Открытый урок по дисциплине Основы права «Знай и почитай Закон своего государства»


Тема урока: «Знай и почитай Закон своего государства»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: викторина с элементами беседы
1.Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников, правами и обязанностями граждан РК. Учить учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя».
2.Развивать устную речь, умение отличать права от обязанностей, соблюдать основные обязанности и права других людей.
3.Углубление знаний и расширение кругозора, активизация познавательной деятельности, формирование интереса к истории и культуре Казахстана, выработка навыков работы в группе, воспитание коллективизма, воспитание любви и уважения к родной стране, символам республики Казахстан. Формировать коммуникативные умения Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Честно жить – Родине служить. - Что вы понимаете под словом «Родина»?
ОНСТИТЯ
КСФЛАУЦГЕРБГЯИ
РПГСЕЛСЕРИОРИТ
ЗОМНАЦО
ИДЕНТИЛ
Перед вами филлворд, здесь спрятались слова, которые имеют отношение к нашей Родине (флаг, герб, гимн, конституция, столица)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в историю нашей Родины, узнаем, как появилось наше государство, что такое «Конституция», поговорим о символах Казахстана.
- Как вы думаете, на чем держится порядок в любом государстве?
Прослушайте легенду:
Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии–– люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным–давно было два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать––воруй, хочешь убивать––убивай, хочешь оскорблять––оскорбляй. Можно все.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя». Нетрудно догадываться, что тут началось.
В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» попросили помощи и государства «Нельзя». Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию».
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
––Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?. •Жители стали жить по законам
•Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок.
История возникновения законов.
- Знаете ли Вы, когда появились законы в нашей стране? Хотите узнать?
Давным-давно, на территории нашей Родины жили разные племена: саки, канглы, ногаи, кереи, караханиды, найманы. Жили они разрозненно, каждое племя само по себе. На них часто совершали набеги соседние племена - джунгары, татаро-монголы. В 15 веке племена объединились в Казахское ханство, оно состояло из трех жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза. В 16-17 веках Казахское ханство укрепилось, во главе его стал Тауке-хан. В ханстве часто возникали спорные вопросы, которые помогали решать советники Тауке-хана - Толе би, Айтеке би и Казыбек би. Чтобы справедливо решать споры людей Тауке-хан придумал свод законов, который назвал «Жеті жарғы». Так появилась первая Конституция.
Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Конституция Республики Казахстан, принятая на общенациональном референдуме 30 мая 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 годов) — как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны «в качестве демократического являются человек, его жизнь, права и свободы» (Н. Назарбаев).
Принятие Конституции празднуется в Казахстане 30 августа. По признанию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция Казахстана есть основание свободы. Так, Конституция дала народу в Казахстане самое главное — право выбора.
Первой статьей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
- Как вы думаете, кто такой гражданин?
Гражданин – это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Права и обязанности определяются законом – Конституцией РК.
Права:Обязанности:
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на свободу слова;
-право на свободу совести;
-право на личную неприкосновенность.-соблюдать законы Казахстана;
- уважать права и свободы других людей;
- защищать Отечество;
- сохранять природу;
- платить налоги;
- заботиться о детях;
- заботиться о сохранности исторических и культурных памятников.
Какие вы знаете права и свободы человека?
На доске рисуется таблица. Читаю права и свободы, ученики распределяют их по трем группам.
Права: Обязанности:
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на свободу слова;
-право на свободу совести;
-право на личную неприкосновенность. -соблюдать законы Казахстана;
- уважать права и свободы других людей;
- защищать Отечество;
- сохранять природу;
- платить налоги;
- заботиться о детях;
- заботиться о сохранности исторических и культурных памятников.
Какие вы знаете права и свободы человека?
На доске рисуется таблица. Читаю права и свободы, ученики распределяют их по трем группам.
1.Социально-экономические права и свободы 2. Политические права и свободы 3.Личные права и свободы
Быть свободными 3. На жизнь
Участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов
неприкасаемой частной жизни 1. На отдых
На образование
На свободу слова и свободное их выражение
Собственного передвижения и выбора места жительства
Вступать в брак и основывать семью З.На необходимую оборону
Создавать общественные объединения 1. На охрану здоровья
1.На жилище
З.На квалифицированную юридическую помощь
2.Получать и распространять информацию.
7
Викторина «Права»
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Ш. Перро «Красная шапочка»)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (С. Михалков «Три поросенка»)
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного перемещения выбора места жительства? (В.М. Горшин «Лягушка-путешественница)
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.
Отрывок из мультфильма «Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идёт в школу.
Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
Отрывок из фильма «Сказка о царе Салтане», где князь Гвидон превращается в комара.
Вопрос: Каким правом воспользовался князь Гвидон?
Ответ: Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.
Отрывок из мультфильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса, пытались отобрать у Буратино монеты.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на имущество.
Символы государства РК
- Какие символы нашего государства вы знаете?
4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.
Государственные символы — одна из незыблемых основ государства. Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан. 4 июня в республике празднуется День государственных символов.
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым изображен парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота.
Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.
Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.
Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты.
Шанырак — символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык — зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге — раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.
Таким образом, языком геральдики авторы выражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома — Казахстана. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны — тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее, данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, то есть признак труда, изобилия и материального благополучия.
В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов. Цветовую гамму герба составляют два основных цвета — золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.
Гимн Республики Казахстан – торжественная песня, в которой воспевается красота и сила, основные принципы государства, авторами его слов стали Нурсултан Назарбаев и Жумекен Нажмиденов, а музыку написал известный композитор Шамши Калдаяков.
Викторина «Вопрос-ответ»
1.Что такое герб? (Символ государства)
2.Какие цвета у Казахстанского флага?
3.Кто составил первый свод законов «Жети жаргы»?
4.Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)
5.Когда отмечают День государственных символов РК? (4 июня)
6.Кто автор слов гимна РК?
7.Когда отмечают День Конституции РК? (30 августа)
8.В каком году она была принята? (в1995)
9. Что такое Конституция РК? (Закон)