Урок русского языка Языковые средства книжных и разговорного стилей.



Управление образования и науки Липецкой области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области "Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П."
Разработка урока
с кадетской составляющей
по русскому языку
в 9 классе
Учитель русского языка и литературы
КАРИХ Жанна Владимировна
ЛИПЕЦК 2017
Языковые средства книжных и разговорного стилей. Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Расширить знания учащихся о языковых средствах разговорного стиля; прививать навык его грамотного использования;
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Воспитывать чувство самоконтроля по отношению к речи.
Оборудование: мультимедийный проектор
этап содержание методические приемы
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Командир сдает рапорт учителю Принцип психологической комфортности, создание ситуации успеха
2.Актуализация знаний Фронтальный опрос. Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Эти знания пригодятся вам при сдаче ОГЭ (задание 6).
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики) – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Проверьте, все ли стили вы назвали?

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых,в дружеских посланиях и др. В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Повторение ранее изученного материала .Учениками подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля
3. Подведение к новой теме, мотивация Фронтальный опрос: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков. Назовите стиль по характеристике. – Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный) – Передача научной информации, термины (научный) – Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой) – Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический) – Художественная литература (художественный) Развитие внимания и мыслительной деятельности учащихся
4. Изучение нового материала Запишем тему урока: «Языковые средства книжных и разговорного стилей». На экране таблица.
общеупотреби-тельнаякнижная разговорная
верх вершина верхушка
лицо лик мордабояться опасаться трусить
Чем различаются стили речи? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Составьте с любым изданных слов словосочетание и определите вид подчинительной связи. Развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение
5. Физкультминутка Музыка и веселые картинки на экране
6. Закрепление изученного материала Закрепление материала. В задании № 6 ОГЭ вы должны будете заменить слово из разговорного стиля на стилистически нейтральный синоним.
1задание. Подберите к словам разговорного стиля нейтральные слова или выражения.
Головушка, бедовая, еловая, садовая, дубовая, мякинная, пустая, ветреная, дурья, дырявая, забубенная, светлая, шальная, соломой набитая, сорви-голова, голова на плечах и хорошо варит.2 задание. -Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
На дворе собака брешет,
А хозяин пузо чешет. (лает)
- Замените слово ЗАКЛИНАЛА стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать. (Убеждала, уговаривала)
- Замените книжное слово ЖАЖДАЛИ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Многие из нас так жаждали расплаты, что бросились вперед немедленно.(желать, хотеть).
- Замените в предложении НЕ ОСКУДЕЕТ земля русская талантливым мужиком выделенное слово стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
- Замените в предложении
Ты и УБОГАЯ,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А.Некрасов)
выделенное слово стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
И т.д.
Комментированное письмо
Работа у доски и в тетрадях

Самостоятельная работа .Взаимопроверка тетрадей
7. Рефлексия Мне понравилось на уроке… Сегодня я понял… Подведение итогов урока Обобщить, сделать выводы
8. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок Домашнее задание
Командир командует "Урок окончен" Запись домашнего задания в дневник