Ибрай Алтынсарин — великий казахский педагог и просветитель
«Тохтаров орта мектебі» КММ
КГУ «Тохтаровская средняя школа»
«Ыбырай Алтынсарин: қазақтың ұлы ағартушы - педагогі»
сынып сағаты
Классный час
«Ибрай Алтынсарин: великий казахский педагог – просветитель»
2016 жыл2016 год
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим классный час, посвященный 175- летию со дня рождения великого педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина «Ибрай Алтынсарин – великий казахский педагог- просветитель». В нашей Республике его имя носят 50 школ, Рудненский социально - гумитарный колледж, Аркалыкский государственный педагогический институт и с 1996 года – Национальная академия образования.
Имя Ибрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Многогранная творческая и общественная деятельность Ибрая Алтынсарина была направлена на приобщение казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.
Духовное наследие Ибрая Алтынсарина представляет собой бесценное образовательно-воспитательное содержание, является примером плодотворного и нелегкого самопознания человека. В объяснении ответа на вопрос «Какая сила приводит в движение весь этот мир, почему так прекрасен и гармоничен мир?» Ибрай Алтынсарин выбрал доступную форму изложения – в виде стихотворений и коротких рассказов. И самое известное из них – «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека, которые имеют ценность только в руках облагороженного человека с открытой душой к познанию не только окружающего мира, но и своего внутреннего мира, духовного начала в самом себе и окружающих.
Ученик 4 класса Наурузбаев Мансур.
Бір кұдайға сыйынып
Кел, балалар, оқылық
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!
Істің болар қайыры,
БастасаңызАллалап.
Оқымаған жүреді
Қараңғыны қармалап
Кел, балалар, оқылық
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!
Ученик 3 класса Куандык Елнур.
Поклоняясь Единому богу,
Давайте, дети, учиться,
В памяти крепко навек
Прочитанное сохраните!
Ученик 3 класса Канапиянов Канат.
Дело пойдет успешно,
Если начинаете с именем Аллаха,
Знайте, неграмотный бродит
Словно слепой в темноте.
Ученик 3 класса Махамбетов Ринат.
Давайте, дети, учиться
В памяти крепко навек
Прочитанное сохраните!
Ученик 3 класса Сипко Павел.
Если будете учиться,
Знаний увидите свет.
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Давайте, дети, учиться,
В памяти крепко навек
Прочитанное сохраните!
Детям очень нравятся рассказы и стихи Ибрая Алтынсарина, которого казахи называют еще и первым в степи народным учителем.
Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года в Затобольском районе Костанайской области. Его отец умер, когда мальчику было три года. Маленький Ибрай воспитывался в доме своего деда — известного бия Балгожи Жанбурчина. Дед хотел, чтобы его внук стал образованным и культурным человеком. Поэтому, когда в городе Оренбурге открылась новая школа, Балгожа Жанбурчин первым записал в ученики своего внука Ибрая.
Ибрай Алтынсарин за все время пребывания в школе учился только на «отлично» и неоднократно получал благодарности.
Так как Ибрай учился и жил вдалеке от дома, дед с внуком часто переписывались. Письма эти писались обычно стихами.
Вот строки из одного письма деда Ибраю:
Ты, наверно, скучаешь и рвешься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдет стороной
Станешь грамотным — будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.
После окончания школы Алтынсарин работает сначала переводчиком, а в 1860 году ему разрешают открыть новую школу для оренбургских детей. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Собрав у местного населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. Вскоре оно было закончено. Это здание сохранилось до нашего времени.
С этого дня Ибрай Алтынсарин посвящает себя обучению детей грамоте, открывает школы для казахских ребятишек, детей русских переселенцев, школу для девочек. В этих школах дети обучались русскому и казахскому языкам, математике, географии, истории и другим наукам.
Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным.
Ибрай Алтынсарин составил казахский алфавит, написал множество стихотворений и рассказов.
Ученик 4 класса Жалнин Владислав.
Строит дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет.
Не успеешь и моргнуть —
Весть пришла из дальних стран.
Сколько месяцев сюда
Шел бы тихий караван!
Ученик 4 класса Штукерт Артем.
Люди спорят с быстротой
Птиц парящих в небесах.
А друзья — огонь, вода —
Совершают чудеса.
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых.
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
Ученик 4 класса Демисенов Амир.
Знающему — это все
Стало ясным навсегда.
А безграмотный, дивясь,
Будет жить впотьмах года.
О достоинстве коня
Не узнаешь без байги.
Пусть услышит мир большой
Наши смелые шаги.
Ученица 4 класса Гофман Милана.
Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
Мы в невежестве глухом
Бородами обросли.
Для народа своего
Мало пользы принесли.
Ученик 4 класса Багмет Григорий.
Пусть пословица живет
В каждой ясной голове:
«Честь джигита, красота —
В совершенстве, мастерстве».
То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
Творчество Ибрая Алтынсарина.
Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы. Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И. Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.
В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.
Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И. Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.
Много сил и энергии И. Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.
Литературная деятельность И. Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.
Итак, кто знает стихи Алтынсарина.
Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».
А теперь прослушайте рассказ «Чистый родник»
Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец.
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому, что мы действуем разумно!
Ибрай Алтынсарин
перевел на казахский язык произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова. И. Алтынсарин создал более 100 произведений. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И. Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ибрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
В 1989 году отмечалось 150-летие со дня рождения И. Алтынсарина. В г. Аркалыке открыт музей, на берегу р. Тобол установлен надгробный памятник, его именем названы районы, аулы, уч. заведения, горная вершина, ледник в Жетысу Алатау, Казахская Академия образования. С 1983г. утверждена медаль им.И.Алтынсарина, которой удостаиваются лучшие педагоги и ученые республики.
Обобщим немного наш классный час и вы ответите на вопросы небольшой викторины:
Вопросы викторины:
В каком году родился Ибрай Алтынсарин? (1841 год).
Место рождения И. Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
В каком году И. Алтынсарин был назначен на должность инспектора школ?. (1879г.).
В каком городе были открыты женские училища? (г. Иргиз).
Сколько лет писал И. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).
В каком городе учился Ибрай Алтынсарин? (Оренбург).
Стихи, каких поэтов переводил Ибрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
Сколько литературных произведений создано И.Алтынсариным? (Более ста).
На этом, ребята, наш классный час окончен. Молодцы! Спасибо !