Причастие, его значение, морфологические признаки, роль в предложении. Составление диалога.

ТЕМА . Причастие, его значение, морфологические признаки, роль в предложении. Составление диалога.

Цель: повторить грамматические признаки прилагательного и глагола, ознакомить учащихся с признаками причастия, формировать их умение различать причастие и прилагательное, дать учащимcя понятие о причастии, формировать их умение различать причастие и прилагательное, дать понятие о причастии как особой форме глагола; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, учебная презентация.

ХОД УРОКА

І. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1. Теоретическая часть. Несколько учащихся излагают материал о прилагательном и глаголе как части речи – полный, логичный, с примерами.
Слайд 1



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Практическая часть
Слайд 2,3
Выполнение заданий:
Списать, определить вид глагола.
Писать – переписать, собрать – собирать, свистеть – засвистеть, бежать – сбежать.
Записать глаголы, поставив их в форму 3 лица множественного числа настоящего времени.
Бороться, вертеть, видят, моют, белеют, стелют.
Слайд 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Спишите, согласуя прилагательное с существительным.
(Синяя) ленту, (шёлковый) трава, (чёрные) дрозд, (большие) крыльями, (морская) гладью, (сына) благодарность, к (высокий) зданию, (мужество) поступок.
Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

ІІ. ИЗУЧЕНИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Упражнение для наблюдения
- Сравните слова: желтый (лист) желтеет (лист)желтеющий (лист)
В первом словосочетании желтый прилагательное выражает постоянный признак, изменяется по родам, числам, падежам; желтеет – глагол, указывает на действие, вид, время; желтеющий выражает временный признак (в настоящем и прошедшем времени), изменяется по родам, числам, падежам.
- Какую часть речи поясняет прилагательное? причастие? (Обе части речи поясняют существительное, поэтому изменяются одинаково)
- Чем отличается глагол от причастия? ( Причастие не спрягается)

Слайд 4.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. Работа с учебником.
Упр.167 (теоретический материал).

Слайд 5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Назовите свойства прилагательного, глагола.









Слайд 6.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Обратите внимание с помощью каких суффиксов образуются причастия
Слайд 7.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


ІІІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа с учебником.
Упр.168 (письменно)
Упр.169, 170 (устно)
Практическая работа
Слайд 8.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Упр. 173. Прочитать текст «Причастие», ответить на вопросы.
Упр. 174. Придумать диалог, содержание которого было бы связано с темой «Причастие»
ІV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Найдите «лишнее» слово в каждом ряду.
Колющий, коловший, колючий, колотый.
Висячий, висящий, висевший.
Вытягивающий, вытяжной, вытягивавший, вытягиваемый.
Планирующий, планировавший, планируемый, планированный, плановый.
Найдите в предложениях причастия
Внимание охотников привлёк растущий дуб.
Догоравший костёр еще дымился
Прочитанная книга лежала на столе
Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

Слайд 8.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


4. Подберите к словосочетаниям причастие+существительное однокоренные словосочетания прилагательное+существительное

Слайд 9.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
V. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое причастие? С помощью каких суффиксов оно образуется? На какие вопросы отвечает?
- Чем отличается причастие от прилагательного?

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

15