Конкурс знатоков на тему Весенний день птиц
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Курский областной детский эколого-биологический центр»
(ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ»)
Методическая разработка
00Конкурс знатоков «Весенний день птиц»
Конкурс знатоков «Весенний день птиц»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Разработала:
Пылёва Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
ОБОУ ДОД «Курский оДЭБЦ»
Курск – 2015г.
Цель: углубить и обобщить знания о птицах, активизировать познавательный интерес детей к природе.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить знания учащихся о многообразие птиц и их значении для природы;
- совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию, по голосу;
Развивающие:
- развивать творческую активность; воображение; речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
- экологическое воспитание подрастающего поколения и пропаганда защиты птиц.
Оборудование:
- жетоны в виде птиц;
- изображения различных птиц;
- записи пения птиц.
Форма проведения: конкурс знатоков.
Участики: обучающиеся объединения «Азбука природы ».
Продолжитеьность: 40 минут.
Ход занятия:
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на птиц.
Ежегодно в нашей стране 1 апреля отмечается праздник «Международный день птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян.
Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник – «День птиц» и проведем конкурсную программу о птицах
Правила конкурса: за каждый правильный ответ команда получает жетоны - «птички». За нарушения, подсказки, выкрики жюри будет снимать баллы. Итак, начинаем!
Конкурс «Представление команд. Защита названий команд.
Для команды «Ласточки»:
Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получшеБудем все о птицах знать.
Приветствие команды «Иволга»:
Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»
(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)
2. Конкурс - музыкальный «Узнай по голосу»
Включается фонограмма пения различных птиц. Каждая команда внимательно слушает, записывает, голоса каких птиц услышали за 3 минуты. Лист с ответами сдается в жюри для подсчета баллов.
3. Конкурс «Бой скороговорок»
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно будет проговорить всей командой дружно и слаженно. На подготовку дается 2-3 мин.
Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят как галчатаИ как волчата галчата молчат.
Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!».
4. Конкурс «Изобразить поведение птиц»
У всех птиц, как у людей, поведение разное. Разное время года ведут себя неодинаково. Особенно птицы проявляют ярко свой характер во время ухода за своими птенцами. Сейчас вам нужно вспомнить поведение птиц и попробовать изобразить их. Выбираем конвертик, а там вам и задание.
1. Косяк журавлей.
2. Утка с утятами.
3. Курица с цыплятами.
4. Гусыня с гусятами (защищает своих гусят).
5. Скворец кормит своих птенцов.
5. Конкурс «Брачный союз»
С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например: лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары, предложенных птиц (команды отвечают по очереди). Задание устное. Внимательно слушаем и отвечаем по очереди. За каждый правильный ответ - жетон.
Ответ:
Петух- курица
Гусь- гусыня
Утка- селезень
Голубь- голубка
Перепел- перепелка
Индюк- индейка
Орёл- орлица
Тетерев- тетёрка
Глухарь- глухаркаФазан- фазанка
6. Конкурс «Барометр природы»Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю)2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).9. Вороны садятся на снег (к оттепели).10. Чайки ходят по песку,Моряку сулят тоску,Села чайка на воду,Жди ...(хорошую погоду).
7. Конкурс «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
8. Конкурс «Сказочные персонажи»
- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)
- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка.)
- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица.)
- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)
- Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок.)
- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки.)
- В кого превратился «гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя.)
- Про кого сказка «Серая шейка»? (Про утку.)
9. Конкурс «Правда ли что...»
1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)
2. ...цапля пудрится (Да.)
3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)
4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)
5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)
6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)
7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)
9. ...ворон может досчитать до пяти (Да.)
10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)
11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)
12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)
13. ... журавли любят танцевать (Да.)
14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)
10. Кроссворд “Берегите птиц”
6985-533590500
В о п р о с ы:
1. Какая птица может летать хвостом вперед? 2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.Закончив лов, забрал улов,Поднялся ввысь и был таков.
3. Окраска – сероватая,Повадка – вороватая.Крикунья хрипловатая,Важная персона –Это я …
4. Прилетел к нам, наконец,Лучший наш певец.Дни и ночи напролетОн поет, поет, поет.
5. Сероспинный, красногрудый,В зимних рощах обитает,Не боится он простуды,С первым снегом прилетает.
6. Спинка зеленоватая,Грудка желтоватая,Черненькая шапочкаИ полоской галстучек.
7. Серенькая птичка,Птичка-невеличка,Шеей вертишь ты всегда,Разве в этом есть нужда?
8. Кто там прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит?Голоском речистый,“Кле! Кле! Кле!” – поет со свистом.
9. У меня ходули –Не страшит болото.Лягушат найду ли –Вот моя забота.
10. Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной,На меня он не глядит,Все стучит, стучит, стучит?
11. Проживает в странах жарких,А в нежарких – в зоопарках.И спесив он, и хвастлив,Потому что хвост красив.Им любуется он самИ показывает нам.
12. Он прилетает каждый годТуда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет,А все же голос свой имеет.
11. Конкурс «Почему мы их так называем?»
Командам предлагается объяснить название птиц (трясогузка, глухарь, птица-секретарь, кукушка)
И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц и мир станет еще прекрасней!
Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий. Подведение итогов. Награждение.
Литература:
Александрова Ю.Н. Юный эколог 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2014.
Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002.
Касаткина Н.А. «Внеклассная работа по биологии», Волгоград, «Учитель»,2001.
Шустова, И.Б. Азбука. Звери и птицы России.- М.: Дрофа, 2006.