Доклад по СБО Привитие навыков самообслуживания на уроках СБО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
городского округа Рошаль Московской области
Доклад
«Привитие навыков самообслуживания
на уроках СБО»
Учитель трудового обучения:
Чугунова И.А.
Январь
2017 г
« Привитие навыков самообслуживания на уроках СБО»
Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют уроки по социально-бытовой ориентировке.
Уроки СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировке в окружающей их жизни.
Поэтому на уроках социально-бытовой ориентировки ставлю задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержание в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.
У наших детей обучение навыкам самообслуживания не происходит самопроизвольно, а составляет целое направление работы педагогов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.
Основные направления работы на уроках СБО по привитию навыков личной гигиены и самообслуживания по темам:
— « Жилые помещения » даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении на уроках проводится большая работа.
— «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
— «Питание» — умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу проводим
по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учим пользоваться ножом и вилкой.
— «Охрана здоровья» — привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.
Самое важное при подготовке к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребенку будет легко работать. Наблюдая за ребенком, определяем, что именно ему дается ему трудно. Обдумываем, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу.
Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для учащихся, которые учатся достаточно быстро,- это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро,- много маленьких. Между навыками самообслуживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содержать в порядке дом, пролегает граница. Навыки самообслуживания: умение правильно одеваться и обуваться, самостоятельно пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, навыки личной гигиены, умение правильно вести себя за столом, будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок должен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет продолжать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы.)
В этом направлении учителем ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
— как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
— как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
— как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
— как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно)
— уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
— правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
— качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Ценность этого метода в том, что в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт учеников.
Экскурсии проводятся таким образом, чтобы ученики не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
Например, ученики должны не только уметь ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение различных отделов, но и уметь выбрать и оплатить покупку, попросить необходимое у продавца получить сдачу, завернуть и положить покупку в сумку. С ребятами мы проводим общеознакомительные экскурсии (например, в магазины, на автостанции и т.д. )На уроках СБО ученики приобщаются к творчеству, обучаются готовить и красиво оформлять блюда, учатся различным видам сервировки стола: чайного а) фито- чая, б) с бутербродами, в) праздничного. Общаясь с педагогами и друг с другом, ребята учатся жить рядом с другими, учитывая их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, воспитывают самостоятельность и уверенность в себе.
Навыки самообслуживания можно считать усвоенными только в том случае, если ребенок знает, к о г д а и к а к и м и н у ж н о в о с п о л ь з о в а т ь с я, и проверяет, х о р о ш о л и он и м и воспользовался.
Таким образом, в систему занятий СБО по привитию навыков личной гигиены и самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.