Презентация к теме: Церкви в Осетии
Алагирская церковь Интереснейший памятник русской архитектуры второй половины 19 века Алагирский собор привлекал внимание многих исследователей. Местными краеведами,художниками,архитекторами,искусствоведами составлена картина создания как поселения Алагир,так и его собора. Этому способствовали краеведческие поиски и натурные исследования Алагирского собора. Однако несмотря на столь серьёзное изучение этого архитектурного памятника остается ещё много не выясненного в его «биографии» Константино-еленинская церковь 14 сентября 1890 года была освящена церковь во имя Святых Константина и Елены. В народе она была известна как «Харлампиевская» по имени строителя. Строительство храма началось в 1879 году на деньги Xарлампия Муратандова. Газета «Терские ведомости» по этому поводу писала: «В понедельник 21 мая в городе Владикавказе праздновалось заложение греческого храма во имя Св. Константина и Елены, память которых греко-российская церковь чтит в этот день. Храм заложен на той стороне Терека, где уже давно заготовлялись материалы для его постройки. Строитель храма г. Муратандов возводит его за свой счет, для чего им ассигнован весьма значительный капитал. Таким образом, еще одним храмом во Владикавказе будет больше. Хотя греки и не составляют у нас значительной части населения. После молебствия, совершенного Преосвященным Иосифом, на котором присутствовали высшие власти и именитейшие граждане, строителям дан был обед в клубе». Строительство завершили лишь через десять лет. Храм находился на месте нынешней средней школы № 2. В начале XX века в ее ограде был погребен ее строитель Х.Муратандов. В советское время храм постигла печальная участь. Вначале были сняты колокола «так как их звон мешал работе государственных учреждений и учебным заведениям». Это произошло в сентябре 1932 года. А в 1933 году Константино-Еленинская община была переведена к Ильинской часовне. В этом же году храм был снесен. На его месте была устроена спортивная площадка. В 1937 году здесь соорудили нынешнее здание для школы. Георгиевская церковь В воскресение, 24 марта 1913 года на Владимирской слободке состоялось освящение временной церкви во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия и в молитвенную память 300-летия Царствования Дома Романовых. Храм освятил Преосвященный Питирим архиепископ Владикавказский и Моздокский.Местные жители уже давно просили соорудить на их слободке церковь. Здесь проживало много владикавказцев, русских и осетин, а ближайшие храмы были относительно далеки. Усилиями местных деятелей Н. и Е. Атаровых, П. Байматова, Ф. Скублинского, И. и Г. Хетагуровых, Е. Баллоева, А. Краснобрыжева и других были собраны необходимые средства и выстроен вместительный, просторный, деревянный храм. Начальник 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Венедикт Ясенский любезно предоставил новой церкви во временное пользование готовый походный иконостас и подвижным престолом и жертвенником. На освящении Георгиевской церкви присутствовали: супруга Начальника Терской области Н. Флейшер, помощник Начальника Терской области генерал Н. Степанов, члены строительного комитета по постройке храма генералы Кусов, Хоранов, полковники Кулебякин, Гусов, Татаров, подпоручик А. Кайтов и др. Настоятелем Георгиевской церкви был назначен священник Моисей Коцоев. 23 апреля 1913 года прихожане новой церкви впервые отметили свой храмовый праздник. Этим же летом началась постройка уже каменного храма. Для этого Владыка Питирим выделил 1500 рублей, по его же ходатайству Общество восстановления православия на Кавказе предоставило на постройку 3000 рублей. Владикавкаская городская Управа выделила 1000 рублей и бесплатно лес из городской лесной дачи и камня и песку и русла Терека. Спроектировал каменный храм епархиальный архитектор П.Е. Сергеев. Георгиевская церковь находилась на месте нынешней средней школы № 26. В декабре 1929 года храм был закрыт на том основании что «верующие отказываются от дальнейшего пользования зданием». Здание церкви передали под клуб, а затем разрушили. ЦЕКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Осетинская) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ныне можно назвать самым старым зданием во Владикавказе. Она была основана в 1823году и освящена 24 марта 1824 года. Прихожанами этой церкви были 120 дворов осетин, поселенных на окраине Владикавказской крепости. В первое время церковь считалась миссионерской.Первоначально церковь была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее обновили и расширили, а в 1896 году увеличили новой пристройкой и обнесли каменной оградой. Главной святыней церкви считался ковчежец, присланный экзархом Грузии Павлом с мощами святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Домаскина и др.В ограде церкви находилось кладбище, где нашли вечный покой многие знатные горожане. В первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только избранных, заслуженных. Особенно престижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста Хетагурова.В советское время церковь едва избежала участи остальных владикавказских храмов. А могилам повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его месте школу № 13, другие могилы разрушились, так как церковь была закрыта и превращена в склад. Были утрачены могилы генерала Левковича, генерала Петра Нестерова, генерала Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя Михаила Туманова, священников Алексея Колиева, Михаила Сохиева и Алексея Гатуева, лесничего Ивана Тускаева и многих, многих других. К счастью, сохранилась могила Коста Хетагурова. Уцелели также погребения генерала Михаила Баева, полковника Федора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, ученого Алихана Ардасенова, поручика Георгия Хасиева. Еще совсем недавно старых захоронений было больше, но при недавней реставрации церкви их число сократилось.Хотя кладбище и церковь были закрыты, в советское время здесь было погребено 44 человека. Первым в 1931 году - поэт Мисост Камбердиев, последним в 1984 году - генерал Михаил Дзилихов. Кладбище оставалось самым престижным в городе, пока не была создана Аллея Славы. Тогда хоронить здесь прекратили. Лишь для Гаппо Баева было сделано исключение, что вполне правильное и естественное решение. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского была сооружена солдатами 78-го пехотного Навагинского полка и освящена 25 сентября 1855 года. Храм был небольшой, стены каменные, купол деревянный и нем была колокольня и здание из четырех комнат для церковно-приходской школы. В 1860 году церковь была передана 8-му Кавказскому линейному батальону. С этого времени ее стали именовать – Линейная. В 1874 году храм передали Владикавказской местной команде, а в 1892 году он стал принадлежать 45-му драгунскому Северскому полку. В 1897 году, с уходом полка из города, церковь Александра Невского перешла в ведомство епархиального архиерея. В этой церкви хранилось много исторических документов оставшихся от Кавказских линейных батальонов, Владикавказской местной команды и Северного драгунского полка. Как это нередко бывает, при храме находилось кладбище, где нашли вечный покой многие известные в прошлом владикавказцы. В их числе Варвара Григорьевна Шредерс, которую знал весь город. Активно занимаясь благотворительной и просветительской деятельностью она стала основательницей городской общественной библиотеки.В 1934 году церковь Александра-Невского была снесена, а в 50-е году уничтожили и кладбище с уникальными надгробиями и склепами. Местная детвора еще долго лазила по бывшему кладбищу и полуразрушенным склепам выискивая кресты, медали, ордена, а некоторые даже умудрялись доставать черепа. В дальнейшем на этом месте позже был разбит детский парк им. Жуковского. Таким образом наши дети играют на останках наших же предков. Аланский Свято-Успенский монастырь Монастырь создан в апреле 2000 года в Беслане, в бывшей гостинице для машинистов поездов (Беслан — крупный железнодорожный узел на линии Ростов-Баку). В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у архимандрита Ипполита.Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм XIX века и строится новый, более просторный. В Беслане осталось монастырское подворье.По состоянию на 2008 год в монастыре находится 12 монахов, руководит монастырём архимандрит Антоний.Отмечается большой рост посещения монастыря со стороны верующих Осетии и ближайших регионов. Нузальская часовня Маленький храм, расположенный в осетинском селении Нузал, занимает особое место среди средневековых памятников Северного Кавказа, являясь своеобразным феноменом в культуре восточнохристианского мира. Нузал находится в Алагирском ущелье Северной Осетии, на древней дороге, соединявшей Закавказье и предкавказские степи. Этот путь по своему значению конкурировал со знаменитой дорогой через "Ворота аланов" - Дарьял, и контролировавшие его феодальные фамилии, несомненно, относились к самым влиятельным и богатым в средневековой Осетии. Большую часть работы автор посвятил владевшему землями этой части Алагирского ущелья (Уалладжира, осет. - Ужлладжыр) колену (роду) Царазонта и его месту в социальной структуре Осетии. Этот род, как считают многие осетиноведы, был связан с аланской и грузинской правящими династиями. Высказывалось предположение, что к Царазонта имели отношение знаменитый Давид Сослан, а также известный по грузинским историческим хроникам "мтавар овсов" Ос-Багатар, погибший в 1306 или 1307г. Армянская церковь во Владикавказе Суннитская мечеть во Владикавказе