Конспект урока Морфологические признаки глагола у причастия
Тема урока: Морфологические признаки глагола у причастия.
Цели урока:
Обучающие – изучить морфологические признаки глагола у причастия;
Развивающие – стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;
Воспитательная – воспитывать здоровый образ жизни у учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Две тысячи четырнадцатый год,
Февраль, Сочи и
Вся Россия рада!
У нас прошла Олимпиада!
Видеофрагмент
2. Введение темы и задач урока.
СЛАЙД С КОЛЬЦАМИ
- Что перед нами на экране? (олимпийские кольца)
Пять колец на флаге белом,
Меж собой переплелись,
Будто все спортсмены мира
Крепко за руки взялись.
- Символом чего они являются?(символом дружбы)
-А что значит слово олимпиада?
СЛАЙД С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВА
Олимпиада занимает важное место в жизни мирового сообщества. Каждое государство считает для себя большой честью проведение олимпийских игр. Я уверена, что вы многое знаете об Олимпийских играх, так как в прошлом году изучали историю Древнего Мира. Поднимите руки, кто следил за участием наших спортсменов в Олимпийских играх. В этом году в 22 зимних олимпийских играх в Сочи участвовали спортсмены более 80 стран. Это около2800 спортсменов, они соревновались в 7 видах спорта. Вот и мы сегодня на уроке проведём свои малые олимпийские игры по русскому языку по теме "Морфологические признаки причастия".
СЛАЙД С ТЕМОЙ
А девизом наших игр будет "С малой удачи начинается большой успех"
СЛАЙД С ДЕВИЗОМ
Дату игр и тему запишите в тетрадь.
Посмотрите внимательно на тему, ключевые слова темы вам подскажут задачи нашего урока. (открываю задачи.)
Итак, Вам предлагается следующая программа.
Сегодня во время игры мы повторим морфологические признаки глагола, вспомним, что такое причастие и сформулируем морфологические признаки причастия. А помогать нам определять правильно мы двигаемся к финишу будут олимпийские кольца. Вперёд!
3. Актуализация знаний.
У каждого спортсмена тренировка начинается с разминки. Мы не будем отходить от этого правила. Проведем словарную разминку.
На доске три столбика слов с пропущенными орфограммами. Ребята каждого ряда - это отдельная команда. По очереди каждый выходит и вставляет в слово пропущенную орфограмму. Кто быстрее. Итак, начали.
1 ряд
чу..ствовать
об..являть
пр..гореть
со..нце
р..стение
(не)большой
стекля...ый
(не)ряха
Я проверяю, находим ошибки, исправляем, объявляю ряд победителей и раздаю жетоны.
Посмотрите, мы справились с этим заданием, первое олимпийское кольцо подтверждает это.
1 КОЛЬЦО
Разминка закончена мы начинаем основные соревнования. Давайте вспомним те задачи. которые мы поставили в начале урока.
Повторить морфологические признаки глагола.
Перед вами текст.
Один день.
Светае., просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..
Жду, жду – не едет. Бегу, бегу, бегу. Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю
Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, натягиваю, засыпаю.(68 слов)
1)Устная работа:
1. О чем этот текст? Как вы считаете, можно ли такого ученика считать здоровым человеком? Почему?
2. Что необычного в этом тексте? (состоит из глаголов)
3. Что такое глагол?
4. А какие морфологические признаки имеет глагол?
4. А сейчас – задание на смекалку: Кто быстрее сосчитает количество глаголов в тексте?(58)
2) Продолжаем соревнования. Сейчас ученик от каждого варианта подойдёт к доске. Выпишите из текста
1 вар- 2 глагола настоящего времени и 2 вар. -2 глагола прошедшего времени и определить у них время, возвратность и вид.
Давайте посмотрим. кто справился.( выявляем ошибки и получаем жетоны)
Молодцы! Справились!
2 КОЛЬЦО
Состязание прошло успешно, посмотрите, мы решили эту задачу, а какая следующая. (озвучивают дети, появляется слайд)
Вспомним, что такое причастие.
Давайте вспомним, что такое причастие? Приведите примеры.
3)Синтаксическая пятиминутка (дифференцированные задания):
Задание: составить с одним из причастий, придуманных вами, словосочетание. Те, кто чувствуют в себе силы, могут составить предложение.
Поднимите руки, кто составил предложение. Получают жетон.
Проверяют словосочетания.
3 КОЛЬЦО
2. Обратимся к нашей записи на доске и в тетради. Давайте образуем от выписанных глаголов причастия. Записывают на доске .
Учитель: На соревнованиях спортсмены берут тайм-аут. Мы также сделаем минуту отдыха.
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
9встают у парт)
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад
Как деревья ветер гнёт
Так качаемся мы в лад
(наклоны назад - вперёд)
Головой теперь покрутим.
Так мы думать лучше будем!
Поворот и поворот
А потом наоборот
Встанем дети на носочки
(руки вверх)
На зарядке ставим точку.
-Отдохнули? Возвращаемся на стадион.
Беседа:
1. Сравните слова в 1 и 2 столбиках: причастия и глаголы.
2. Мы определили у глаголов вид, возвратность, время.
3. Можно ли это же сделать у причастия?
Какие будут ваши мнения?
Посмотрим, кто был прав, откроем учебник на странице 217, рассмотрите таблицу.
4. Какие морфологические признаки причастие унаследовало от глагола?
(вид, время, возвратность). Посмотрите , мы успешно справились и с этим заданием, об этом нам говорит
4 кольцо.
А сейчас закрепим наши знания, выполните упражнение 506 ( работа в парах с взаимопроверкой с доски). Поднимите руки, кто допустил ошибки.
Жетон тем, кто не ошибся.
5 КОЛЬЦО
Вот и закончились игры. Девиз наших игр: "С малой удачи начинается большой успех". Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху (указать на девиз). И мне хотелось бы узнать у вас, что сегодня на уроке вам удалось, и над че ещё надо поработать.
Откройте конвертики, что лежат у вас на столах. Что вы там увидели? (талисманы олимпиады). Достаньте их
Кому было легко сегодня на уроке, кто всё понял, выберите талисман олимпийского мишки. Покажите мне. Встаньте.
У кого были небольшие затруднения - выберите талисман зайчика.
А кому сегодня на уроке было очень трудно выберите талисман леопарда. Те, у кого были небольшие трудности в ближайшее время мы их устраним, не переживайте.
Дом раб. упр.507. Желающим выполнить творческое заданиеЯ тоже предлагаю составить режим дня , используя причастия.
Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать.
У нас есть лидеры, те кто получил 5 или более жетонов они получают медали и оценки «5» - называем несколько человек. Но сегодня проигравших нет. Все участники получают сладкий приз
Спасибо за урок : Новых вам свершений, всего доброго.