Разработка урока по математике Письменные приемы деления многозначных чисел. Деление с остатком. (4 класс)
Тема: Письменные приемы деления многозначных чисел. Деление с остатком.
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний.
1. Устный счет «Кто быстрее»-соревнования по рядам
1. Запись даты: 21апреля . Классная работа.
– Дайте характеристику числу 21. (Для записи этого числа понадобилось 2 цифры, значит оно двузначное. В нём 2 десятка и 1 единиц. Это число нечётное, т.к. не делится на 2. Число 21 некруглое, т.к. не заканчивается 0. Соседи этого числа: предшествующее -20, последующее -22.)– Как в произведении получить число 21? ( 73; 21 1)
2. Выражения.
- Рассмотрите записи: (слайд)
738/246=3
746:243= 3 ( ост.17)
– Что их объединяет? (Это числовые выражения. Они на деление, делитель 3-ое число
– Мы уже умеем длить на 3-е числа?
-выполните деление. И узнаете, чем они отличаются.Можно посоветоваться в парах. (Второе на деление с остатком)
– Что важно помнить при делении с остатком? (остаток должен быть меньше делителя)
1. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
– Попытайтесь сформулировать тему урока. (Письменное деление многозначного числа на трехзначное с остатком)
- Поставьте учебные задачи (цели). (Научиться выполнять письменное деление многозначных чисел с остатком)
–Я уверена, что вы достигнете своих целей, если будете внимательно и осознанно выполнять вычисления.
Вспомним алгоритм деления на однозначное число. Расскажите друг другу.
– Кто расскажет мне?
Вынос на доску:
Найти первое неполное делимое.
Определить число цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.
Найти остаток и сравнить с делителем. (Остаток всегда должен быть меньше делителя)
Подружитесь с этим алгоритмом. И у вас не возникнут затруднения в оформлении решения
– Предлагаю вам поработать по рядам
I ряд: 875:354 = 2 (ост.167)
II ряд: 912:219 = 4 (ост.36) III ряд: 3964:526= 7 (ост.282)
–Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь алгоритмом письменного деления.
Коллективная проверка:
–Проверим, как вы выполнили задание? (Ответы устно, учитель записывает по рядам на доске)
– А вы уверены, что решили правильно? (Да)
Докажите. (Надо выполнить проверку)
– А как проверить? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток)
– Выполните проверку у доски1группа проверит 2-ю, 2я-3ю, а 3-я первую (Взаимопроверка)
Вкл слайд с ответами. - Если значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.
Физминутка.
Решение задачи. (на слайде)
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали две машины и встретились через 9 часов. Скорость одной машины 70 км/ч, а другой– 80 км/ч.
-Можно ли данный текст назвать задачей? (Это не задача, так как нет вопроса)
- Работая в парах, выберите из предложенных вопросов тот, который подойдёт к данному условию.
Какого цвета была первая машина?
С какой скоростью ехала вторая машина?
Каково расстояние между городами?
(3-ий, т. к. требует вычислений с использованием данных)
- Что вы можете сказать об этой задаче?
(Составная, т. к. будет решаться в несколько действий; на встречное движение)
- Составьте чертёж к данной задаче.
- Решите задачу удобным для вас способом.-Ученик у доски.
(70+80) 9=1350 (км)
709+809=1350 (км)
Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам
– Наш урок движется к концу. Я предлагаю вам воспользоваться своими знаниями, чтобы выполнить задания по карточкам. Здесь задания трёх уровней сложности. Вы выбираете для решения только одно и объясняете свой выбор.
Проверка: - Кто выбрал 1-е задание? Почему? (Фронтальная работа)
- Кто выбрал 2-е задание? Почему?
- Кто выбрал 3-е задание? Почему?
– Выполните выбранное задание.
Выполни деление с остатком:
2051:642= 3 (ост.125) 7121:253=28 (ост.37)
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком :
526:25= 21 (ост.1) 685 :27=25 (ост.10)
Вставь пропущенные цифры, чтобы запись была верной:
585:83= 7 (ост.4) 247:29=8 (ост.15)
Самопроверка по эталону
с/оц. – Если вы решили все правильно – «+», если были ошибки – «–».
Рефлексия.
- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
- Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем обычно?
- Оцените себя.
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!