Практическая работа Наблюдение за поведением птиц живого уголка
Управление образования администрации
Губкинского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов» города Губкина Белгородской области
Практическая работа
Наблюдение за поведением птиц
Губкин-2015
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования практических умений учащихся является довольно значимой. Познавательный интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы любого учебного процесса. Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности педагога, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих воспитанников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.
Цель: создание условий для формирования практических умений и навыков учащихся.
Задачи:
-обобщить знания о живой и неживой природе;
-познакомить учащихся с основными методами наблюдения за птицами;
-формировать навыки проведения самостоятельных наблюдений, простых экспериментов и измерений.
Оборудование:
- клетка с птицами в уголке живой природы,
- белый хлеб,
- раствор йода,
- набор измерительных приборов.
Ход занятия.
1. Организационное начало занятия.
Педагог. Сколько радостных минут дарят они людям пением и красотой! Как много загадок они задают ещё учёным!
Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят человеку большую пользу и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
2. Основная часть занятия.
Педагог. Основными методами изучения природы являются:
-наблюдение,
-эксперимент (опыт),
-измерение.
НАБЛЮДЕНИЕ
«Старайся наблюдать различные приметы…» С этих известных строк А.С.Пушкина мы и начнем знакомство с одним из методов – наблюдение.
Чтобы лучше понять суть этого метода предлагаю вам простую, на первый взгляд, игру: пусть один учащийся отвернется и опишет внешность другого учащегося. Остальным учащимся нужно внимательно рассмотреть внешность товарища и дополнить ранее сделанное описание.
/Проведение игры/
Педагог. Почему обнаружилась большая разница в описании внешности конкретного человека?
Дети /отвечают/. Есть особый способ смотреть, слушать, ощущать, который называется наблюдением.
Педагог. Учитесь не просто смотреть, а присматриваться, не просто слушать, а прислушиваться. Воспитывайте в себе активных наблюдателей.
Практическая работа №1 «Наблюдение за поведением птиц живого уголка во время кормления».
Цель:
-выявить пищевые предпочтения попугаев;
-определить влияние состава зерновой смеси на поведение птиц после кормления.
Попугаям предлагаются различные пищевые рационы:
-зерновая смесь
-просо
-пшено
Педагог. Какие изменения произошли в поведении птиц после кормления?
Дети /отвечают/. Просо ускоряет темп песен, а пшено замедляет.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Педагог. Обратите внимание, что накормив попугая, я не налила ему воды. Сейчас я постараюсь исправить ситуацию: одену меховую шапку и подойду к клетке с поилкой.
/Проведение эксперимента/
Педагог. Как изменилось поведение попугая? Почему это произошло?
Дети /отвечают/. Меховая шапка имитирует шерсть хищника, и, следуя инстинкту, птица ведет себя беспокойно, пытаясь скрыться от опасности.
Педагог. Эксперимент (лат.) означает «опыт», «проба».
Если человек в поисках ответа на возникший у него вопрос не ограничивается только наблюдением, а осуществляет осознанные действия, то говорят, что он проводит опыты, экспериментирует.
ИЗМЕРЕНИЕ
Измерение это выражение числовым значением измеряемой величины.
Для измерения используют различные измерительные приборы.
3. Итог занятия.
Педагог. Завершая наше занятие, мне хочется дать вам добрый совет: «Учитесь наблюдать! Задавайте природе вопросы, высказывайте предположения и догадки, проверяйте их с помощью опытов. Действуйте по схеме: наблюдения – догадки – опыт – выводы».