Презентация опыта работы учителя изобразительного искусства
@Кировский районный в городе Донецке совет Донецкой области Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 85Донецкого городского совета Донецкой областиПрезентация педагогического опыта учителя изобразительного искусства Матрёниной Натальи СтаниславовныТема: “Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства” Мировоззрение - центральный компонент духовного мира личности Школьные годы – период, наиболее благоприятный для морального развития человека, формирования его мировоззрения. Мировоззренческая компетенция не является врожденной особенностью личности. Она проявляется в быстроте и глубине овладения способами художественной деятельности. (Т.Шмелев)Цель уроков изобразительного искусства – обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся во время восприятия окружающего мира, формирование потребности в самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании. ( Программа «Образотворче мистецтво.» Е.В.Белкіна)Для решения этого задания необходимо развивать эстетическое мировосприятие учащихся способами искусства. Матренина Н.С. Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта(В.А.Сухомлинский) Влияние красоты в детском возрасте на нежную душу ребенка огромно.Нужно научить ученика видеть и понимать красоту, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею или создавать своими руками. Тогда он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью. (Ю.Н.Хижняк «Как прекрасен этот мир») Матренина Н.С. Искусство смывает с души пыль повседневной жизни (П.Пикассо) Умение творить, креативность – одно из главных требований к современному человеку, живущему в свете глобальных перемен и быстрого развития техники. Матренина Н.С. Хотите сто фантазий,Играющих на скрипке,Веселых, синеглазых,Изящных, быстрых, гибких. Хотите сто фантазий,Что в радуги одеты,Умеющих в экстазеСкакать по парапетам. Хотите сто фантазий Влюбленных, и сердечных,Швыряющих алмазы Как камушки, беспечно. Я дам вам сто фантазийИ попрошу немногоЗа них, за синеглазых,Как лани, быстроногих, Играющих на скрипкеХранящих запах детства - Всего две-три улыбкиИ два-три стука сердца. (Зельвин Горн) Актуальность темы « Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства» состоит в том, что мировоззрение является центральным компонентом духовного мира человека, призмой духовности, сквозь которую воспринимается, оценивается и осмысливается действительность. Не использовать изобразительное искусство в целях формирования культуры школьника – значит лишить педагогический процесс эффектного средства воспитания личности ребенка. С чего же начать? С удивления, восторга и восхищения перед полотном художника, той красотой, перед которой он заставил остановиться, задуматься, всмотреться, откликнуться душой. Матренина Н.С. Понимание места и сущности искусства должно происходить путем личностно-эмоционального восприятия художественной информации, пробуждения в душе добрых чувств.Уроки: «Каштанка», «Ангел пролетел», «В ночь перед Рождеством» и др. Душа обязана трудиться Уроки: «Рушники», «Портрет казака», «Сельский пейзаж», «К.Белокур – Волшебные цветы» , «Пасхальный натюрморт», «Т.Г.Шевченко – художник»Матренина Н.С. Украина –моя любовь Успешное художественно-творческое развитие детей я обеспечиваю, учитывая национальные, культурные, региональные особенности и традиции. Мы обращаемся к корням народного творчества, к национальному духу. Корни народного искусства Практическое осмысление необходимости вышивки, росписи, вытынанки в быту дает возможность лучше понять корни народного искусства. (Уроки: «Закладка», «Писанка», «Эскиз вышивки», «Народные праздники») ျB Матренина Н.С. Художественный образ Возможность опереться на художественный образ – это основа художественной деятельности (Уроки « Волшебная птица», «Дерево-образ») Радость и удовольствие от работы, полученные детьми, – вот от чего зависит эффективность урока.(Уроки:«Северное сияние», «Портрет мамы»)Матренина Н.С. Учимся наблюдать Формирование мировоззрения на уроках изобразительного искусства - это наблюдение, рассматривание иллюстраций, репродукций, обсуждение событий, происходящих в стране, школе, семьях (Уроки:« Ворона», «Субботник», «Аллея») Матренина Н.С. В рисунке учащиеся высказыватют свое отношение к проблемам экологии, сохранению энергоресурсов, моральным ценностям.Матренина Н.С. Искусство – зеркало жизни Проявляют эмоции и применяют полученные знания для изготовлении элементов оформления праздников, декораций. Интегрированные уроки Интеграция-организация знаний, направленная на получение максимума информации при минимальных затратах.Интегрированные уроки - это возможность шире использовать художественный и музыкальный материал, знания, полученные на уроках географии, математики , информатики. (Уроки: “Витраж”, “Боди-арт“ , “Портрет” и др. ) Матренина Н.С. Формирование мировоззрения. Эффективные пути достижения цели: Создание мультимедийных презентаций для интенсификации образовательного процесса.Разработка и проведение интегрированных уроков.Использование литературных источников, иллюстрационного материала, словарной работы.Использование аудио и видеоматериалов.Экскурсии, посещение музеев и архитектурных памятников.Участие в конкурсах по изобразительному искусству. Матренина Н.С. Матренина Н.С. Наши достижения: І место в районном этапе Всеукраинского конкурса «Моя мова калинова». Макаренко Алена.І,ІІІ места в районном этапе Всеукраинской акции «Сохраним первоцвет». Мельник Анна, Ткаченко Анна.ІІІ место в областном конкурсе детского и юношеского творчества «Взгляд в будущее». Масюченко Надежда.ІІІ место в районном этапе Всеукраинской акции «Сохрани елочку». Михайлина Мария.ІІ место в районном этапе Всеукраинской акции «Сохрани елочку». Романовский Саша.ІІ место в районном этапе конкурса «Твои права». Масюченко Надежда.ІІ место в районном этапе конкурса «Нам нужен мир». Масюченко Надежда.ІІІ место в районном конкурсе «Стоп-наркотик». Савосина Надежда.Матренина Н.С. Програми для ЗОНЗ. Художньо-естетичний цикл. 5-11 кл. Київ. Ірпінь. 2005 р.П.О.Білецький. Мова образотворчих мистецтв. Радянська школа. Київ. 1973 р.О.В.Глинская. Изобразительное искусство в школе. Москва. Просвещение. 1973 г.Мистецтво в розвитку особистості. Монографія. Чернівці. Зелена Буковина.2006 р.Теоретичні та методичні засади неперервної мистецької освіти. Збірник матеріалів науково-методологічного семінару. Чернівці. Зелена Буковина. 2006 р.Р.М.Чумичева. Дошкольникам о живописи. Москва. Просвещение.1992 г../ http://prometheus.kai.ru/t_aff.htm. Матренина Н.С. Библиография: