской культурой и литературой брат Махмуд. Он знакомился с приезжими русскими учеными, писателями ,инженерами и впоследствии сохранял с ними дружеские отношения. Особенно часто гостили у него ученые из Западно- Сибирского отделения Географического общества, а порой и даже из самого Петербурга.
В такой семье рос и воспитывался будущий ученый и просветитель казахского народа Шокан Чингизович Уалиханов. Шокан Валиханов является основоположником казахской просветительной демократической идеологии в условиях феодального застоя.
2.1 Время постижений знаний
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. Годы учебы оказали большое воздействие на формирование внутреннего мира будущего гения. Там преподавали многие языки, историю и литературу, занятия вели высокообразованные педагоги, передовые представители русской интеллигенции. Шокан отличался от сверстников талантливостью, много читал, с интересом изучал географию, историю Казахстана, народов Центральной Азии, знакомился с произведениями русской классической литературы, с критическими статьями В.Г.Белинского, с изданиями А.И.Герцена.
На втором году обучения Шокан все свое свободное время проводил за чтением приключенческой литературы. С одной стороны, это помогало освоить язык, с другой, давало очень много сведений по любимым предметам: географии, истории, литературе. На уроках Шокан задавал учителям неожиданные вопросы. Весь класс знал, что он увлекается чтением книг. Шокан увлекался всем, что имело отношение к истории народов. Он с великим интересом рылся в древних китайских источниках, которые содержали сведения о Средней Азии и Казахстане. Читая их, молодой ученый погружался в глубины знаний, чтобы познать историю формирования родного народа, историю народов Азии. Окончив кадетский корпус, Шокан оказался всесторонне подготовленным к научной деятельности. Еще в годы учебы учителя уже предполагали, что из него выйдет в будущем замечательный ученый- востоковед. В старших классах учебная программа усложнилась, добавились новые учебные дисциплины, кроме военных, появились такие предметы, как история, русская и зарубежная литература. Физика, геодезия, немецкий и французский языки, основы философии.
Особенный интерес питал Шокан к урокам географии. Преподаватель географии Евгений Иванович Старков был человеком преклонных лет, много повидавшем на своем веку. Он всегда пребывал в задумчивости, однако ни одно его слово не произносилось впустую. Во время урока учитель не забывал упомянуть о казахской степи.
Николай Федорович Костылецкий вел русский язык и литературу. Уроки его проходили в виде свободных дружеских бесед. Костылецкий неплохо знал арабский, персидский и турецкий языки. На этих уроках Шокану становился понятным смысл знакомых ему с детства арабских, персидских слов.
На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие преподаватели Н.Ф.Костылецкий и Василий Петрович Лободовский. Шокан знал востоковеда Н.И.Березина, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, друг Шокана, будущий ученый Григорий Николаевич Потанин отмечали эрудицию Шокана.
Эти незаурядные личности, какими являлись учителя Шокана, способствовали зарождению у него интереса к науке. В последние годы учебы и по ее завершении Шокан Уалиханов приобрел много друзей, особенно сблизившись с С.Ф.Дуровым, писателем Ф.М. Достоевским.
По окончании кадетского корпуса в 1853 году, 18-летний Мухаммед -Ханафия Шокан Уалиханов пополнил ряды офицеров, и ему было присвоено звание корнета. Таким образом, успешно окончив военную учебу, Шокан остался в Омске и был принят в 6 полк Сибирского военного казачества.
2.2 ШоканУалиханов– этнограф
Необычайно широк круг интересов Шокана Уалиханова. Знание многих восточных и европейских языков позволяло ему непосредственно обращаться к письменным источникам и знакомиться с современными ему научными исследованиями не только русских, но и зарубежных специалистов. Прочной основой для его научных изысканий являются богатейшие личные материалы и впечатления, собранные во время почти беспрерывных экспедиций и путешествий по Средней Азии и Казахстану. Заметное место среди них занимают проблемы этнографии и истории культуры Азии и Казахстана. Отдельные вопросы этнографии, замечания и фактические материалы в большей или меньшей содержатся почти во всех его работах. В одной из них, например, ученый сообщает, что «этнографические очерки, статические сведения, исторические известия, памятники народной литературы уйсуней и дикокаменной орды составляют несколько тетрадей в моих записках». Значительны этнографические сведения по культуре и быту народов Средней Азии и Казахстана, как и многие теоретические положения, сделанные Шоканом Уалихановым. Эти ценные сведения не утратили своей научной значимостью и в настоящее время. Научное наследие талантливого исследователя свидетельствуют о многогранности его научных интересов. Так, Ш. Уалиханов в своих работах в той или иной степени затрагивает почти все основные проблемы и направления этнографии. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Большое внимание ученый уделял вопросам этногенеза и этнической истории казахов. Наиболее четко свое мнение по происхождению казахского народа он выразил в «Письме к профессору И.П. Березину»: «Все данные, собиранием которых я теперь занимаюсь, … подтверждают , что народ казах образовался от союза разных племен турецких и монгольских во время междоусобий в Золотой Орде» . Большим подспорьем для дляШокана при изучении истории своего народа явились труды великих ученых, которых он читал в подлиннике, а также сделал переводы отрывков некоторых из них на русский язык. Будучи широко эрудированной личностью, он особый интерес проявлял к истории своего народа. С этой целью обращался к работам великих предшественников. Как известно, он изучал в подлиннике труды Мухаммеда-Хайдара Дулати, Кадыргали Жалаиры.
В статьях «Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсацкой Орды», «Киргизское родословие», «Записки о киргизах», «О киргиз-кайсацкой Большой Орде» и других он подробно рассматривает историю многих древних тюркоязычных племен, вошедших в состав несколько народов: узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков и туркмен.
Ученый придавал большое значение сбору и записи произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, причитаний, песен, поэм, героического эпоса и т.д. Среди записанных им образцов фольклора можно назвать песни об Аблае, песни Урака, песни Шуна-батыр и «Образцы причитаний (песня Бухар-Жырау по Аблаю)», поэма «Козы Корпеш –Баян Сулу», легенды «Ер Кокше» и «Ер Когай». Ш. Уалиханов особое внимание уделял древним верованиям казахов, записывал все обряды, связанные с ними, а также пословицы и поговорки, которые имеют морально-этнический смысл и сегодня: «Сон- покой души, совесть- радость души»; «Ум-безбрежный океан, желание-крылатый конь»; «Мужа хранит Бог, а гвоздь-сапог»; «Голове откуда беда?-от языка».
2.3 Поездка на Иссык-куль
В 1856 г. Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль. По мере продвижения в глубь, стала меняться погода. В воздухе ощущалась влажность, потянуло прохладой. Шокан, по своему обыкновению, вынул дорожную тетрадь и стал быстро записывать накопившиеся впечатления «…Если б не снег и дождь, можно было по узкой тропинке подняться
Ғылыми жобаның толық нұсқасын жүктеу ақылы.
Ғылыми жобалар жалпы қойылатын талапқа сай дайындалған.
Уорд нұсқасы, аңдатпалар, пікірлері, күнделігі және көрнекі жасалынған тұсаукесері (презентация) ғылыми жобаның құрылымы жүйеленген толық нұсқасын құрайды.

Ол үшін халық банкінің 4402 5735 5419 3229 шотына (ЖСН 750115401055)
Каспий банк депозитіне ЖСН 750115401055 номеріне ақша аударып,
немесе
Qiwi кошелек арқылы 8-701-859-48-75 (телефонға емес) номеріне 2500 теңге аударып, осы номерге телефон соғып, қажетті ғылыми жобаңызды айтасыз немесе saulealt@mail.ru поштасына не ватсапқа түбіртектің сканерленген түрін салып, қажетті ғылыми жоба тақырыбын жазып жібересіз.
Хабар алынысымен Сіздің поштаңызға қалаған ғылыми жобаңыздың толық нұсқасы салынады.
Сондай-ақ, өзіңізде бар ғылыми жобаның толық нұсқасымен айырбас жасауға болады, сіз онымен сайтымыздың толыға түсуіне көмектесесіз!!!
Байланыс телефоны (ватсап) : 8-701-859-48-75 Сауле

Осы сайт арқылы ала аласыздар!!!
ОҚУШЫ ҒЫЛЫМИ ЖОБАЛАРЫ
2500 ТЕҢГЕДЕН
Бастауыш сыныпқа арналған ғылыми жобалар:
Қарбыздың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 29 бетҚауынның адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 27 бетДәрілік өсімдіктердің емдік қасиеттері ғылыми жоба 44 бетЖолжелкеннің емдік қасиеттері ғылыми жоба 20 бетЛимон жемісінің таңғажайып әлемі ғылыми жоба 22 бетТүймедақтың емдік қасиеттері ғылыми жоба 24 бетБақбақтың емдік қасиеттері ғылыми жоба 22 бетҚұрма - құнардың қайнар көзі ғылыми жоба 37 бетҮкі - киелі құс ғылыми жоба 13 бетШайдың құпия сыры ғылыми жоба 23 бетТотының тоқсан тарауы ғылыми жоба 26 бетӘсемдік пен әдеміліктің символы - тауыс құсы ғылыми жоба 18 бетТасбақа - төзімді жануар ғылыми жоба 16 бетСудың құпия сырлары ғылыми жоба 27 бетЗәйтүн жемісі мен майының адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 24 бет Төрт түліктің бірі - сиыр ғылыми жоба 22 бетСахар сабынығылымижоба 23 бетФелинотерапия және мысықтар әлемі ғылыми жоба 26 бетҚырғауыл - сезімтал құс ғылыми жоба 18 бет HYPERLINK "https://infourok.ru/ord-kirpi-meni-tikenekti-dosim-ilimi-zhoba-bet-1143856.html" \o "Word. Кірпі, менің тікенекті досым ғылыми жоба 14 бет" \t "_blank"
Кірпі, менің тікенекті досым ғылыми жоба 14 бет
Қызылша және оның пайдасы ғылыми жоба 25 бетИтмұрынның емдік қасиеттері ғылыми жоба 21 бетАлма жемісінің пайдасы ғылыми жоба 30 бетҚамыстың тұрмыста және шаруашылықта қолданылуы ғылыми жоба 22 бетІшекқұрттар, олардың адам ағзасына әсері ғылыми жоба 27 бетЖелден жүйрік жануар ғылыми жоба 20 бетЖыл иесі - жылан ғылыми жоба 20 бетЖұмбақтар сыры ғылымижоба 18 бетЖаңғақ жемісінің қасиеттері ғылыми жоба 22 бетЖергілікті жердегі жануарлар мен жәндіктерді емдік мақсатта қолдану ғылыми жоба 27 бетАқсуым - арымдай, Жабағылым - жанымдай ғылыми жоба 26 бетАдыраспан - киелі көп ғылыми жоба 16 бетКереметі көп киелі ағаш ғылыми жоба 24 бетҚұлпынайдың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 32 бетОшағанның емдік қасиеттері ғылыми жоба 20 бетТаңқурайдың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 20 бетҚарақаттың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 24 бетМақсырдың пайдасы ғылыми жоба 25 бетКүнбағыстың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 24 бетҚиярдың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 24 бетҚырыққабаттың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 30 бетСарымсақ - сансыз ауруға ем ғылыми жоба 25 бетПияздың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 25 бетШырғанақ (облепиха) жидегінің емдік қасиеттері ғылыми жоба 27 бетҚызанақтың адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 25 бетАнар - жеміс-жидектердің патшасы ғылыми жоба 25 бетЖүзім - дертке шипа болатын жеміс ғылыми жоба 23 бетШие жемісінің адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 25 бетСәбіз және оның адам ағзасына пайдасы ғылыми жоба 25 бетСан қырлы сырдың иесі, сүлікте емнің киесі ғылыми жоба 16 бетДәруменге бай - асқабақ ғылыми жобаКиелі сандар сыры ғылыми жоба7 санының қасиеті ғылыми жобаМақал-мәтелдердегі киелі сандардың мәнін ашу ғылыми жобаҚазақтың байырғы өлшемдері ғылыми жобаЧисла в пословицах и поговорках
Этнопедагогика (бастауыш)
Қазақтың ұлттық ағаш ою-өрнегінің этномәдени қызметі ғылыми жоба 28 бетҚазақтың ұлттық киім үлгілері ғылыми жоба 25 бетЗергерлік әшекей бұйымдар жиынтығы ғылыми жоба 20 бетАта салтым - асыл қазынам (ерулік туралы) ғылыми жоба 17 бетАқ тілеудің белгісі - бата ғылыми жоба 16 бетСабақ жоспарлары
Көркем жазу сабақ жоспарлары 34 сағат 1-4 сыныптар 2500
Бейнелеу өнері 1, 5, 6 сыныптар толық сабақ жоспарлары500
Қазақ тілі мен әдебиеті бойынша ғылыми жобалар тізімі
Ә.ҚОҢЫРАТБАЕВТЫҢ ТОТЫНАМА ЕРТЕГІЛЕРІНІҢ ШЫҒУ ТАРИХЫОРАЗБЕК СӘРСЕНБАЙ КӨРКЕМСӨЗ ШЕБЕРІҚ.ӘБДІҚАДЫРОВТЫҢ МЫҢ БІР ТҮН ЕРТЕГІСІМАҚАЛ-МӘТЕЛДЕРДЕГІ КИЕЛІ САНДАРДЫҢ МӘНІН АШУМ.МАҚАТАЕВ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ҰЛТТЫҚ РУХҚ ӘБДІҚАДЫРОВ ШЫҒАРМАЛАРЫНЫҢ КӨРКЕМДІК ЕРЕКШЕЛІКТЕРІҒАНИТӘРБИЕСІНДЕӨСКЕНҒҰЛАМААЛАШТЫҢАРЫСЫ, ЖАСТАРДЫҢКӨСЕМІЖАЛЫНДАПӨТКЕНЖАСҒҰМЫР (ҒАНИМҰРАТБАЕВТУРАЛЫ)СЫР СҮЛЕЙІ - БҰДАБАЙАЛМА ҚЫРАУБАЕВА - ӘДЕБИЕТТАНУШЫ ҒАЛЫМ, КЕМЕҢГЕР ҰСТАЗӨшпес ән мен тозбас жырдың дүлдүлі(Нартай Бекежанов туралы)
О.Сәрсенбайдың «Бақыт құсы» повесіндегі диалект сөздер
Қорқыт туралы аңыз бен ақиқат
Абай – дана, Абай – дара қазақта
Қазақ сатирасының бала тәрбиесіне әсері (О.Әубәкіровтың сықақ өлеңдері бойынша)
Халқына пана болған – Бала би
18 Ұлытаудың ұланы – Жүрсін Ерман
19 Халық даналығына баулудағы мақал – мәтелдердің тәрбиелік мәні
20. Дала академигі Ы.Жақаевтың көркем әдебиеттегі бейнесі
Қазақстан тарихы бойынша
Өзгент қаласы және оның Сыр өңірі тарихындағы маңызы ҒЫЛЫМИ ЖОБАҚазақ хандығының құрылуы және нығаюы ҒЫЛЫМИ ЖОБАТүркі жұртының мұраты – Мәңгілік Ел
Ұлы Жібек жолының Сыр бойындағы тармақтары
Шиелі халқының тарихы және әлеуметік жағдайлары
Ыбырай Жақаевтың ерен еңбек жеңістері – патриотизм үлгісі
Еңбегімен ел таныған тау тұлға (Ы.Жақаев туралы)
Ақ күріштің атасы – Ыбырай Жақаев
Физика бойынша
Уран өндірісінің жергілікті халықтың әлеуметтік жағдайына ықпалы! ҒЫЛЫМИ ЖОБААтом өнеркәсібінің элитасы ҒЫЛЫМИ ЖОБАИнформатика бойыншаХХІ ғасыр ғылыми техникасы - ұялы телефон. ҒЫЛЫМИ ЖОБАWi-Fi-дың пайдасы мен зияны ғылыми жоба 24 бетХимия бойынша
Жасыл өндіріске – жасыл химия арқылы ҒЫЛЫМИ ЖОБАБиология бойынша
Спирттің бидай өсімдігіне мутагендік әсері ҒЫЛЫМИ ЖОБААғылшын тілі бойынша
Ағылшын және қазақ мақал-мәтелдерінің ұқсастықтары мен ерекшеліктері ғылыми жобаМатематика бойынша
Қазақтың байырғы өлшемдері ғылыми жобаСимметрия – ғажайып әлем
Математика және табиғат
Ғылыми жобалар жалпы қойылатын талапқа сай дайындалған.
Уорд нұсқасы, аңдатпалар, пікірлері, күнделігі және көрнекі жасалынған тұсаукесері (презентация) ғылыми жобаның құрылымы жүйеленген толық нұсқасымен.
Ғылыми жобаның толық нұсқасын Алтынбекова Сауле Алтынбекқызы сайты арқылы ала аласыз!
Осы сайттан басқа да сан алуан тақырыптағы қызықты ғылыми жобаларды, диплом жұмыстары мен сабақ жоспарларын кезіктіреcіз!
Байланыс телефоны (ватсап) : 8-701-859-48-75 Сауле