МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ


морфологические признакиприлагательного у причастия
Цели: выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия; закрепить полученные о причастии знания; учить находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доске выполняется синтаксический и морфологический разбор из домашнего упражнения; объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении; определить вид и время причастий (устно); к выделенному слову подобрать однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.
III. Орфографическая диктовка.
Развевающееся знамя, приближающийся велосипедист, приветливо улыбающаяся хозяйка, развивающаяся промышленность, происходящие события, расположившиеся на отдых туристы, комментарий совершаемых событий, приближающийся троллейбус, удивляться удавшемуся маневру, восхищаться расстилающейся степью, объяснивший дорогу прохожий.
– В записанных причастиях укажите глагольные признаки.
– Найдите главные слова в словосочетаниях:
расстилающейся совершаемых приветливо на отдых.
(Вывод: причастия могут быть не только зависимыми словами, но и главными.)
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Просклоняйте сочетание:
красное развевающееся знамя.
– Что общего вы заметили при склонении прилагательного и причастия?
2. Запись в тетради.
ПРИЧАСТИЕПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1) согласуются с существительным в роде, числе, падеже;
2) в предложении чаще всего бывает определением;
3) имеют полную и краткую форму:
лед покрыт полыньями; знамя красно.
V. Закрепление.
1. Прочитайте текст (распечатан и лежит перед каждым на столе). Озаглавьте. Определите тип текста (устно).
Выпишите словосочетания укажите признаки глагола и прилагательного (в скобках).
Огромное туман..ое кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ноч..ного неба, казалось темной крещенской проруб..ю. Такой же загадоч..ной, таинствен..ой, от которой ждешь (не)бывалого и удивительного. Этот гиган..ский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной (не)было (не)скольких светящ..хся звездочек, внушающих (не)которую (не)уверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх. (Ф. Нестеров.)
2. Тестирование.
1) Найдите словосочетание с причастием:
а) глиняная ваза (красный флаг);
б) пораженный красотой (краснеющий плод);
в) масленый пирог (дремлющий старик);
г) маслянистая жидкость (дремучий лес).
2) Укажите причастие:
а) видевший;
б) думая;
в) рассчитав;
г) поспеши.
3) Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:
а) время;
б) вид;
в) наклонение;
г) возвратность.
4) Укажите причастие в форме предложного падежа единственного числа:
а) усыпанные;
б) закутавшийся;
в) нависшим;
г) посмотревшем.
5) Какого морфологического признака нет у причастия:
а) число;
б) род;
в) время;
г) лицо.
6) Укажите причастие в форме винительного падежа единственного числа:
а) намеченную;
б) обслуживаемого;
в) синеющих;
г) позванивающим.
 Домашнее задание: подобрать текст, написанный в публицистическом стиле.