Дополнительная образовательная программа кружка « Юный растениевод» на 2016-2017 учебный год
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №___ от «__» _______2016 г. ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №__ от «__» ________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
_________О.Г.Пархоменко/
Приказ №__
от «__» _________2016 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка « Юный растениевод»
на 2016-2017 учебный год
Направленность: эколого-биологическая деятельность.
Возраст: 11-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Коротковой Н.В. в 2016 году.
п.г.т. Анна
Пояснительная записка
Знания данной программы создают основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека. За основу программы взят сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией И.В. Костинской «Исследователь природы».1983г. 2.Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение
Москва._Просвещение,2007.
Рабочая программа разработана в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и примерными требованиями к образовательным программам (Примерные требования к программам дополнительного образования детей, Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844). Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая. Тип программы: модифицированная. Программа объединения «Юный растениевод»
Срок реализации: Данная образовательно-воспитательная программа составлена на 1 год обучения. В 1 год обучения - 144 ч.- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.
Возраст воспитанников: 12 - 16 лет. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений воспитанника с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше подростки тянутся к природе.
Общение с природой очень полезно воспитанникам этого возраста. У подростка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люд
Уровень реализации: начальное и основное общее образование.
Уровень усвоения программы: углубленный, профессионально-ориентированный.
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, практический.
Теоретическим вопросам отводится не более 10-15 минут на каждом занятии
Новизна программы заключается в применении современных методик преподавания; педагогических технологий в проведении занятий, в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Актуальность программы
Образовательная программа «Растениеводство» особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка весьма существенно влияет на семейный бюджет и уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, подготовке почвенных смесей, выращиванию рассады и уходу зa растениями в открытом груше. 'Это поможет- детям стать хорошими помощниками старшим в решении многих практических вопросов при возделывании овощных культур на своих участках.
В программе заложены вопросы, которые углубляют и систематизируют знания детей по биологии, экологии и географии: дается, в расширенном объеме в сравнении с программами общеобразовательной школы, информация о биологических особенностях культурных овощных растений, освещаются сортовые особенности районированных культур; изучаются приемы воздействия на рост и развитие растений, а, в итоге, - на формирование урожая.Па занятиях кружка «Растениеводство», учащиеся получают основные знания и практические умения по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений, приобретают навыки исследовательской деятельности.
Знания и навыки, приобретаемые ребятами в кружковой работе, пригодятся им и повседневной жизни, т.к. практически каждый человек имеет дело с растениями (выращивает их дома на подоконнике или в огороде, на даче: свою профессиональную деятельность посвящает растениеводству или просто любит дарить и получать букеты)
Работа с растениями воспитывает у подрастающею поколения бережное отношение к окружающей среде. Это своего рода школа воспитания любви к природе и бережного отношения к ее богатствам.
Опытная работа, проводимая на кружковых занятиях, также имеет большое воспитательное значение. В процессе ее проведения у обучающихся воспитывается творческое отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, способность к планированию своей работы, к организации своего труда. Являясь одним из видов трудового воспитания, способствует физическому, умственному и нравственному развитию воспитанников.
Знакомство с растениями, изучение особенностей их роста и развития и работа с ними развивает у воспитанников интерес к различным областям сельскохозяйственного производства, способность профессиональной ориентации школьников. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше дети тянутся к природе.
Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.
Краткое содержание программы: Растениеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. Особенности растениеводства – выращивание овощных и полевых культур в открытом и защищенном грунте.
Как наука растениеводство изучает биологические особенности растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.
Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше подростки тянутся к природе.
Общение с природой очень полезно обучающимся этого возраста. У подростка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
- принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
- принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
- принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
- принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
- принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихсяЦель программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по природоведению, ботанике вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур, получить начальные профессиональные навыки по растениеводству.
Задачи программы:
Обучающие:
углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями воспитанников;
привить навыки исследовательской работы как в природе, так и в лаборатории;
научиться применять на практике полученные на занятиях знания;
научить работать с определителем растений;
научить обращаться с микроскопом, приготовлять препараты.
Развивающие:
развивать у воспитанников умения самостоятельно работать с популярной литературой по ботанике;
развивать интерес к изучению природы родного края;
развивать интерес к исследованиям и опытничеству;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам;
воспитывать экологически грамотных исследователей природы;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания Предполагаемым результатом реализации данной программы является взращивание творческого потенциала личности, как базиса внутренней потребности к постоянному саморазвитию.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки изучаемого материала, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира.
Проводятся практические работы по размножению растений и уходу за ними. Работа в творческом объединении нацелена на овладение навыками исследования, на знание законов об охране природы.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные сельскохозяйственные культуры;
- агротехнику овощных культур;
- что такое почва;
- полезных и вредных жителей огорода;
- основные болезни овощных культур;
- представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;
- сорные растения;
- правила поведения в природе;
- правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать семена овощных культур;
- правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- проводить наблюдения за овощными растениями;
- проводить наблюдения за природными явлениями;
- работать со справочной литературой;
- собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.
- основные направления содержания деятельности.
Формы и методы работы.
Занятия с воспитанниками организуются группами (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры), и индивидуально (практические и творческие задания, беседы, консультации). Занятия проводятся в традиционной и нетрадиционной формах.
Ведущими методами работы являются метод практической работы (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории, работа в теплицах);
и метод проблемных ситуаций. В процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности.
Метод проблемных ситуаций paзвивает способность у воспитанников мыслить самостоятельно и находить правильное решение.
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов);
игровые (дидактические игры с предметами, словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов),
метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, устных сообщений и т.д.),
практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения; контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков
коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ.
В группе воспитанников используется способ индивидуального подбора заданий посредством выбора обучающимися культуры для индивидуального изучения или решения ситуационной проблемы. Продолжая опытные работы на рассаде, воспитанники на школьном участке наблюдают за растениями, изучают дополнительную литературу и решают проблемную задачу по оптимизации выращивания конкретной культуры.
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
В условиях кружковой работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:
Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью обучающийся познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.) Исследования.
Проведение опытов.
Индивидуальные практические занятия.
Просмотр диафильмов и слайд–фильмов.
Изучение исследовательских работ на сайтах Интернета
2. Экскурсии в природу.
3. Акции. Важное значение имеет участие воспитанников в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления воспитанников в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между обучающимися, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у воспитанников терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
5. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.
6.Выставки.
7. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.
Условия реализации программы
- Через практические и теоретические знания.
- Использование научно-методической литературы:
- учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; видеозаписи; телевизор, видеомагнитофон, компьютер, фотографии о природе Воронежской области.наглядные творческие изделия.
- Через практическую деятельность на учебно-опытном участке.
Для осуществления учебного процесса в учреждении имеется кабинет «Уголок живой природы», соответствующий требованиям санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся. Кабинет оборудован для проведения теоретических и практических занятий.
Основные направления в развитии творческих способностей обучающихся.
- Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Ожидаемый результат.
Программа обучения рассматривает агротехнику овощных культур.
Начиная с осеннего периода, обучающиеся оценивают состояние овощных растений на учебно-опытном участке, составляют план мероприятий.
В результате обучения ребята узнают, что урожай зависит oт сорта и качества посадочного материала, его размещения на пришкольном участке и обеспечения растения основными факторами жизни в определенные фазы его роста и развития, регулярных защитных мероприятий oт вредителей и болезней.
Под руководством педагога обучающиеся оформляют творческую работу по озеленению участка территории, производят расчет, выращивание и посадку растений в грунт, реализуя на практике свой проект.
Учебно-тематический план
№ п\п
Темы занятий
Количество часов
1 Вводное занятие. 4
2 Осенние работы на пришкольном участке 24
3 Осенняя обработка почвы. 14
4 Парники. Теплицы. 10
5 Почва, ее плодородие. 6
6 Минеральные удобрения. 4
7 Зеленые овощи. 8
8 Цветочно-декоративные растения. 8
9 Овощные растения. 8
10 Работа в теплице. 12
11 Весенние работы. 30
12 Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. 4
13 Кладовая здоровья. 4
14 Сорные растения. 4
15 Участие в выставках, конкурсах и других мероприятиях на базе школы. 2
16 Итоговое занятие. 2
Всего 144
Учебно-тематический план
№ п\п
Темы занятий
Количество часов
Всего Теория Практика
1-2 Вводное занятие. 4 2 2
Осенние работы на пришкольном участке 24 6 18
3 Знакомство с пришкольным участком: огород, цветник, теплицы.
Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Редька. Итоговое занятие: «Запасливые корни». 2 0,5 1,5
4 Правила уборки столовых корнеплодов.
Уборка корнеплодов. 2 0,5 1.5
5 Требования к качеству уборки урожая.
Учет урожая. 2 0,5 1,5
6 Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. 2 0,5 1,5
7 Лук - как биологический вид. Ценность лука. Сбор урожая лука. 2 0,5 1,5
8 Способы хранения лука. Просушка перед закладкой на хранение. 2 0,5 1,5
9 Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капусты. Родственники капусты. Итоговое занятие: Игра «Капустник».
Сроки уборки капусты. Уборка кочанов капусты на первоочередное потребление. 2 0,5 1,5
10 Хранение продукции растениеводства.
Подготовка овощехранилища к приему овощей 2 0,5 1.5
11 Обмолот семян цветочно- декоративных растений. Просушка семян. 2 0,5 1,5
12-13 Прополка клумбы после цветочно-декоративных растений 4 1 3
14 Вынос ботвы и закладка компостной кучи 2 0,5 1,5
Осенняя обработка почвы. 14 3,5 10,5
15 Значение осенней обработки почвы. Особенности осенней обработки почвы. 2 0,5 1,5
16 Подготовка инвентаря. Техника безопасности при работе лопатой. 2 0,5 1,5
17-19 Перекопка почвы на пришкольном участке и клумбе. 6 1,5 4.5
20-
21
Заготовка биотоплива. Заготовка почвенной смеси для парников и теплиц. Заготовка почвенной смеси для выращивания зеленых культур в зимних условиях. 4 1 3
Парники. Теплицы. 10 2,5 7,5
22 Значение парника. Подготовка парника к зиме. 2 0,5 1,5
23 Заготовка биотоплива для парника, Заготовка почвенной смеси. 2 0,5 1.5
24 Ручной инвентарь для работы в защищенном грунте. Набивка парников биотопливом и почвенной смесью. 2 0,5 1.5
25
26 Работа в теплице. Замена
почвенной смеси, дезинфекция теплицы. 4 1 3
Почва, ее плодородие. 6 1,5 4,5
27 Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения плодородия почвы. 2 0,5 1,5
28 Почвосмеси. Основные агротехнические приемы, восстанавливающие и повышающие плодородие почвы. 2 0,5 1,5
29 Обработка почвы под основные овощные культуры в связи с их биологическими особенностями.
2 0,5 1.5
Минеральные удобрения. 4 2 2
30 Виды минеральных удобрений. Комплексные минеральные удобрения.Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. 2 2 -
31 Внесение минеральных удобрений. Меры безопасности при работе с удобрениями. Распознавание минеральных удобрений. 2 2 -
Зеленые овощи. 8 2 6
32-
33 Сведения о зеленых овощных культурах. Салат. Укроп. Петрушка. Подготовка ящиков для выращивания зеленых овощных культур в зимних условиях. Подготовка земляной смеси. 4 1 3
34 Укроп. Выращивание укропа. Петрушка. Выращивание петрушки. 2 0,5 1,5
35 Лук-репка на выгонку 2 0,5 1,5
Цветочно-декоративные растения. 8 2,5 5,5
36 Петуния. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 0,5 1,5
37 Астра. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 0,5 1,5
38 Бархатцы. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 0,5 1,5
39 Деление клубней каннов. Подготовка их к выгонке. 2 1 1
Овощные растения. 8 2 6
40 Капуста. Способы выращивания. Сроки посева семян капусты. Подготовка семян капусты к посеву. 2 0,5 1,5
41 Томаты. Разновидность томатов. Способы выращивания. Сроки посева томатов. Подготовка семян томатов к посеву. 2 0,5 1,5
42-43
Подготовка ящичков к посеву. Подготовка земляной смеси. Посев семян томатов и капусты в ящики для рассады. Выращивание рассады. 4 1 3
Работа в теплице. 12 3 9
44-45 Подготовка земляной смеси для пикирования сеянцев цветов. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. 4 1 3
46-47 Огурцы. Сорта и гибриды. Выращивание огурцов в теплице и открытом грунте. Сроки посева. Подготовка семян к посеву. Посев. 4 1 3
48 Признаки готовности сеянцев капусты и томатов к пикировке. Правила пикировки. 2 0,5 1,5
49 Условия для выращивания здоровой рассады. Закалка сеянцев. Уход за рассадой в теплице. Вредители и болезни овощных культур. 2 0,5 1,5
Весенние работы. 30 6 24
50 Подготовка почвы. Высадка семенников каннов на клумбу. 2 0,5 1,5
51-52 Работа на клумбе. Посев однолетников в подготовленную земляную смесь. 4 - 4
53 Работа в теплице. Полив всходов огурцов. Рыхление. Подготовка рассады цветов к высадке на клумбу. 2 0,5 1,5
54 Подготовка почвы для высадки рассады капусты и томатов в открытый грунт. Подкормка. 2 0,5 1,5
55 Биологические особенности овощных культур. Агротехника выращивания. 2 0,5 1,5
56-57 Высадка рассады капусты в открытый грунт. Уход за рассадой в открытом грунте. 4 1 3
58-59 Высадка рассады томатов в открытый грунт. 4 1 3
60-64 Выращивание овощных культур и цветочно-декоративных растений. Уход. Полив. Рыхление. Удаление сорняков. Совершенствование навыков по уходу за растениями. 10 2 8
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. 4 2 2
65 Вредители овощных культур. Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей Работа со справочной литературой.
Кроссворд: «Животные - обитатели огорода». 2 1 1
66 Болезни овощных культур. Меры борьбы с болезнями. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Ознакомление с основными болезнями сельскохозяйственных культур по коллекциям.
Практическая работа:
ознакомление с основными болезнями овощей. 2 1 1
Кладовая здоровья. 4 1 3
67 Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений и их использование. 2 1 1
68 Практические работы:
Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений». 2 - 2
Сорные растения. 4 2 2
69 Важнейшие группы сорняков. Вред, причиняемый сорнякам. Составление ребусов. 2 1 1
70 Практические работы. Работа с определителями и другой справочной литературой. 2 1 1
71 Участие в выставках, конкурсах и других мероприятиях на базе школы. 2 0,5 1,5
72 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2 - 2
Всего 144 38,5 105,5
Содержание программы (144ч)
Введение.
Инструктаж по технике безопасности при работе.
Значение овощных культур в народном хозяйстве.
Основные овощные культуры, их биологические особенности. Биологические особенности овощных культур. Требования овощных культур к условиям выращивания. Понятие о сорте и гибриде.
Осенние работы на пришкольном участке.
Знакомство с пришкольным участком: огород, цветник, теплицы.
Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Редька. Итоговое занятие: «Запасливые корни».
Лук и чеснок. Луковое разнообразие. Чеснок «Змеиная трава»
Итоговое занятие: Игра «Овощные луки».
Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капусты. Родственники капусты. Итоговое занятие: Игра «Капустник».
Томат - необыкновенная ягода. Конкурс «Сеньор помидор».
Уборка урожая овощных культур. Подведение итогов опытов. Понятие о биологической и хозяйственной зрелости сельскохозяйственных культур. Время, сроки и способы уборки
овощных культур. Хранение продукции растениеводства.
Биологические процессы, происходящие при хранении. Требования к условиям хранения.
Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая;
Подготовка овощехранилища к приему овощей.
Практические работы:
Уборка урожая овощных культур, цветочно-декоративных растений, послеуборочных остатков. Сбор семян и листьев.
Изготовление наглядных пособий: гербария и влажных препаратов органов растений. Наблюдение за погодой (температурой, осадками, направление ветра и др.)
Работа с литературой, изготовление наглядных пособий «Наши овощные культуры».
Осенняя обработка почвы. Значение осенней обработки почвы. Перекопка почвы. Внесение удобрений. Заготовка земли. Изготовление наглядных пособий: коллекций почв.
Парники. Теплицы. Значение парника. Подготовка парника к зиме. Заготовка биотоплива для парника. Заготовка почвенной смеси. Ручной с/х инвентарь для работы в защищённом грунте. Набивка парников биотопливом и почвенной смесью. Работа в теплице. Замена почвенной смеси, дезинфекция теплицы.
Почва, ее плодородие. Обработка почвы под овощные культуры. Почвосмеси. Основные агротехнические приемы, восстанавливающие и повышающие плодородие почвы. Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения плодородия почвы.
Обработка почвы под основные овощные культуры в связи с их биологическими особенностями.
Удобрения.
Система применения удобрений под овощные культуры. Значение удобрений для повышения плодородия почвы и улучшения минерального питания растений. Потребность овощных культур в питательных веществах в разные фазы их роста и развития. Основные группы и виды удобрений: органические, минеральные, бактериальные. Микроудобрения. Дозы, способы и сроки внесения. Техника безопасности при работе с удобрениями Уход за овощными культурами.
Практические работы. Определение механического состава, влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы; ознакомление с различными видами минеральных удобрений.
Семена, подготовка их к посеву.
Строение и состав семян. Значение качества посевною материала в повышении урожайности. Показатели качества семян. Определение посевных качеств семян. Приемы и значение подготовки семян к посеву. Условия, необходимые для прорастания семян. Способы посева, глубина заделки, нормы высева в зависимости от биологических особенностей культур.
Практические работы. Распознавание семян важнейших сельскохозяйственных культур по внешним приказам. Подготовка и закладка собранных со школьного участка семян на хранение. Изготовление наглядных пособий (коллекция семян).
Зеленые овощи. Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень. Итоговое занятие: Составление ребусов.
Овощные растения
Значение приемов ухода за растениями, сроки их выполнения в связи с фазами роста и развития растений.
Участие в выставках, конкурсах и других мероприятиях, проводимых на базе школы.
Работа в теплице. Закрытый и защищенный грунт. Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, и их устройство. Условия, необходимые для выращивания рассады и ранних овощей в теплицах и парниках. Понятие о грунтах и почвенных смесях, требования к ним. Характеристика рассадного метода выращивания овощей. Условия, необходимые для прорастания семян. Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур. Правила подготовки рассадных контейнеров. Основы агротехники овощных культур рассадным способом. Способы, сроки, дозы полива. Способы определения необходимости подкормки растений;
Знакомство с техникой пикировки.
Практические работы. Знакомство с устройством парников, теплиц, культурооборот в парниках и теплицах. Подготовка почвенных смесей, набивка рассадных ящиков, посев семян, уход за всходами. Пикировка, уход за рассадой. Выращивание зеленых и ранних овощных культур в теплице и парниках. Закладка опытов по выяснению эффективности различных агротехнических приемов выращивания овощных растений в теплице и парниках. Наблюдение за ростом, развитием растений в парниках и теплицах.
Практические работы:
Определение чистоты, всхожести семян, наблюдения за прорастанием семян при определении всхожести. Подготовка рассадных контейнеров, посев семян овощей. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.
Весенние работы на пришкольном участке.
Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев овощных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур в связи с их биологическими особенностями. Понятие о севообороте и его значении. Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы. Знакомство с опытнической работой; наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов
Практические работы. Посев и посадка овощных культур. Закладка опытов по выяснению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрения. Фенологические наблюдения за подопытными растениями.
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. Наиболее распространенные вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Ущерб, наносимый ими народному хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей и болезнями. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Ознакомление с основными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур по коллекциям. Ознакомление с общим устройством опрыскивателя и опыливателя. Работа со справочной литературой.
Кроссворд: «Животные - обитатели огорода».
Практические работы:
ознакомление с основными болезнями овощей. Работа с тетрадью.
Красная книга Воронежской области. Охраняемые территории и растения.
Практические работы:
Составление докладов.
Кладовая здоровья. Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных и их использование
Практические работы:
Составление сборника «Лечебные свойства овощных».
Сорные растения.
Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности; вред, причиняемый сорнякам; способы борьбы с сорняками в связи с особенностями их развития; понятие о гербицидах и их роль в борьбе с сорной растительностью.
Демонстрация кинофильма и диапозитивов на тему «Полевые сорные растения и борьба с ними» Итоговое занятие: Составление ребусов.
Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой.
Итоговое занятие - выставка по итогам работы объединения за год. Подведение итогов работы за год тест-опрос.
Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод практической деятельности, направленной на допрофессиональное образование обучающихся, организацию разнообразной творческой деятельности.Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как опыты, исследования, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии на пришкольный участок и т.п..Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с воспитанниками тематики , психического состояния и настроения обучающихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у воспитанников интереса к растениеводству, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими обучающимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы объединения «Юный растениевод» становится создание выставки поделок из овощей, организация и проведение опытов и исследований, природоохранная деятельность.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный растениевод» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам сельскохозяйственного труда и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Литература
Авдеев Ю.И. Селекция томатов. Кишинев: Штиинца, 1982. 282с.
Агроклиматические ресурсы Алтайского края (без Горно-Алтайского Ао). Л.: гидрометеоиздат. 1971. 155с.
Алпатьев А.В. Помидоры М: Московский рабочий, 1976. 240с.
Баранов В.Д. Устименко Г.В. Мир культурных растений. М.. Мысль, I994г:
Бактериальные болезни растений / Под ред. В.П. Израильского. Изд.З-е, перераб.и доп. М.: Колос, 1979. 288с.
Бексеев III.Г. Выращивание ранних томатов - Л.: ВО Агропромиздат. 1989. 305с.
Бирюков Д.П. Витамин С в томатах и перце / консервная и плодоовощная промышленность, ч.4 1938.Болотских А.С. Технология возделывания капусты и томата - Харьков; 1992.
Брежнев Д.Д. Томаты - М -Л: Сельхозгиз, 1955. 351с.
Бурлакова Л.М., Татаринцев Л.М., Рассыпнов В.А. Почвы Алтайского края: Учеб. пособие/Алт. СХИ.- Барнаул, 1988. 72с.
Гавриш С.Ф. Томаты. - М.: Россельхозиздат, 1987. 71с.
Доспехов Б.А. Методика полевого опыта - М.: Агроиромиздат, 1985. 351с.
Ганичкина О.Д. Ваш огород. М.. «Арнадия», 1997г. 9.
Колпаков Н.А. Биолого-хозяйственная характеристика и сорта овощных культур - Барнаул.: Изд-во АГАУ, 1998. 126с. 3.
Качинский Н.Д. Почва, ее свойства и жизнь. М. Академия наук СССР. 1951г.
Каратаев Е.С. Советкина В.Е. Овощеводство. Л., Колос. 1975г.:
Кудрявец Д.Б.. Петренко Н.Д. Как вырастить цветы. М.. Просвещение, 1993г.
Kopчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке. М.. Агропромиздат. 1987i.
Корнилов В.Г.. Духанов A.M.. Арутюнов Г.Л. Растения охраняют растения. (рекомендации по использованию растительных препаратов для борьбы свредителями плодово-ягодных, овощных и декоративных культур ). Л., ВИЗ,1989г.
Литвинов С.С. Проблемы экологизации овощеводства России - М.: Россельхозакадемии, 1998. 363с. К. Мартынов СМ. Овощи и фрукты, ягоды = здоровье. М.. Просвещение. 1993г.
Мухин В .Д. Приусадебное хозяйство, серия «Овощеводство», М.. «ЭКСМО -
Пресс», 2001г.;
Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур М.: Колос, 1975.
Овощеводство / Под ред. Тараканова Г.И. - М.: Колос, 1993. 511с.
16.Прохоров И.А., Потапов С.П. Практикум по селекции и семеноводству овощных и плодовых культур. М ., «Колос»,1975. 304 с. с ил. (Учебник и учеб. пособие для высш. С. – х. учеб. заведений).
Советы овощеводам. Изд. 2-е, доп. Барнаул, Алт. кн. изд. 1976. 240с
Пантиелев Я.Х. Овощи на приусадебном участке, Москва 2005, 205с.
Тулупова А.А. Тулупов Ю.К. Овощи Западной Сибири - Барнаул, Алт. кн. изд. 1986. 96с
Календарно-тематическое планирование.№ п\п
Дата проведения Причина Наименование раздела, тема занятия. Кол-во часов Вид контроля
Запланированная Фактическая 1-2 Вводное занятие. 4 Беседа.
Опрос.
Осенние работы на пришкольном участке 24
3 Знакомство с пришкольным участком: огород, цветник, теплицы.
Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Редька. Итоговое занятие: «Запасливые корни». 2 Опрос.
4 Правила уборки столовых корнеплодов.
Уборка корнеплодов. 2 Опрос.
Умение работать с/х инвентарем
5 Требования к качеству уборки урожая.
Учет урожая. 2 Инструктаж. Умение работать с/х инвентарем
6 Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. 2 Опрос. Практическая работа.
7 Лук - как биологический вид. Ценность лука. Сбор урожая лука. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
8 Способы хранения лука. Просушка перед закладкой на хранение. 2 Инструктаж. Практическая работа.
9 Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капусты. Родственники капусты. Итоговое занятие: Игра «Капустник».
Сроки уборки капусты. 2 Опрос. Подведение итога игры. Умение работать с/х инвентарем
10 Хранение продукции растениеводства.
Подготовка овощехранилища к приему овощей. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
11 Обмолот семян цветочно- декоративных растений. Просушка семян. 2 Инструктаж. Умение работать с/х инвентарем.
12-13 Прополка клумбы после цветочно-декоративных растений 4 Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
14 Вынос ботвы и закладка компостной кучи 2 Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
Осенняя обработка почвы. 14
15 Значение осенней обработки почвы. Особенности осенней обработки почвы. 2 Опрос.
16 Подготовка инвентаря. Техника безопасности при работе лопатой. 2 Опрос.Инструктирование. Зачет.
17-19 Перекопка почвы на пришкольном участке и клумбе. 6 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
20-
21
Заготовка биотоплива. Заготовка почвенной смеси для парников и теплиц. Заготовка почвенной смеси для выращивания зеленых культур в зимних условиях. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
Парники. Теплицы. 10
22 Значение парника. Подготовка парника к зиме. 2 Опрос. Инструктирование. Практическая работа.
23 Заготовка биотоплива для парника, Заготовка почвенной смеси. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
24 Ручной инвентарь для работы в защищенном грунте. Набивка парников биотопливом и почвенной смесью. 2 Инструктирование. Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
25
26 Работа в теплице. Замена
почвенной смеси, дезинфекция теплицы. 4 Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
Почва, ее плодородие. 6
27 Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения плодородия почвы. 2 Опрос.
28 Почвосмеси. Основные агротехнические приемы, восстанавливающие и повышающие плодородие почвы. 2 Опрос.
29 Обработка почвы под основные овощные культуры в связи с их биологическими особенностями.
2 Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
Минеральные удобрения. 4
30 Виды минеральных удобрений. Комплексные минеральные удобрения.Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. 2 Опрос.
31 Внесение минеральных удобрений. Меры безопасности при работе с удобрениями. Распознавание минеральных удобрений. 2 Опрос. Практическая работа.
Зеленые овощи. 8
32-
33 Сведения о зеленых овощных культурах. Салат. Укроп. Петрушка. Подготовка ящиков для выращивания зеленых овощных культур в зимних условиях. Подготовка земляной смеси. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
34 Укроп. Петрушка.
Практическая работа. Выращивание укропа и петрушки. 2 Опрос. Практическая работа.
35 Лук-репка на выгонку 2 Опрос. Практическая работа.
Цветочно-декоративные растения. 8
36 Петуния. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 Опрос. Практическая работа.
37 Астра. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 Опрос. Практическая работа.
38 Бархатцы. Подготовка семян к посеву. Посев семян. 2 Опрос. Практическая работа.
39 Деление клубней каннов. Подготовка их к выгонке. 2 Опрос. Практическая работа.
Овощные растения. 8
40 Капуста. Способы выращивания. Сроки посева семян капусты. Подготовка семян капусты к посеву. 2 Опрос. Практическая работа.
41 Томаты. Разновидность томатов. Способы выращивания. Сроки посева томатов. Подготовка семян томатов к посеву. 2 Опрос. Практическая работа.
42-43
Подготовка ящичков к посеву. Подготовка земляной смеси. Посев семян томатов и капусты в ящики для рассады. Выращивание рассады. 4 Инструктирование.Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
Работа в теплице. 12
44-45 Подготовка земляной смеси для пикирования сеянцев цветов. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
46-47 Огурцы. Сорта и гибриды. Выращивание огурцов в теплице и открытом грунте. Сроки посева. Подготовка семян к посеву. Посев. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
48 Признаки готовности сеянцев капусты и томатов к пикировке. Правила пикировки. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
49 Условия для выращивания здоровой рассады. Закалка сеянцев. Уход за рассадой в теплице. Вредители и болезни овощных культур. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
Весенние работы. 30
50 Подготовка почвы. Высадка семенников каннов на клумбу. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
51-52 Работа на клумбе. Посев однолетников в подготовленную земляную смесь. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
53 Работа в теплице. Полив всходов огурцов. Рыхление. Подготовка рассады цветов к высадке на клумбу. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
54 Подготовка почвы для высадки рассады капусты и томатов в открытый грунт. Подкормка. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
55 Биологические особенности овощных культур. Агротехника выращивания. 2 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем
56-57 Высадка рассады капусты в открытый грунт. Уход за рассадой в открытом грунте. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
58-59 Высадка рассады томатов в открытый грунт. 4 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
60-64 Выращивание овощных культур и цветочно-декоративных растений. Уход. Полив. Рыхление. Удаление сорняков. Совершенствование навыков по уходу за растениями. 10 Опрос. Практическая работа. Умение работать с/х инвентарем.
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. 4
65 Вредители овощных культур. Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей Работа со справочной литературой.
Кроссворд: «Животные - обитатели огорода». 2 Опрос. Практическая работа.
66 Болезни овощных культур. Меры борьбы с болезнями. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Ознакомление с основными болезнями сельскохозяйственных культур по коллекциям.
Практическая работа:
ознакомление с основными болезнями овощей. 2 Опрос. Практическая работа.
Кладовая здоровья. 4
67 Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений и их использование. 2 Опрос. Практическая работа.
68 Практические работы:
Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений». 2 Опрос. Практическая работа.
Сорные растения. 4
69 Важнейшие группы сорняков. Вред, причиняемый сорнякам. Составление ребусов. 2 Опрос. Практическая работа.
70 Практические работы. Работа с определителями и другой справочной литературой. 2 Опрос.
71 Участие в выставках, конкурсах и других мероприятиях на базе школы. 2 Анализ лучших работ воспитанников
72 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Тестирование.
Всего 144