Конспект урока-рефлексии в рамка ФГОС по теме:Умножение обыкновенных дробей
Урок математики 5 класс
Тема: Умножение обыкновенных дробей
Тип урока: Урок рефлексии
Учитель: Кораблева О. Г.
Цели:
сформировать навык умножения обыкновенных дробей;
формировать способность к рефлексии собственной деятельности;
формировать умение фиксировать собственные затруднения и ставить цель деятельности, развивать способность самостоятельного преодоления возникших затруднений, совершенствовать умение анализировать процесс и результаты своей деятельности;
развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
совершенствовать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, задачник, раздаточный материал (карточки с заданиями).Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Этап мотивации
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок урока.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить Вам продолжить фразу: Не ошибается тот, кто ……
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Ребята, посмотрите на данные числовые равенства. Что вы видите?
35 ⋅ 25 = 3 ⋅25 = 65 = 11538 ⋅ 2 = 3⋅28⋅2 = 616
213 ⋅ 212 = (2⋅2)⋅(13 ⋅ 12) = 4 1⋅13⋅2 = 416- Ребята, какую цель вы перед собой поставите?
- Давайте пожелаем друг другу успешной работы. - кто ничего не делает.
- Умножение обыкновенных дробей.
- Они содержат ошибки.
- учиться применять новые правила, понять в чем ошиблись, исправить ошибки. Коммуникативные: взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Личностные: мотивация своей деятельности, настрой на работу.(2 мин)
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности
Цель: актуализация учебного содержания (перевод смешанного числа в неправильную дробь, сокращение дробей, выделение целой части из неправильной дроби); фиксирование всех повторяемых понятий и алгоритмов; выполнение самостоятельной работы (на умножение дробей); фиксирование заданий, вызвавших затруднения.
- Ребята, для успешной работы выполним следующие упражнения:
1) Сократите дроби: 1620 3⋅728 7⋅26⋅21- Что нужно знать, чтобы сокращать дроби?
2) Переведите смешанное число в неправильную дробь: 125 3413 2423- Что нужно знать, чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь?
3) Выделите целую часть из неправильной дроби: 43 2712 186- Что нужно знать, чтобы выделить целую часть из неправильной дроби?
- Вернемся к примерам с ошибками. Давай их исправим.
- Какие правила помогут исправить ошибки?
- Молодцы! Все эти алгоритмы позволят вам успешно справиться с дальнейшими заданиями.
- А теперь вам нужно выполнить самостоятельную работу №1
Самостоятельная работа №1
Выполните умножение:
1)35 ⋅ 67 2) 1415 ⋅ 37 3) 516 ⋅ 4
4) 1113 ⋅ 0 5) 115 ⋅ 58 6) 215 ⋅ 2311- Ребята время закончилось. Давайте проверим ответы по образцу. (слайд)
Образец №1
1)1835 2) 25 3) 114 4) 0 5) 34 6) 5
- Сверьте полученные результаты с образцом №1. Если вы не ошиблись в задании, то поставь во втором столбике «+», если допустили ошибку, то поставьте «?». Устно с места выполняют сокращение дробей
- Алгоритм сокращения дробей.
- Нужно числитель и знаменатель поделить на общий делитель.
- Алгоритм перевода.
- Нужно целую часть умножить на знаменатель дроби и прибавить числитель, а знаменатель оставить прежним.
- Алгоритм выделения.
- Нужно числитель поделить на знаменатель с остатком. Неполное частное является целой частью, остаток числителем дробной части, а знаменатель оставить прежним.
- умножение обыкновенных дробей,
- умножение обыкновенной дроби на натуральное число,
- умножение смешанных чисел.
Выполняют самостоятельную работу №1
Выполняют проверку.
№ Выполнение с/р №1 Алгоритм Исправлено Выполнение с/р №2
1 + 2 ? 3 ? 4 + 5 + 6 ? Заносят результаты проверки в таблицу самопроверки. Познавательные: повторение правил и алгоритмов по данной теме, выполнение самостоятельной работы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Регулятивные: фиксирование заданий, вызвавших затруднения
(7 мин)
(6 мин)
Этап локализации затруднений
Цель: указать место, где допущена ошибка; указать правило, алгоритм в котором допущена ошибка; фиксация причины затруднения.
- Ребята, у кого в 1 задании другой ответ?
Заполняет таблицу количества ошибок на доске.
№ с/р №1 с/р №2
1 3 2 5 3 4 4 6 5 4 6 8 - Ребята, давайте проверим решение заданий по эталону. (слайд)
- У кого все задания выполнены правильно?
- Вам предстоит выступить в роли экспертов. Нужно найти и исправить ошибки других ребят. (Раздаются карточки с ошибочными решениями).
- Ребята, перед вами список правил и алгоритмов.
- У кого возникли затруднения в задании №1?
- В каком месте вы допустили ошибку? Подчеркните.
- В чем причина допущенной ошибки?
- В таблицу самопроверки в третий столбик поставьте № правила или алгоритма, которое вы сказали.
(Таким образом проверяется каждое задание) Поднимают руки.
Проверяют по эталону.
Поднимают руки.
Выполняют проверку ошибочных решений
Поднимают руки.
Проговаривают правило или алгоритм.
Отмечают № алгоритма в таблице.
№ Выполнение с/р №1 Алгоритм Исправлено Выполнение с/р №2
1 + 2 ? 2 3 ? 4 4 + 5 + 6 ? 3 Регулятивные: выявление места и причин затруднений.
Познавательные: поиск алгоритмов для правильного решения заданий.Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.
(5 мин)
Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить свои ошибки на основе правильного применения правил и алгоритмов.
- Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения?
- Как их исправить?
- Давайте составим схему выхода из затруднения. - Исправить свои ошибки.
1.Определить № задания
2.Проверить по образцу
3.Проверить по эталону
4.Подчеркнуть место, где допущена ошибка
5.Найти соответствующее правило или алгоритм
6.Исправить ошибку
Регулятивные: построение способов действий для работы над ошибками. Коммуникативные: выражение своих мыслей.
(2 мин)
Этап реализации построенного проекта
Цель: осмысление и коррекция ошибок в самостоятельной работе. Формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
- Ребята, теперь вы должны исправить свои ошибки. Если вы быстро справились с заданием, потренируйтесь с такими же заданиями из списка тренировочных заданий. Выполняют работу над ошибками.
№ Выполнение с/р №1 Алгоритм Исправлено Выполнение с/р №2
1 + 2 ? 2 + 3 ? 4 + 4 + 5 + 6 ? 3 ? Регулятивные: коррекция, осознание качества выполненной работы.
Личностные: успешное выполнение заданий.
(3 мин)
Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель: зафиксировать учебное содержание, в котором были допущены ошибки, во внешней речи
- Ребята, в каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений?
- Как надо действовать, чтобы снять эти затруднения?
- Что нужно повторить, чтобы не допускать ошибок в дальнейшем? Перечисляют задания.
- Нужно найти ошибки.
- Вспомнить правило или алгоритм.
- Применить его, чтобы исправить ошибки.
Повторяют алгоритмы и правила. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Повторение алгоритмов.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения данной темы.
(5 мин)
Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону
Цель: проверка способностей к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднения; сопоставление полученного решения с эталоном для самопроверки.
- Ребята, теперь вы должны выполнить только те задания из с/р №2, с которыми вы не справились в с/р №1.
Самостоятельная работа №2
Выполните умножение:
1)49 ⋅ 23 2) 1621 ⋅ 78 3) 1112 ⋅ 3
4) 0 ⋅ 1523 5) 114 ⋅ 25 6) 217 ⋅ 245- Ребята время закончилось. Давайте проверим ответы по образцу. (слайд)
Образец №2
1)827 2) 23 3) 234 4) 0 5) 12 6) 6
- Теперь проверьте выполнение по эталону.
- Кто допустил ошибки в 1 задании?
И т.д.
Заполняет таблицу на доске
№ с/р №1 с/р №2
1 3 1
2 5 0
3 4 2
4 6 1
5 4 2
6 8 3
- В чем причина ваших ошибок?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину.
- Кто не допустил ошибок. Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? Выполняют самостоятельную работу №2.
(В это время выполняется проверка дополнительных заданий с группой сильных учащихся)
Фиксируют результаты в таблице, пятый столбик.
Поднимают руки.
Познавательные: выполнение самостоятельной работы №2.Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения темы.
Личностные: успешное выполнение заданий, самооценка и адекватное реагирование.
(5 мин)
Этап включения в систему знаний и повторение
Цель: тренировка навыков использования повторяемого содержания совместно с ранее изученным материалом.
- В конце урока я предлагаю вам решить задачу. (Задачник стр. 57 №394)
Вызывает ученика к доске.
Один ученик решает задачу у доски.
Решение.
1)12 ⋅ 112 = 12 ⋅ 32 = 1⋅32⋅2 = 34 (кг) – крупы
2)122 + 34 = 2+34 = 54 = 114 (кг)
Ответ: масса сахара и крупы вместе равна 114 кг.
Познавательные: работа с задачником.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения темы.
Личностные: успешное выполнение заданий.
(5 мин)
Этап рефлексии деятельности
Цель: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы и правила, в которых были ошибки; способ исправления ошибок.
- Ребята, с каким действием мы сегодня работали?
- Какие ошибки допускали?
- Почему?
- Над чем стоит еще поработать?
- Какое задание было самым трудным?
- Кому удалось сегодня справиться со своими трудностями?
- Что помогло вам в этом?
- Стало ли меньше ошибок в ваших работах?
- Мы достигли цели урока?
- А что поможет вам меньше делать ошибки?
Д/з: задачник №389, №395
- Я предлагаю вам оценить свою работу по исправлению ошибок. Приклейте стикер на ту ступеньку, которая отражает ваши умения работать над ошибками.
- Вы потрудились на славу. Молодцы! Урок окончен. - Умножение обыкновенных дробей.
Перечисляют ошибки.
Поднимают руки.
- Домашняя работа.
1 ступень: трудно находить ошибки.
2 ступень: умею находить ошибки, но трудно их исправить.
3 ступень: умею находить ошибки и исправлять их.
Подходят к доске и выбирают нужную ступень Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
(5 мин)