Проект Чокан Валиханов – герой нашего времени


Чокан Валиханов – герой нашего времени.Подготовила учитель казахского языка и литературы ГУ «Новоселовская СШ»Корпач Зарина ДастановнаПроект Цель: воспитание патриотического духа и любви к Родине, чувство гордости и ответственности, социализация подрастающего поколения на примере изучения жизни и творчества выдающегося сына казахского народа – Чокана Валиханова. Задачи: углубление и обобщение знаний о жизни и деятельности Ч. Валиханова, раскрытие многогранности его личности среди учащихся и их родителей путем проведения интеллектуальной игры. Содержание проектаПодготовительный этап;Отборочный тур;Интеллектуальная игра «Поле чудес»;Рефлексия. 1. Подготовительный этапДанный этап реализации проекта начался с поиска информации о жизни и деятельности Ч. Валиханова, в результате чего была разработана викторина, а также вопросы для проведения интеллектуальной игры «Поле чудес». 2. Отборочный турДля отборочного тура подготовленные вопросы для викторины были опубликованы в школьной газете «Школьная жизнь». Так как газета распространяется как среди учащихся, так и среди родителей, победителями викторины были и родители. Таким образом, отборочный тур прошли трое учащихся среднего звена, трое учащихся старшего звена и трое родителей. При подготовке к игре участники стали посещать читальные залы школьной и сельской библиотеки, искали информацию на просторах интернета. Вопросы викторины в школьной газете:Дата рождения Ч.ВалихановаКак связан Ч. Валиханов с Костанайской областью? Первая тройка игроков - Учащиеся среднего звена Федоров Вильгельм, Харченко Наталья, Чижкова Валерия Задание для первой тройки игроковВесной 1858 года Чокану было поручено отправиться в командировку за рекой Или и принять участие в экспедиции полковника Хоментовского в разборе споров между родами Старшего жуза и противостояния между киргизскими родами Бугу и Сарыбагыш. В начале апреля Валиханов отправился в путь. По дороге он посетил Семипалатинск, где повидался с Ф. М. Достоевским. Фёдор Михайлович показал поручику свою новую оду, посвящённую коронации Александра II. Валиханов постарался, чтобы новое творение писателя дошло до Санкт-Петербурга. Далее Чокан Валиханов отправился на Каркыру, приток реки Чарын. Там он впервые услышал о киргизской легенде про великого богатыря Манаса и о том, что легенда так велика, что «её можно рассказывать три дня и три ночи». 26 мая 1856 года Валиханов записал одну из высокохудожественных частей легенды «Поминка Кукетай хана», и этот день вошёл в историю, как дата первой записи эпоса Манас. Помимо этого Чокан записал ряд других легенд и сказаний кыргызского народа, сделал несколько рисунков. Далее по дороге посетив укрепление Верное и Алтын-Эмель, главной целью поездки являлось налаживание торговых отношений России с Китаем, он отправился… Вопрос: куда отправился поручик? в Кульджу Вторая тройка игроков - Учащиеся старшего звена Бердалиев Алибек, Батыров Бауржан, Колумбаев Азамат Задание для второй тройки игроковИнструкция министерства иностранных дел гласила: «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения». За время поездки в туда (указывая на табло), Валиханов сделал множество записей и рисунков о традициях, жизни и деятельности китайцев, а также узнал много нового о Кашгарии и всерьёз заинтересовался её исследованием. Обратный путь Чокана вновь пролегал через Семипалатинск, куда поручик приехал в конце октября-начале ноября. Когда Чокан вернулся с поездки, он заехал в Семипалатинск, посетив свего друга, который познакомил его с известным географом и путешественником П. П. Семёновым (впоследствии Семёнов-Тянь-Шанский). Вопрос: Мы должны узнать фамилию друга Чокана Валиханова (Демчинский) Третья тройка игроков - родителиФедорова Е.М., Искатова Ж.А., Малярчук Л.А. Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (перевод). Вопрос: Как называли уйгуры Кашгарию? (Алтышахар)Задание для третьей тройки игроков В финал вышли:Колумбаев Азамат, Федорова Е.М., Федоров Вильгельм 1853 год — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте.Вопрос: Назовите должность, которую он получил в 1854 (адъютант)Задание для финала Супер-игра для супер-мамыПобедитель игры «Поле чудес» - Федорова Е.М. Задание для супер - игрыВ июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой Он путешествовал под псевдонимом.Вопрос: Под каким именем путешествовал Чокана Валиханов с купцом Мусабаем Тохтубаевым? (Алимбай) Федорова Елена Михайловна- мама двух сыновей и одной дочери. Активистка, член родительского комитета. Сыновья Елены Михайловны учатся хорошо, один из них, Вильгельм, стал победителем викторины и был приглашен на игру «Поле чудес». Как и мама, Вильгельм вышел в финал. Как говорит Елена: «С детьми надо делать уроки и читать книги вместе: и дети узнают что-то новое и я. К игре мы тоже готовились вместе».Победитель игры «Поле чудес» Рефлексия Участникам было предложено оставить отзыв о проведенной игре следующим образом: нарисовать свою ладонь и закрасить палец, который соответствует их мнению. Значения:Большой палец: Было интересно, и я узнал для себя что-то новое и Ч. Валиханов для меня является примером.Указательный палец: Было просто интересно и ничего нового я не узналСредний палец: Я ожидал большегоБезымянный палец: Было не интересноМизинец : меня не интересует жизнь и деятельность Ч.Валиханова