Презентация на тему Стили речи. Разговорный стиль. Письмо


СТИЛИ РЕЧИ Подготовила: Григоренко П.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ Шипуновской СОШ им.АюВ. Луначарского СТИЛИ РЕЧИ Стиль от латинского stylus – остроконечная палочка.Стиль – качество написанного, умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.Признаки каждого из стилей:а) с какой целью говорим;б) в какой обстановке говорим;в)речевые жанры;г) языковые средства выражения;д) стилевые черты речи. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ 1. Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.2. Использование в официальной обстановке.3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.4. Терминологическая и профессиональная лексика.5. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ 1. Сообщение, информирование.2.Использование в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности).3. Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги(заявление, рапорт, докладная). ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 1. Функция воздействия через средства массовой коммуникации.2. Использование в официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.3. Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 1. Изображение и воздействие на читателя.2.Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, комедия, трагедия и др.3. Использование всех богатств лексики.4. Образность, эмоциональность, конкретность речи, использование возможностей разных стилей. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Общие признаки:неофициальность;непринужденность общения;неподготовленность речи, ее автоматизм;преобладающая устная форма общения (обычно диалог, возможен монолог). Характерные языковые средства, создающие особенности разговорного стиля В лексике и фразеологии: конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических)Словообразовательные особенности:Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.(лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности:-к (свечка, ночевка), -яга (работяга, деляга); -яти- (дохлятина, пошлятина); -ша (докторша, билетерша).Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, похудать).Использование удвоения слов (большой-пребольшой, черный-черный). В морфологии:1. Нет преобладания существительного над глаголом, глаголы встречаются чаще. 2.Чаще, чем в художественном стиле, употребляются личные местоимения и частицы (в том числе и разговорные: вот, ну, ведь).3. Употребляются притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена).4. Редко употребляются краткие прилагательные, причастия; деепричастия почти не встречаются.5. Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на –у ( из дому, в отпуску, нет сахарку).6. Тенденция: не склонять первую часть собственного имени ( к Иван Иванычу); не склонять составные числительные (из двести тридцать пять); склонять аббревиатуры (в РАНе).7 Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения;односоставные предложения, широко распространены безличные;вопросительные и побудительные предложения; порядок слов в предложении свободный; яркий разговорный характер имеют глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац о землю); повторением сказуемого (и делать не делает). Формы разговорного стиля: 1.Устная :диалог, полилог, реже монолог.2. Письменная :записки, частные письма (дружеские, любовные), СМС-ки. Лексическая работа Эпистола (от латинского) – «послание».Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.Эпистолярный жанр – один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.Адресант (нем. Adressant) – отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.Адресат ( от франц. adresser) – адресовать, направлять, т.е. получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление.Постскриптум (от лат. post scriptum – после написанного) – приписка к оконченному и подписанному к письму, обозначаемая обычно латинскими буквами P.S. Характерные признаки личного письма: Включение в письмо не только общеупотребительных слов, но и просторечий, архаизмов, профессионализмов, диалектизмов.Речь письма синтаксически разнообразна (простые нераспространенные предложения, неполные и односоставные предложения, разнообразные по цели высказывания).Предложения с однородными членами, вводными словами, междометиями, обращениями.Использование риторических вопросов. Структура письма: Обращение, слова приветствия (Здравствуй(те), привет…);Содержательная часть (вести о себе, вопросы адресату);Заключительная часть (пожелания и прощание; этикетные формулы: до скорого…желаю…жду ответа…всего доброго…).Указание на автора письма. Число. Рекомендации к оформлению личного письма Адрес пишущего указывается в правом верхнем углуДатаОбращениеВ начале письма автор обычно а) благодарит адресата за ранее полученную корреспонденцию; б) извиняется, что не писал раньше.Основная часть письма. В ней должны быть раскрыты все аспекты, указанные в задании.В конце письма автор обычно упоминает о дальнейших контактах (используются фразы-клише).Завершающая фразаПодпись автора. Рекомендации к оформлению личного письма Адрес пишущего указывается в правом верхнем углуДатаОбращениеВ начале письма автор обычно а) благодарит адресата за ранее полученную корреспонденцию; б) извиняется, что не писал раньше.Основная часть письма. В ней должны быть раскрыты все аспекты, указанные в задании.В конце письма автор обычно упоминает о дальнейших контактах (используются фразы-клише).Завершающая фразаПодпись автора. Формат неформального письма 1. Адрес отправителя (правый верхний угол) ::::: пропуск::::::: 2. Дата ::::: пропуск3. Обращение: Dear (First name), ::::: пропуск::::::::4. Этикетное: благодарность, извинение за задержку ::::: пропуск::::::::5. Тело письма (по заданию; каждый абзац с новой строки после пропуска) ::::: пропуск:::::::: ::::: пропуск:::::::6 Этикетный конец письма (Сlosing 1-2) ::::: пропуск::::::::7.Прощальная фраза (Signing off) ::::: пропуск::::::::8. Имя (только имя) Письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька» «Милый дедушка, Константин Макарыч!...И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (ремень) за то, что я качал ихнего ребенка в люльке и по нечаянности заснул.А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька» Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.А Москва город большой. Дома все господские, и лошадей много, а овец нету, и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал такие лавки, где ружья всякие, на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька» Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи – для Ваньки.Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.Адрес: На деревню дедушке Константину Макарычу». А.А.ШишковуАвгуст – ноябрь 1823 г. Из Одессы в Тульчин С ума ты сошел, милый Шишков; ты мне писал несколько месяцев тому назад: Милостивый государь, лестное наше знакомство, честь имею, покорнейший слуга… так что я и не узнал моего царскосельского товарища. Если заблагорассудишь писать ко мне, вперед прошу тебя быть со мной на старой ноге. Не то мне будет грустно. До сих пор жалею, душа моя, что мы не столкнулись с тобой на Кавказе; могли бы мы и стариной тряхнуть, и поповесничать, и в язычки постучать. Впрочем, судьба наша, кажется, одинакова, и родились мы, видно, под единым созвездием. Пишет ли тебе общий наш приятель Кюхельбекер? Он на меня надулся, бог весть почему. Помири нас. Что стихи? Куда зарыл ты свой золотой талант? Под снега ли Эльбруса, по тифлисскими ли виноградниками? Если есть у тебя что-нибудь, пришли мне – право, сердцу хочется.Обнимаю тебя – письмо мое бестолково, да некогда мне быть толковее. А.П. А.Н.Керн25 июля 1825 г. Михайловское Я имел слабость просить у Вас разрешения Вам писать, а вы легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное Вашей хорошенькой ручкой.Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела встреча наша у Олениных. Лучше, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, - это стараться не думать больше о Вас. Если бы в душе Вашей была хоть капля жалости ко мне, Вы тоже должны были бы пожелать мне этого, - но ветреность всегда жестока и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.Прощайте, божественная, я бешусь и я у Ваших ног. А.Н.Керн25 июля 1825 г. Михайловское P.S. Снова берусь за перо, ибо умираю от тоски и могу думать только о вас. Надеюсь, Вы прочтете это письмо тайком, - спрячете ли Вы его у себя на груди? Ответите ли Вы мне длинным посланием? Пишите мне обо всем, что придет Вам в голову, - заклинаю Вас. А.П.