ЗВУК И БУКВА А. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ. ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОРИТМИКЕ.


ЗВУК И БУКВА «А».
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ.
ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОРИТМИКЕ.
ЦЕЛЬ
Автоматизация звука «А» и развитие психомоторики на данном речевом материале.
ОБОРУДОВАНИЕ
По два бумажных листочка деревьев на каждого ребенка, мячики су-ждок на каждого ребенка, корзина с грибами, игрушки ежа и белки, деревья, схемы буквы «А» и траектории движений, буква «А» спрятана в дупле дуба.
Логопед. Буква «А» исчезла и оставила записку. «Я ушла гулять в осенний лес». Что-то долго ее нет. Давайте мы с вами тоже отправимся в осенний лес и поищем ее.
Утром в лес мы идем- Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
Задание на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, плавности движений рук, на умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.
И.п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. В каждой руке по листочку.
Под музыкальное сопровождение дети медленно поднимают руку с листочком вверх (вдох). На акцент в музыке начинают дуть на него, постепенно опуская руку (выдох).
Движения сопровождаются подъемом и опусканием головы. Выполняется правой рукой, левой, двумя вместе.
Возможные положения губ и языка:
-губы вытянуты вперед трубочкой, язык в полости рта,
-губы вытянуты вперед трубочкой, боковые края языка загнуты вверх, дуем в получившуюся «трубочку»,
-губы растянуты в улыбке, выдыхаем на распластанную между зубами переднюю часть языка.
Задание на развитие пластики, умение соотносить темп музыки с движением.
Логопед. Мы с вами в прекрасном осеннем лесу. Подул ветерок и листочки закружились.
Дети, подражая взрослому, либо сообразно своим ощущениям, совершают танцевальные движения с осенними листочками под аккомпанемент музыкального руководителя.
Задание на развитие мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
Логопед. В лесу у нас выросли грибы, давайте их соберем.
«Грибок» - Поставить кулак одной руки вертикально, опустить округленную ладонь другой руки. Поменять руки. «Раз грибок, два грибок, их положим в кузовок».
Логопед. А еще в лесу выросли и покраснели рябинки.
«Рябинка» - Левой рукой изобразить ветку с ягодами. Для этого расслабить кисть, пальцы опустить вниз. Пальцами правой руки «снимать» с веточек ягоды с каждого пальца веточки по очереди. «Собираем мы рябинку и кладем ее в корзинку».
Речевое упражнение, сопровождаемое движением. Упражнение на координацию.
Логопед. Набежали тучки и сейчас начнется дождик.
Капля-раз, капля-два, Дети вытягивают руки вперед,
Капли медлили сперва: Делают медленные хлопки.
Капли стали поспевать
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап- Ускоряют хлопки.
Зонтик поскорей открой. Рисуют над головой зонт, приседают.
От дождя себя укрой!
Упражнения для развития мелкой моторики с использованием предметов (мячик су-джок).
Логопед. А кто это у нас спрятался в норке под кустом? Ежик. А у него много маленьких колючих ежат. Возьмите их. Садитесь на полянку и поиграем с ежатами.
Ежика в руках кручу, Дети пальцами крутят мячик.
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках- Прячут мячик в ладонях.
Не достанет его кошка Прижимают ладони к себе.
Ежик, ежик-чудачок Катают мячик в ладонях вперед-
Сшил колючий пиджачок. назад.
Встал с утра, и в лес-гулять, Поднимают руки вверх.
Чтоб друзей всех повидать. Перебирают мячик пальцами.
Ежик топал по тропинке Стучат мячиком по столу
И грибочек нес на спинке,
Ежик топал не спеша, Катают мячик по одному колену.
Тихо листьями шурша. По другому колену.
А навстречу скачет зайка- Подбрасывают и ловят мячик.
Длинноухий Попрыгайка,
В огороде чьем-то ловко Руки за спину, прячут мячик
Раздобыл косой морковку.
Логопед. Давайте вернем ежат в норку к маме-ежихе. (Дети кладут мячи на место).
Логопед. Ребята, мы с вами почти весь лес прошли, а букву»А» так и не встретили. Где же она может быть?
Задание на развитие пространственной ориентации.
Ребенок (в маске белочки)
Наблюдала я в бору
Интересную игру.
На полянке под сосной
Прыгал весь народ лесной.
Вот так!
Дети. И мы так хотим.
Логопед. Давайте поможем белочке собрать грибочки. Но допрыгать к грибу нужно по схеме. (Рис.1)
(дети выполняют задания)
Логопед. Давайте отнесем грибы белочке в дупло. Там что-то есть. А это наша буква»А» спряталась в дупло.
Упражнение на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, релаксацию.
Логопед. Ребята, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, лежащие на земле.
(дети принимают положение лежа, соответственно схемам) (Рис. 2)
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Мы нашли с вами букву «А» и пора вернуть ее в группу. Давайте назовем по одному слову, которое начинается на звук «А».
Приложение


Используемая литература
1 .Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2016 г
2.Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. ООО «ТЦ Сфера» 2014 г.
3. Оглоблина И.Ю , Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения
. ООО «ТЦ Сфера», 2015 г.