Конспект внеклассного мероприятия День птиц


Сценарий мероприятия "День птиц"
Цель и задачи мероприятия: познакомить учащихся с многообразием  и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Задачи конкурса:
Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.
Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.
Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Форма: праздник-конкурс
Вед:  Птицы  издавна  привлекали  внимание  человека.  Людей  восхищали  яркое  оперение,  мелодичное  пение,  их  смелые,  стремительные  полеты.  Первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться  летать,  несомненно,  зародились  у  людей  при  взгляде  на  жизнь птиц.
Ежегодно  в  нашей  стране  отмечается  праздник  «День  птиц».   А  знаете  почему?  Потому что  птицы  приносят  большую  пользу.  Они  уничтожают  вредных  насекомых,  сохраняя  культурные  и  дикорастущие растения,  помогают  в  их  опылении.  Они  способствуют  распространению  плодов  и  семян.
Известно,  что  семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых и  их  личинок.  Пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.
Для  человека  полезны  и  хищные  птицы,  уничтожающие  мелких  грызунов-вредителей  полевых  культур  и  распространителей  чумы,  тифа,  желтухи  и  других  заболеваний.
Вот  почему  заботам  о  птицах  является  важным  и  полезным  делом.  Закон  об  охране  и  использованию  животных  запрещает  убивать  птиц  и  разорять  их  гнезда.  Под  охраной  закона  находятся  многие  хищные  птицы.  Для  охраны  птиц  создаются  заповедники,  заказники.    Птицам  нужна  наша  помощь,  а  именно  мы  можем  построить  скворечники  и  развешать  их  весной.  А  зимой  вешать  кормушки.
Звучат голоса птиц. Звучит  песня "Аист на крыше"
Вед:
На нашей планете живут
Чудесные  создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы,
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки,
На деревья  нападут.
И съедят  кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирикать воробья...
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник – День птиц.  Сегодня  мы  проведем  конкурсную  программу  о  птицах.  Оценивать  выступления  команд  будет  жюри. (представление  членов  жюри)                                                                                                                                                                    
Прошу  команды  выйти  на  сцену.
Команда № 1 «Воробьи» Стрекин Лев
Команда №2 «Орлы» Иванов Артем
Команда №3 «Снегири» Строганова Мария
Команда № 4 «Синицы» Трелин Степан
Команда №5 «Ласточки» Кормилицына Дарья
Конкурс «Приветствие»
Конкурс « Разминка»
Учитель. Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ даю жетон.
1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)
2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез.)
3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).
4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)
5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь.)
6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)
7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)
8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)
9. По чему птицы летают? (По воздуху.)
10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать,когда она улетит.)
Конкурс актерского мастерства
Ребята,  вы  не  забыли,  что  1  апреля  ещё  и  День  смеха.  Вот  сей-час  мы  и   посмеёмся.
Капитаны  тянут  карточки  с   заданием – изобразить:
пение  кукушки ;крик  петуха  ;крик совы;
курица;
гусь.
Игра «Слет птиц»
 Пора нам и поиграть. Птицы собрались на важное совещание. Прошу выйти всех желающих поиграть. (Выходят игроки.)
Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Сначала на стражу встали кукушки. Ребята, вы должны подавать сигнал «ку-ку», если появится кто-то чужой. Кто ошибается — уходит из стражи.
Ведущий.
Прилетели птицы:
Вороны, грачи,
Мухи и стрижи...
А теперь сели на страже вороны.
Ребята должны давать сигнал «Кар!»
Ведущий.
Прилетели птицы:
Ласточки, синицы,
Голубцы, стрижи,
Аисты, вороны...
А потом уселись охранять филины.
Сигнал «Ух!»
Ведущий.
Прилетели птицы:
Аисты, лисицы,
Крокодилы, чайки...
Потом охранять пошли воробушки.
Сигнал «Чик-чирик!»
Ведущий.
Прилетели птицы:
Болтики, синицы,
Совы и грачи,
Мухи, саранчи...
А теперь, ну-ка, тетерева, летите сторожить!
Сигнал «Чок-чок-ток-ток!»
Ведущий.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаечки, кукушки,
Совушки, лахмушки...
(Замечание: гаечки — вид синиц.)
Теперь попросим глухарей посторожить лес.
Сигнал «Цок-цок!»
Ведущий.
Прилетели птицы:
Вороны, кукушки,
Аисты, лягушки,
Чибисы, стрижи,
Чайки и чижи...
Ведущий. Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам.
Конкурс «Самый зоркий»
За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спряталась» ласточка.)
с к в о л к У к
о ре рц а с У
я т л е а пл ш
Д е л ч е и я к
с о л о в т г а
па в г У с рк
по л и н ь а ч
о пУ г а и ч а
Конкурс «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
11. Большеглазый, как… (филин).
12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок)
13. Взгляд хищный, как у… (ястреба).
14. Взгляд зоркий, как у… (сокола).
15. Нос с горбинкой, или… (орлиный).
16. Нос приплюснутый, или… (утиный).
17. Шея красивая, или… (лебединая).
18. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
19. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
20. Болтать или трещать, как… (сорока).
21. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
22. Ворковать, как… (голубь).
23. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
24. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
Игра «Дупло совы»
Ведущий. Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и птицы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.
По сцене раскладывают обручи — это «дута». Все игроки делятся на пары и занимают дупла. По команде «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по сцене. В этот момент убирают один обруч. По команде «День» пары должны запять любые дупла. Оставшиеся без жилья выбывают из игры, т. е. совы погибают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.
«Птичьи ребусы»
Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на плакате, вам надо угадать название птиц.

Конкурс «Задачи на смекалку»
➢ «Две вороны»
На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.
— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.
Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)
➢ «Сколько голубей?»На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные — улетели)
➢ «Вареные яйца»
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)
Музыкальный конкурс
А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.
(соловей, жаворонок, кукушка, голубь, сова)
Конкурс «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»
Каждая команда рисует плакаты и защищает свой проект. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.
Конкурс « Разгадай кроссворд»

1. Угадайте, что за птичка?
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.   (Ласточка.)
2. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает.   (Воробей.)
 3. Врач лесного царства
Лечит без лекарства.  (Дятел.)
 4. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.  (Сова.)
 5. Серое пёрышко –
Золотое горлышко.  (Соловей.)
 7. Известно с давних нам времён,
Что эта птица, почтальон.  (Голубь.)
 6. Умывается росой,
Крылья с жёлтой полосой.
Он наряден, а не гол –
Птица певчая... (щегол).
 8. Без рук, без топорёнкаПостроена избёнка.  (Гнездо.)
 9. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ... (сорока).
10. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.  (Грач.)
Песня «Солнечная капель»
Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Подведение итогов. Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.