Презентация на тему: Сакральные места села Кырен
«Из всех своих путешествий я понимаю, что мы живём в самом уникальном и красивом месте на Земле» В.Киплюкс. Выполнил : Дамбаев Даша -Нима,ученик 8 класса МБОУ «Горхонская СОШ»Руководитель: Аюшеева А.Д. Актуальность темы: – проблема сохранения в надлежащем состоянии древних традиционных культовых мест; -их целевое развитие; -качественное восстановление как части природно-культурного наследия. Цель работы: Исследование и определение исторических и духовных значений сакральных мест села Кырен Задачи:Изучить историю появления культово-религиозных мест;Посетить святые места, побеседовать со священнослужителями;Провести беседу с учащимися о том, что им известно по данной теме. Тунка – уникальный исторический и культурный центр. «Нугайн таабай» «ОМ – А - ХУМ» Хозяин места – сабдак Нугайн таабай. Хэрэнэй Тэпхэр Горы для нашего народа являются олицетворением всех космическихсил, «осью мира», вертикалью, пронизывающей небо и землю, символами родовых кочевий Кыренская Столовая гора «Тэбхэр» означает«квадратный», «четырёхугольный» Хозяевами этой горыявляютсяХэрдэг ноён и Хэрмэшэн хатан ииби. Герб села Кырен
По версии писателя Батора Романова хозяевами святого места Хэрэнэй Тэбхэр являются Хэрмэшэн хатан ииби со своим мужем Хан Хараасгай Баабай. Говорят, что в этой местности было изобилие белок (хэрмэн). С течением веков, возможно, при произношении слова «Хэрмэн» люди перестали произносить букву «М» и получилось слово «Хэрэн», что по-русски – Кырен. Поэтому на гербе Кырена нарисована белка. Дасанай аршаан В Бурятии издавна существуют традиции почитания источников как сакральных мест. Их называют «Аршанами», что в переводе с бурят-ского означает «целебная вода». Это слово произошло от санскритскогослова «Рашиани» – нектар, напиток богов. Этот аршан очень популярен среди населения села Кырен.Люди верят в его целебную силу и употребляют при лечениижелудочно-кишечного тракта. Глазной аршан Недавно рядом с Дацанским аршаном забил новый – Глазной. Обряд «Луса тахилга» Лама Сэрэн читает молитву. Подношение хозяину воды. Кыренский дацан в начале 19 века Картина бурятского художника Хангалова. С самого начала Кырен имел вид дацанского поселения. Дацан «Тушита» «Тушита» – буддийский рай, обитель богов. Кыренский дацан, разрушенныйв 30-е годы, был восстановленв 1990 году усилиями верующихТункинского района. В 1993 годузарегистрирован в Министерствеюстиции, а в 1999 году прошёл перерегистрацию и тем самым закрепив за собой правопреемст-венность старого Кыренского дацана «Тушита» продолжает деятельность согласно старинным обычаям,установившимся два века назад, проводятся традиционные большие и малые хуралы, ведется приём посетителей. Цогчен Дуган Кыренского дацана В 2008 году началось строительство Дугана. По картине бурятского художника Хангалова,которая находится в Художественном музееим. Сампилова, восстанавливался облик дацана. Беседа с Ардай ламой. Православная церковь 15 января 1727 года епископ Иннокентий был определён главой Иркутской епархии, которой руководил 4 года. Он много потрудился над просвещением и обращением вхристианство язычников из бурят и тунгусов. Им была переведена библия на бурятский язык. Свято – Иннокентьевская церковь В декабре 1995 года при поддержке председателя сельского совета Машуковой Эльвиры Александровны образовалась православная община.В 1997 году церковь впервые приняла своих прихожан. Заключение. Я наследник родного простора,Чем горжусь и богат на века.Здесь мой дом, коновязь моя – горы,Аргамаки мои – облака. Б.Дугаров.